Популярные

Головня Анатолий Дмитриевич

советский оператор, теоретик кино, педагог
Дата рождения:
1900-02-02
Дата смерти:
1982-06-25
Биография

Герой Социалистического Труда (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1966). Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1951). Член ВКП(б) с 1944 года.

Биография

Работал в кино с 1925 года. В 1926 году окончил операторский факультет ГТК. С 1934 года — преподаватель ВГИКа, с 1939 года — профессор. Доктор искусствоведения (1966).

А. Д. Головня умер 25 июня 1982 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.

Жена и соавтор многих операторских работ — Т. Г. Лобова.

Память

В 2005 году Евгенией Головней снят документальный фильм «Анатолий Головня и его женщины». В 2010 году — «Острова. Анатолий Головня» (реж. Злата Школьная; для т/к «Культура»).

Творчество

Работал ассистентом оператора у А. А. Левицкого (фильм «Луч смерти»).

Творчество мастера развивалось в сотрудничестве с режиссёром В. И. Пудовкиным. В первых же своих работах он пытался освободиться от штампов старой операторской школы, в процессе работы осваивал новый монтажный метод съёмки с его динамичной сменой планов и ракурсов, позволяющей активно выявить авторское отношение к материалу и придать экранному изображению особую выразительность.

Съёмка фильма «Мать» выдвинула его в первые ряды мастеров советского операторского искусства. Во многом следуя традициям реалистической живописи, А. Д. Головня стремился найти такую форму кадра, чтобы все его элементы с максимальной выразительностью раскрывали содержание эпизода. Эта тенденция отчётливо проявилась в своеобразии ракурсных построений, определивших новизну зрительского восприятия. Несмотря на скупость красок (изображение построено на короткой тональной гамме и контрасте крупных световых пятен), оператор добивается большой выразительности, органично вплетая изобразительную линию фильма в драматическую ткань. Значительную роль в эмоциональной окраске картины играет пейзаж. Усиливая настроение и идейное содержание эпизодов, пейзажи мастера в то же время придают фильму в целом русский национальный колорит.

В дальнейшем А. Д. Головня широко использовал смелые экспрессивные повороты кинокамеры, приёмы оптической деформации, стремился к максимальной динамичности композиции кадра. Жизненная правда — основа творчества оператора.

Фильмография

  • 1925 — Кирпичики; Шахматная горячка
  • 1926 — Мать; Механика головного мозга (док.)
  • 1927 — Человек из ресторана (с К. М. Венцем); Конец Санкт-Петербурга
  • 1928 — Потомок Чингисхана
  • 1929 — «Стеклянный глаз» («Фильм о фильме»; в роли оператора — А. Д. Головня)
  • 1929 — Участок фронта (док.); Рыбный промысел (док.) (также режиссёр обоих фильмов)
  • 1930 — Звуковая сборная программа № 3
  • 1933 — Дезертир
  • 1935 — Персия (док.)
  • 1938 — Победа
  • 1939 — Минин и Пожарский (с Т. Г. Лобовой)
  • 1940 — Суворов (с Т. Г. Лобовой)
  • 1941 — «Пир в Жермунке» (Боевой киносборник № 6; с Т. Г. Лобовой)
  • 1942 — Неуловимый Ян (с Т. Г. Лобовой)
  • 1946 — Адмирал Нахимов (с Т. Г. Лобовой)
  • 1950 — Жуковский (с Т. Г. Лобовой)

Сценарии

  • 1931 — Великие будни (также режиссёр)
  • 1934 — Карьера Рудди (с В. В. Немоляевым)

Сочинения

  • Свет в искусстве оператора. — 1945.
  • Фотокомпозиция. — 1962. (с Л. П. Дыко)
  • Мастерство кинооператора. — 1965.
  • Композиция фотокадра. — М., 1938.
  • Съёмка цветного кинофильма. — М., 1952.
  • Композиция кинокадра. — М., 1965.
  • Экспонометрия съёмки. — М., 1966.
  • Экран — моя палитра. — М., 1971.
  • Киноосвещение. — М., 1973.
  • Операторское мастерство. — М., 1976.
  • Творчество оператора фильма. — М., 1978.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1947) — за фильм «Адмирал Нахимов» (1946).
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Жуковский» (1950).
  • Почётный приз МКФ в Венеции (1972) — за совокупность творчества.
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
  • Герой Социалистического Труда (1980).
  • Орден Ленина.
  • Ещё три ордена и медали.
Поделиться: