Популярные
На фото Глеб Александрович Рар

Глеб Александрович Рар

русский зарубежный журналист, церковный историк, церковный и общественный деятель, член Народно-трудового союза, долголетний председатель Свято-Князь-Владимирского братства
Дата рождения:
1922-10-03
Дата смерти:
2006-03-03
Биография

Брат публициста Л. А. Рара, двоюродный брат священника К. В. Фотиева, племянник хирурга С. С. Юдина и участника Белого Движения полковника В. Ф. Рара, зять участника Белого Движения и деятеля русской эмиграции капитана В. В. Орехова, отец политолога А. Г. Рара.

Биография

Глеб Александрович Рар происходил из купеческой семьи, относящейся к сословию Потомственных почётных граждан Российской империи.

Его дед Александр Фёдорович Рар (1849—1912) был директором московского филиала страхового общества «Россия», которому принадлежало здание на Лубянке № 2, которым с 1918 года пользовалась ЧК (ныне ФСБ).

Его отец Александр Александрович Рар (1885—1952) в Первую мировую войну в звании поручика в III Гренадерской артиллерийской бригаде воевал на Галицийском фронте. Октябрьская революция застала его в лазарете, после чего он, как офицер, был интернирован в первом московском концлагере в Андрониковом монастыре. После смерти его первой жены Елизаветы Дюфайе дит Готье 27 июля 1920 года он в том же году женился на Наталье Сергеевне Юдиной (1897—1980), матери Г. А. Рара. Её брат Сергей Сергеевич Юдин (1891—1954) был известным хирургом, удостоенным многими почётными званиями и наградами.

Двоюродный брат А. А. Рара, полковник Владимир Фёдорович Рар (1880—1919), в октябрьских боях 1917 года за Москву руководил обороной казарм кадетского корпуса в Лефортово, затем участвовал в защите Кремля, а позже как заместитель светлейшего князя А. П. Ливена сражался с большевиками в Прибалтике.

Поскольку предки Раров происходили с острова Эзель (ныне — Сааремаа), семья в 1924 году как «классовый враг» была выселена в ставшую после революции независимой Эстонию, но уже скоро переселилась в Либаву (ныне — Лиепая) в Латвии. Здесь Рар закончил немецкую гимназию. После оккупации Латвии Красной армией в 1940 году Рарам благодаря немецко-звучащей фамилии в 1941 году на основании германо-советского договора о переселении балтийских немцев на одном из последних немецких кораблей удалось выехать в Германию, где они отказались получать германское гражданство и быстро влились в жизнь старой русской эмиграции.

С 1942 года Г. А. Рар учился на архитектурном факультете в Бреславле (ныне — Вроцлав), где он участвовал в создании православной общины. В то время он вступил в Национально-Трудовой Союз (НТС) (ныне — Народно-трудовой союз российских солидаристов). Созданная молодым поколением белоэмигрантов в 1930 году в Белграде, эта организация во время войны Германии с Советским Союзом выбрала нелёгкий путь борьбы против двух диктаторов — Сталина и Гитлера, и поддерживала Русское Освободительное движение и имела тесные связи с подпольной немецкой оппозицией. В целях прекращения влияния НТС на Русское Освободительное движение, германские власти в июне 1944 года арестовали целый ряд членов НТС, в том числе и Г. А. Рара, который сперва был заключен в тюрьме Гестапо в Бреславле, где ему вместе с Г. Полошкиным-Позе удалось на обрывках конвертов, которые клеили заключенные, сделать два номера рукописного журнала «Набат за решеткой». Затем Рар находился в заключении в концлагерях Гросс-Розен, Заксенгаузен, Шлибен, Бухенвальд, Лангензальца и Дахау. Здесь он был освобождён американскими войсками 29 апреля 1945 года.

После войны Рары оказались сперва в беженском лагере в Менхегофе под Касселем, затем поселились в Гамбурге, где Г. А. Рар закончил архитектурный факультет университета, активно участвовал в церковной жизни и работал секретарём епископа Нафанаила (Львова), епископа Русской Зарубежной Церкви в Британской зоне оккупации Германии.

Журналистская деятельность

С конца 1947 года Г. А. Рар работал в эмигрантском издательстве «Посев» во Франкфурте-на-Майне. В 1949—1950 годах он с семьей находился в Марокко, где работал в архитектурном бюро, отстраивал церковно-приходскую жизнь и участвовал в скаутском движении, будучи начальником Африканского Отдела Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР).

С 1950 года Г. А. Рар работал на НТС в Германии. Из Западного Берлина пытался распространять антикоммунистическую пропаганду в Советской Зоне Германии. Он участвовал в Конференциях Четырёх Держав в 1954 году в Берлине и Женеве, а также на III Конгрессе «Межамериканской Конфедерации по защите континента» в Лиме.

6 октября 1957 года Г. А. Рар в Брюсселе женился на Софье Васильевне Ореховой (род. 31 мая 1932 года), дочери капитана Василия Васильевича Орехова (1896—1990), участника Первой мировой войны и Белого Движения, деятеля Русского Обще-воинского Союза (РОВС), основателя Русского Национального Объединения (РНО) и издателя журнала «Часовой» (органа связи русских офицеров в Зарубежье).

С 1957 по 1960 годы работал на радиостанции «Свободная Россия» на Формозе (Тайване), с 1960 по 1963 годы в Токио руководил русскоязычными передачами японского радио и Дальневосточным отделом американского «Университета Мэриленда». С 1963 по 1974 годы работал в издательстве «Посев» во Франкфурте, состоял в редакционной коллегии журнала «Посев» и в Совете НТС.

В 1972 году Г. А. Рар вместе с И. И. Агрузовым участвовал в создании Международного Общества Прав Человека (МОПЧ) во Франкфурте, усилиями которого удалось добиться освобождения немалого числа узников ГУЛАГа.

С 1974 по 1995 годы Глеб Александрович работал на радио «Свобода» в Мюнхене, где вёл религиозные передачи, а также программы «Балтийский маяк», «Россия вчера, сегодня, завтра» и «Не хлебом единым». Для многих людей в Советском Союзе его религиозные передачи в годы холодной войны были единственной возможностью получать достоверную информацию о положении Русской православной церкви.

Церковная деятельность

Помимо обширной журналистской деятельности иподиакон Глеб Рар был и известным церковным деятелем. В 1967—1968 годах он принимал самое активное участие в строительстве православного Свято-Николаевского храма во Франкфурте-на-Майне. В частности, Г. А. Рар тогда взял на себя заказ колоколов и лично в старинном заводе в Саарбурге заботился обо всех подробностях. Надписи и кресты на колоколах были отлиты по его чертежам. По ним же было изготовлено и паникадило храма.

Рар долгие годы состоял в Епархиальном Совете Германской епархии Русской православной церкви Заграницей (РПЦЗ), в приходских советах во Франкфурте и Мюнхене, был одним из важнейших деятелей «Православного Дела», служащего распространению веры в СССР, являлся одним из основателей всемирно известного швейцарского института «Вера во Втором Мире» (Glaube in der 2. Welt). Иподиакон Глеб Рар участвовал в III Всезарубежном Соборе РПЦЗ в 1974 году в Нью-Йорке, где он выступил с докладом о положении церкви в СССР. С такими докладами он годами выступал во всём мире, кульминацией чего стали его выступления в празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году (в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Испании, США и Австралии).

С 1983 года Г. А. Рар был председателем Свято-Князь-Владимирского Братства — самого старого русского общества в Германии, основанного в 1888 году при российском посольстве в Берлине для оказания помощи нуждающимся православным людям и для сооружения и содержания русских храмов в Германии. Когда Братство в 1995 году было вынуждено закрыть свой домовой храм в Гамбурге, Г. А. Рар по просьбе руководства Русской православной церкви передал хранившийся там «Мемельский иконостас», служивший некогда русской армии в Семилетнюю войну в Пруссии, в Россию. Иконостас был отреставрирован Российским Фондом Культуры (Москва) и установлен в храме «Нерукотворного Спаса» при новосооруженном соборе Христа Спасителя в Калининграде, посвященном, по предложению Г. Рара, всем русским воинам, погибшим в Семилетнюю, Наполеоновскую, Первую мировую и Вторую мировую войны на территории нынешнего Балтийского края.

Г. А. Рар старался расширить поле деятельности Братства и восстановить его благотворительную и издательскую деятельность. С марта 1996 года по сентябрь 2002 года он выпустил семнадцать номеров «Братского Вестника», посвящённого жизни и деятельности Братства, но и положению Православной Церкви и историческим темам. Также он издавал «Сообщения средств массовой информации о церковной, общественной и политической жизни в России и за рубежом». В 1996 году Рар поддержал создание Балтийской епархией РПЦ школы-интерната для детей-беспризорников в городе Немане Калининградской области.

Г. А. Рар последовательно ратовал за воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью (Московской Патриархией). В 1990 году он энергично выступал против неканоничного создания «зарубежных» приходов на территории самой России. В августе 1991 года Глеб Александрович участвовал в Конгрессе Соотечественников в Москве, где был принят Святейшим Патриархом Алексием II, который через него обратился к иерархии РПЦЗ с предложением о воссоединении. На территории бывшего концлагеря Дахау при поддержке бывшего узника в 1994 году была построена православная часовня Воскресения Христова в память православных жертв национал-социализма, что послужило началом основания прихода Московской Патриархии в Мюнхене.

За его обширную деятельность Г. А. Рар был удостоен ряда почётных и благодарственных грамот Русской Церкви на родине и за рубежом, в частности, в 2004 г. от Святейшего Патриарха Алексия II.

По личному указанию президента Российской Федерации В. В. Путина Глеб Александрович Рар с супругой ещё в 2001 г. получили российское гражданство. Старческие недомогания и болезни, однако, воспрепятствовали их возвращению в Россию.

Глеб Александрович Рар скончался 3 марта 2006 года в возрасте 83 лет во Фрайзинге и 11 марта 2006 года был похоронен на русском кладбище в Берлине.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Белоруссии, жизнь и творчество Г. А. Рара оценил следующими словами:

(Из послания, зачитанного на отпевании Г. А. Рара).

Семья

Г. А. и С. В. Рар воспитали шестерых детей. Сам Г. А. Рар однажды с удовлетворением отметил, что каждый из его детей увлёкся одной из его сфер интересов:

  • Александр (род. 1959) выбрал политику, став известным политическим обозревателем;
  • Ксения (род. 1960) выбрала церковную музыку, управляет церковным хором в мюнхенском приходе, где служит её муж протоиерей Николай Забелич, и устраивает благотворительные концерты;
  • Всеволод (род. 1962) стал журналистом, работает ведущим передачами по России и Восточной Европе на немецком телевидении и живёт в Англии;
  • Протоиерей Михаил (род. 1963) служит священником в Берлине и Веймаре и исполняет должность заведующего канцелярией Берлинской епархии РПЦ;
  • Димитрий (род. 1964) увлёкся историей и географией, работает переводчиком и ныне, после своего отца, возглавляет Свято-Князь-Владимирское братство;
  • Ирина (род. 1966) же занимается общественной деятельностью, в частности, работой с молодёжью.

Сочинения

Книги, брошюры, журналы

  • Набат за решеткой, № 1-2, подпольный рукописный журнал, изготовленный в заключении в тюрьме Гестапо в Бреславле, 1944 г.
  • Елена и Глеб Рар: «Живая Азбука», детский букварь, Унслебен, июль 1945 г.
  • Пленённая церковь (русс.), изд-во «Посев», Франкфурт 1954 г.
  • Die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland : ihr III. Gesamtkonzil in Jordanville/New York 1974 (Русская православная церковь заграницей: Её Всезарубежный Собор в Джорданвилле в 1974 году) (нем.), журнал «Glaube in der 2. Welt», Цюрих 1974 г.
  • Die Russische Kirche in Bad Kissingen (Русская церковь в Бад-Киссингене) (нем.), изд-во «Посев», Франкфурт 1984 г.
  • Kl?ster, Starzen und Ikonen: 1000 Jahre russ.-orthodoxe Kirche (Монастыои, старцы и иконы: 1000 лет русской православной Церкви) (нем.), Мёрс 1988 г.
  • Hundert Jahre Russische Kirche Bad Kissingen (Сто лет русской церкви в Бад-Киссингене) (нем.), изд-во Финк, Линденберг 1999 г.
  • Братский Вестник (русс.), № 1-17, Бад-Киссинген 1996—2002 гг.
  • Сообщения средств массовой информации о церковной, общественной и политической жизни в России и зарубежом, Халлбергмоос 1996—2006 гг.

Радиопередачи

Из серии «Не хлебом единым»:

  • К церковным праздникам: Рождество (1982)
  • К церковным праздникам: Рождественский канон (1982)
  • К церковным праздникам: Пасха (1984)
  • К церковным праздникам: Стратная Седьмица (апрель-май 1986)
  • К церковным праздникам: Пасха (1992)
  • К церковным праздникам: Пасха (1993)
  • Церковные понятия: Симфония (1993)
  • Церковные понятия: Схизма и раскол (1993)
  • К церковным праздникам: Слово в неделю о слепорождённом (14.11.1993)
  • Церковные понятия: Анафема (1994)
  • Церковные понятия: Об экуменизме (1994)

Из серии «Россия христианская — тысячелетие второе»:

  • Три проекта закона о свободе вероисповедания. 31.3.1989
  • Стратегия разделений. 19.2.1990
  • Религиозное законодательство СССР и РСФСР. 1.12.1990
  • Государство — враг рода человеского? 1.12.1990
  • Дай Бог России найти дорогу к свету. 1.12.1990
  • Раскол? Уберём камни преткновения. 10.11.1990
  • Империя. Монархия сегодня? 8.12.1990
  • Церковь и сильные мира сего. 1991 (несколько серий)
  • Воссоединение? Постановление патриарха Тихона. 30.3.1991
  • Собор решит. 30.3.1991
  • Навстречу Собору. 30.3.1991
  • Основательно подготовленный Собор. 6.4.1991
  • «Отец своих сирот». Не уйдёшь ты от суда земного, как не уйдёшь от Божьего суда. 26.4.1991
  • Обращение патриарха к молодёжи. 13.7.1991
  • Открытое письмо патриарха участникам Конгресса соотечественников. 13.7.1991
  • Патриарх и Зарубежье. 13.7.1991
  • Слишком активна или пассивна русская церковь? 6.9.1991
  • Год освобождения. Как сохранилась святыня. 13.9.1991
  • После драки кулаками не машут. 28.9.1991
  • Конфликт, которого не было. 4.10.1991
  • Восстановление единства, задача, поставленная св. Тихоном. 12.10.1991
  • Сергианство — что это такое? О декларации митрополита Сергия. 19.10.1991
  • Что такое патриархаты. Как блюсти соборность. 26.10.1991
  • О монархии, но давайте серьёзно. 6.10.1994

Из серии «Религия в современном мире»:

  • Самый ненужный из всех расколов. 28.10.1991
  • Мормоны. Осень 1995
  • Новоапостольская церковь. Осень 1995
  • Секты в Германии. Осень 1995
  • Скиентология и универсальная жизнь. Осень 1995
  • Церковь и секты. Осень 1995
  • Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Осень 1995

Из серии «Партнёр Германии»:

  • Союзный договор: надуманно, нежизненно, громоздко. 15.12.1990
  • Мина замедленного действия, положенная под межнациональные отношения конституцией 1918 и союзным договором 1922: Депортация армии. 1991
  • Мина замедленного действия, положенная под межнациональные отношения конституцией 1918 и союзным договором 1922: Объединённые родиной, честью, врагом. 1991
  • Мина замедленного действия, положенная под межнациональные отношения конституцией 1918 и союзным договором 1922: Основы строительства новой армии. 1991
  • Мина замедленного действия, положенная под межнациональные отношения конституцией 1918 и союзным договором 1922: Армия — семья? 1991
  • Дахау. Воспоминания (1945 г.). 1993
  • Бисмарк и Дурново. 1993
  • И прочие передачи на радио «Свобода», Мюнхен 1974—1995 гг.
  • Передачи на радио «Свободная Россия», Тайбэй 1957—1959 гг.
  • Передачи на Японском радио, Токио 1959—1963 гг.

Статьи

  • Первые православные японцы; «Грани» № 5, Франкфурт 1960
  • Коммунизм наткнулся на вечное: христианство и коммунизм в современной России. Японская брошюра, Токио 1960
  • Russische Kirchen in Deutschland (Русские церкви в Германии) (нем.), «Der Europaeische Osten» № 143, Мюнхен 1967
  • Сколько православных в России. «Посев», Франкфурт 1973
  • Топонимика коммунизма, «Посев», апрель 1973
  • Сколько в России православных храмов. «Посев», Франкфурт 1974
  • Живое наследие великой России: Братство святого Владимира, Русское Возрождение, № 24, Нью-Йорк 1983
  • Двух русских церквей быть не может. «Посев» № 5, Франкфурт 1991
  • С чем я возвращаюсь, 1992
  • Большая Балтия; «Западная Россия», Калининград 1992
  • На расстоянии голоса. «Иностранец» № 10, Москва 1993
  • Мои Берлины. «Европацентр», Мюнхен 1993
  • Свободу совести бессовестным? «Час Пик», СПб 1994
  • С любовью и болью. Что может дать старая эмиграция новой России?, «Голос», Москва 21.3.1994
  • Теперь Прибалтика показывает как не надо делать. «Завтра» № 15, Москва 1994
  • Балтийские раздумья. Рубеж Трувора; «Час Пик», СПб. июль 1994
  • Вина за раскол в церкви не смывается и мученической кровью. «Час Пик», СПб 1.9.1994
  • Вина за раскол внутри православия лежит на Зарубежной Церкви. «Час Пик», СПб 14.9.1994
  • Русская Зарубежная Церковь: история и причины возникновения. «Независимая Газета», Москва 13.10.1994
  • Балтийские раздумья. Двуязычие; «Час Пик», СПб. 1994
  • Сфера равноправия, «Голос», Москва 1994
  • О монархии, но давайте серьёзно. «Час Пик», СПб. 9.11.1994
  • Россия и Германия: Волга и Рейн. Русские церкви в Германии. «Европацентр», Мюнхен 1996
  • Русские церкви в Германии. «Независимая Газета», Москва 1997
  • На пути к единой русской церкви. «Православный Дневник», Нью-Йорк, январь 1997
  • Бодр ум, сердце трезвящися (о прославлении царственных страстотерпцев). Независимая Газета, Москва 29.5.1997
  • Что за иллюзия: Зарубежная Церковь, «Калининградская Правда», ноябрь 1997
  • К вопросу о зарождении Зарубежной Церкви. «Независимая Газета», Москва 30.11.2000
  • У Карловацкой церкви будущего нет. «Независимая Газета», Москва 4.12.2002

Интервью

  • О положении русской церкви. «Единение», Мельбурн 1986
  • О русском европейце. «Радио Евроскоп», 1995
  • Церковь русская. «Ступени» № 3, Минск 2002

Доклады

  • Православие и русская культура и государственность (I—II). Съезд Национальной Организации Витязей (НОВ), Дампьер, Франция, 28.10.1972
  • Ueber die Kirche in Russland (О Церкви в России) (нем.), Симпозиум «Веры во Втором Мире», Мюнхен 26.4.1979
  • Wann wurde Russland christlich? Zur Lage der Forschung ueber den Zeitpunkt der Taufe. (Когда Русь стала христианской? К состоянию исследования даты Крещения.) (нем.), Мюнхен 9.10.1987
  • Дело и завет св. Князя Владимира; Мюнхен (Германия) 1987 и на Зарубежном Съезде молодёжи в Натуа (Бельгия) 1988
  • Tausend Jahre Kirche Russlands: ein umstrittenes Datum (Тысяче лет церкви на Руси: спорная дата) (нем.), Мюнхен 11.1.1988
  • Вюртемберг и Россия: к 200-летию со дня рождения Великой Княгини Екатерины Павловны, Королевы Вюртембергской, Штутгарт 10.5.1988
  • Unser Millenium: die Russische Kirche und Bad Kissingen (Наше Тысячелетие: Русская церковь и Бад-Киссинген) (нем.), Мюнхен 31.5.1988, Бад-Киссинген 10.6.1988
  • Тысячелетие Крещения Руси, Франкфурт 11.7.1988
  • Russische Kirche und Sowjetstaat (Русская церковь и советское государство) (нем.), Франкфурт 10.7.1988, Баден-Баден 17.9.1988
  • Прибалтика: развал империи? Перестройка в рамках существующего строя и идеологии, или выход на качественно новые рубежи?, Зарубежный съезд молодёжи, Натуа, Бельгия, 4.-7.5.1989
  • Каким быть закону о свободе совести? Зарубежный съезд молодёжи, Натуа, Бельгия, 4.-7.5.1989
  • Русский национализм или русское национальное сознание?, Зарубежный съезд молодёжи, Натуа, Бельгия, 4.-7.5.1989
  • Russische Kirche im Jahr nach dem Millenium: Perestrojka oder Stagnation? (Русская церковь в год после Тысячелетия: перестройка или застой?) (нем.), Баден-Баден 28.9.1989
  • Церковь и пути России. Всезарубежный съезд молодёжи, Натуа, Бельгия, 28.4.1990
  • Die russischen Baederkirchen in Deutschland (русские церкви в курортных городах Германии) (нем.), Бад-Гомбург 24.1.1990
  • Россия и мир сегодня. Выступление на 1-м Конгрессе Соотечественников, Москва, август 1991
  • Возвращение России в Европу. Выступление перед Российским политическим клубом, Москва, окт. 1991
  • Ещё раз о русской государственности. Выступление на III Всемирном Народном Соборе, Москва 4.-6.12.1995
  • Москва — Третий Рим. Зарубежный съезд молодёжи, Куррьер, Бельгия, 1997
  • Цели и задачи Братства св. Владимира. Бад-Киссинген 21.6.1997
  • Прославление новомучеников: два подхода. Зарубежный съезд молодёжи, Курьер, Бельгия, 1.-3.5.1998
  • Русская православная церковь в Германии в 1933-45 годы. Дрезден 5.6.1999
  • О положении Русской Православной Церкви, Иоганнесбург (ЮАР) 2000
  • Hundert Jahre russische Kirche Bad Kissingen (Сто лет русской церкви в Бад-Киссингене) (нем.), Бад-Киссинген 14.7.2001
  • Серия докладов об истории Русской Церкви в XX веке. Минск, 28.10.-3.11.2001
  • Цели и задачи Братства св. Владимира. Бад-Киссинген 19.7.2003
Поделиться: