Популярные
На фото Герман Коген

Герман Коген

немецко-еврейский философ-идеалист, глава Марбургской школы неокантианства
Дата рождения:
1842-07-04
Дата смерти:
1918-04-04
Биография

Биография

В 1871 году написал работу «Кантовская теория опыта», которая привлекла внимание профессора философии в Марбурге Фридриха Альберта Ланге, и по его приглашению Коген переехал в Марбург.

В 1873 году Коген защитил докторскую диссертацию на тему «Систематические понятия в докритических сочинениях Канта», стал приват-доцентом философского факультета Марбургского университета и посвятил себя изучению философского наследия Канта. В 1875 году Коген был избран экстраординарным профессором, а в следующем 1876 году — ординарным профессором, заняв кафедру, освободившуюся по смерти Ф. А. Ланге.

В 1878 году Коген женился на Марте Левандовски (1860—1942), дочери композитора Луиса Левандовски.

Философия

Последовательно провел и развил все три части философской системы Канта, используя и разрабатывая трансцендентальный метод.

Интерпретируя философию Канта, выдвинул идею, что мысль порождает не только форму, но и содержание познания; объекты же представляют собой мысленные конструкции.

Истолковывал кантовское понятие «вещь в себе» в духе последовательного идеализма как имманентную цель познания, а не как независимое от познания бытие. С этой точки зрения, ощущение является лишь индикатором проблемы, стоящей перед разумом. Моделью познания для него является математика, особенно исчисление бесконечно малых. Процесс познания бесконечен; вечно приближаясь к своему пределу («вещи в себе»), но никогда его не достигая.

По Когену, этика — логика воли. Он, как и Кант, считал, что существует примат этики над наукой. Центральное место в этической системе Когена занимает человеческое достоинство; был сторонник этического социализма, однако отвергал исторический материализм и атеистические тенденции в рабочем движении.

Сочинения

  • Cohen H. Kants Begr?ndung der Aesthetik. — Berlin, 1889. — XII, 433 S.
  • Cohen H. Kants Begr?ndung der Ethik. — Berlin, 1877. — 328 S.
  • Cohen H. Kants Theorie der Erfahrung. — Berlin, 1871. — 271 S.; 2-te neubearb. Aufl.: Berlin: D?mmler, 1885. — 616 S.
  • Cohen H. Kommentar zu Immanuel Kants Kritik der reinen Vernunft. — Leipzig, 1907. — IX, 233 S. — (Philosophische Bibliothek. B.113).
  • Cohen H. Das Princip der Infinitesimal Methode und seine Geschichte. — Berlin, 1883. — VII, 162 s.
  • Cohen H. System der Philosophie. T. 1: Logik der reinen Erkenntnis. — Berlin, 1902. — XVII, 520 S.
  • Cohen H. System der Philosophie. T. 2: Ethik des reinen Willens. — Berlin, 1904. — XVIII, 641 S.; 2. rev. Aufl., 1907. — XXII, 679 S.
  • Cohen H. System der Philosophie. T. 3: ?sthetik des reinen Gef?hls. — Bd. 1, 2. — Berlin: Cassirer, 1912. — XIV, 402+478 S.
  • Cohen H. Schriften zur Philosophie und Zeitgeschichte. — Berlin: Hrsg. von A. G?rland, E. Cassirer, 1928. — 2 Bd.
  • Cohen H. Die dramatische Idee in Mozarts Operntexten. — Berlin, 1915. — 115 S.
  • Коген Г. Значение еврейства в религиозном прогрессе человечества (Речь Германа Когена, произнесенная на V-м всемирном когрессе для свободного христианства и религиозного прогресса). // Еврейский мир. Трехмесячный ж-л. 1910. Кн. 2-3. — С. 5—18. Перепеч.: Теоретические и практические вопросы еврейской жизни. — СПб., 1911.
  • Коэн Г. Суббота. // Евреи и еврейство: Сб. историко-философских эссе. — Иер., 1991. — С.49—55.
  • Коген Г. Эстетика чистого чувства. Т. 1. § 11. Эстетическое чувство любви. / Пер. с нем. Т. А. Акиндиновой. // Studia culturae. Вып. 3. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры филос. ф-та Санкт-Петербургского ун-та. — СПб., 2002. — С. 219—232.
  • Коген Г. Теория опыта Канта. Гл. 16. Система критического идеализма. / Пер. В. Н. Белова. // Вопросы философии. — 2006. — № 4. — С. 151—173.
  • Коген Г. Науки о духе и философия. / Пер. с нем. В. Н. Белова. // Кантовский сборник. Научный журнал. — Калининград. № 1 (27), 2008. — С. 82—86.
  • Коген Г. Теория опыта Канта / Пер. с нем. В.Н. Белова. — М.: Академический Проект, 2012. — 60х90/16, 618 с.
Поделиться: