Популярные
На фото Григорий Ефимович Распутин

Григорий Ефимович Распутин

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
Дата рождения:
1871-07-29
Дата смерти:
1916-12-29
Биография

Летом 1871 года, 29 июля, в далекой Тюменской области родился Григорий Ефимович Распутин. Село Покровское было настолько далеко от Москвы и Петербурга, что вряд ли даже образованные люди смогли бы указать его местоположение. Однако Григория Распутина через несколько десятков лет суждено было узнать едва ли не каждому – не только в России, но и в мире.

Сведения о детстве Распутина слишком отрывочны, да и источником их зачастую выступает он сам. Достоверно известно лишь то, что в возрасте восемнадцати лет Распутин совершил паломничество в Верхотурский монастырь, некоторое время прожил среди братии, но монашеского обета не принял и через год вернулся в родное село. Женился Григорий на тихой девушке Прасковье Федоровне, которая родила своему мужу трех детей – Дмитрия в 1897 году, Марию в 1898 и Варвару в 1900.

Несмотря на, казалось бы, прекрасные отношения с женой, свое время Распутин, в основном, посвящал не семье, а паломничествам. В странствиях он обошел пешком почти всю Россию, добрался до Греции, где проживал в монастыре Атос, и даже был в Иерусалиме. Возможно, что длительные путешествия так подействовали на Григория Ефимовича или чужой воздух, но он неожиданно объявил себя избранным самим Богом и обладателем чудодейственной исцеляющей силы, причем рассказывал об этом каждому встречному и поперечному.

Видимо, что-то такое действительно было в Распутине, кроме его горящего взгляда, потому что слухи о чудесном сибирском целителе расползлись по России, и паломничества начались уже к новоявленному «старцу» и «святому». Трудно сказать, каким образом помогал страждущим безграмотный и нигде не учившийся мужик, но, видимо, люди получали то, что им было нужно, – надежду, а возможно, и исцеление.

В то же время Распутин не был чужд мирским удовольствиям, очень любил хорошее вино, не чурался женщин, обожал танцы и длинные разговоры с интересным собеседником. Его убеждения в корне отличались от аскетизма православия, и впоследствии это вызвало большие трения с российским духовенством. Тем более что сам Распутин говорил о себе: «Природа меня выучила любви к Богу и наделила способностью беседовать с Всевышним. А в храмах духа Божьего нет, а букв в книгах много – вот потому-то храмы и пусты!». Словом, старец из Распутина вышел совсем не традиционный.

По легенде, весной, когда Распутин пахал поле, к нему явилась Богоматерь, поведала о страданиях царевича Алексея, наследника российского престола, и повелела отправиться в столицу для спасения единственного сына Николая II. Рассуждать долго Григорий Распутин не стал и немедля отправился в столицу Российской империи.

В 1904 году Распутин без копейки денег и с простой котомкой через плечо пришел в Санкт-Петербург. Свою деятельность в столице он начал со сбора денег на богоугодное дело – постройку нового большого храма в селе Покровское. Через некоторое время Григорий Ефимович познакомился с епископом Сергием, который, в свою очередь, свел его с другими высокопоставленными лицами церкви – епископами Гермогеном и Феофаном. Совершенно естественно, что и духовное начальство, и полиция навели справки о Распутине, послав запросы по месту его жительства. Однако ничего дурного сказать о нем тюменское начальство не нашло нужным, и только много позже появились истории о его внебрачных детях, оргиях, загримированных двойниках и прочем. Большая часть этих наветов явно исходила из среды противников и завистников Распутина.

1905 и 1906 годы – время народных волнений и выступлений. Выстрелы в сановников и взрывы бомб становятся почти привычным делом, а страх толкает людей на обращения к Богу и различным пророкам. Можно сказать, что Григорий Распутин оказался в нужном месте и в нужное время. К нему шли за советом и словами поддержки люди из всех слоев российского общества. Захотела познакомиться с Распутиным и Мария Федоровна, российская императрица, – царевич Алексей болел гемофилией, и уповать ей оставалось только на чудо, исходящее от старцев, знахарей или самого Господа. Пораженная внешней одухотворенностью Распутина, императрица еще в 1905 году попросила его стать духовником – как своим, так и всей царской семьи. Однако для этого было обязательным благословение одного из иерархов церкви. Через знакомых епископов Распутин обратился к преподобному Иоанну Кронштадтскому. После беседы с Распутиным Иоанн дал свое благословение, но сказал: «По твоему имени и воздастся тебе»… «Всероссийский батюшка» как в воду смотрел и вполне буквально, как оказалось, предрек Распутину обвинения, клевету и несправедливую смерть.

Однако лишь в 1907 году Распутин был срочно вызван к императорскому двору. Причиной послужил мощнейший приступ болезни у цесаревича – лучшие лекари не могли остановить кровотечение. Царская чета старательно скрывала страшную болезнь наследника от народа, опасаясь волнений. Возможно, именно потому целых два года царь противился допуску Распутина к своему сыну. Но когда положение стало критическим, Мария Федоровна буквально на коленях вымолила разрешение императора и немедленно послала за Распутиным.

Каким образом Распутину удалось купировать тяжесть состояния наследника – неизвестно, однако после улучшения состояния Алексея, причем улучшения значительного, даже Николай II перестал противиться появлениям при дворе мужика с горящим взором. Кстати сказать, уже в то время по столице ходили порочащие Распутина слухи – и о пристрастии к заграничной мадере, и о его весьма оригинальной помощи страждущим женщинам, и об огромных взятках за пропихивание некоторых проектов или карьеру. Однако переубедить императрицу не мог уже никто, а император запретил полицейскому управлению заниматься слежкой за Распутиным и расследованием его дел. Стало модным обращаться к старцу за помощью, и круг знакомых Распутина в элитных слоях петербургского общества начал разрастаться, как на дрожжах.

Дела и делишки Распутина стали притчей во языцех у народа, и, несмотря на запрет императора, полиция собрала такой богатый материал, что хватило бы на высылку из столицы десяти человек. Распутину намекнули на тяжесть обвинений, и он уехал в родное село – немедленно, но зато добровольно. Правда, Григорий Ефимович был достаточно хитер и прекрасно понимал, что в самые кратчайшие сроки будет снова призван не только в столицу, но и ко двору императора. Разумеется, хитрец не ошибся.

В 1910 году для поступления в Академию богословия в Петербург прибыли дочери Распутина – Мария и Варвара. Однако пристроить своих дочерей в заведение столь высокого ранга Распутин все же не смог, и их пришлось определить в гимназию.

Следующий приказ о надзоре за Распутиным выдал лично премьер-министр Столыпин. Через несколько дней по приказу императора наружное наблюдение было снято, а сам факт приказа сыграл не последнюю роль в ухудшении отношений между премьер-министром и царской фамилией. Но деяния Распутина приобрели такой размах, что в январе 1911 года епископ Феофан высказал на Святейшем Синоде пожелание сообщить императрице официальное неудовольствие церкви поведением царского духовника. Сообщить это мнение императору был уполномочен митрополит Антоний – член православного Святейшего Синода. Однако император не пожелал связываться с безумно почитавшей Распутина императрицей и, выслушав Антония, обещал подумать над его словами.

16 декабря того же года Распутина пригласил к себе епископ Гермоген. На епископском подворье Васильевского острова, в присутствии иеромонаха Илиодора Труфанова, Гермоген принялся обличать дела Распутина, громогласно ругался с ним, а затем ударил несколько раз крестом. Обличения и теологический спор плавно переросли в банальную драку.

Чувствуя, что тучи над головой сгущаются, Григорий Ефимович покидает столицу и отправляется для паломничества в Иерусалим. Как только старец вернулся в Санкт-Петербург, министр внутренних дел Макаров отдал приказ о негласном наружном наблюдении за Распутиным. Эта слежка, начатая 23 января 1912 года, продолжалась вплоть до смерти Григория Распутина. Распутин прекрасно знал об установленном наблюдении, но относился к нему абсолютно наплевательски.

Поселившись два года спустя в 64 доме по улице Гороховой, Распутин, по словам современников, превратил дом в притон. Мало того – по столице циркулировали слухи о том, что Распутин совершает на своей квартире колдовские ритуалы и даже содержит целый гарем из почитательниц, употребляя их по мере надобности.

В 1914 году в Европе началась война. Англия и Франция требовали от России исполнить договора и выступить вместе с ними против германского агрессора. Но Распутин настраивал императрицу против не только вступления в войну, но и вообще любых военных действий с помощью русской армии. Фактически, Распутин вносил раскол в семью императора – и в политическом, и в личном смыслах. Это и стало отправной точкой заговора против него.

Инициаторами заговора выступили князь Феликс Юсупов, женатый на племяннице императрицы, депутат Госдумы Пуришкевич Владимир Митрофанович и двоюродный брат царя великий князь Дмитрий Павлович. Перед самым Новым годом, 30 декабря 1916, заговорщики пригласили Распутина к князю Юсупову во дворец, мотивируя приглашение встречей с известной столичной красавицей, племянницей Николая II. Зная о пристрастиях Григория Ефимовича, ему приготовили знатное угощение – миндальные пирожные и мадеру, обильно сдобренные цианистым калием. Распутин употребил угощение в весьма солидном объеме, но яд на него не подействовал. Вполне возможно, такое чудо произошло по причине слабого действия цианидов в присутствии жиров и алкоголя. Как бы там ни было, а терпение заговорщиков лопнуло, и они решили применить более весомый и надежный способ. Юсупов всадил в грудь Распутина пулю из пистолета. Однако Распутин не пожелал падать на пол и умирать, а бросился вон из дворца в поисках спасения. У ограды раненого и отравленного Распутина настигли великий князь и Пуришкевич – от них Распутин получил еще несколько пуль, но и теперь все еще делал попытки встать на ноги. Обреченного связали, сунули в мешок и, привязав груз, поволокли по льду к проруби.

Легенда гласит, что когда Распутина вытащили со дна Невы, он все еще дышал. Очень сомнительное предположение, тем более что официальное вскрытие (проведенное профессором Военно-медицинской академии Д. П. Косоротовым) и следствие показали – Распутин захлебнулся, хотя перед смертью отчаянно пытался спасти свою жизнь. Также следствие установило, что в заговоре имеются следы участия английской разведки, и якобы одна из пуль, попавших в Распутина, могла быть выпущена лишь из английского пистолета сорок пятого калибра. Документы следствия и протокол судебно-медицинского вскрытия были утеряны во время февральской революции 1917 года.

По слухам, митрополит Питирим отказал в просьбе об отпевании Распутина. Тем не менее, Григория Ефимовича не только отпел епископ Исидор, но и отслужил заупокойную обедню, что делать по канонам православия не имел права. Ходили слухи, что на отпевании присутствовала сама императрица, упоминались и прочие пикантные подробности, но все это наверняка были только сплетни.

От упокоения останков Григория Распутина на родине в селе Покровском пришлось отказаться из-за большой вероятности народных волнений – гроб пришлось бы везти через половину России. А потому останки предали земле в Царском Селе, рядом с храмом Серафима Саровского. Некоторые духовные лица вопреки традициям православной церкви предпринимали попытки канонизации Григория Распутина.

Следствие против высокопоставленных заговорщиков, скорее всего, окончилось бы ничем, но в каком-то смысле им «повезло» – грянула февральская революция, и 4 марта 1917 года Керенский отдал указание прекратить расследование убийства Распутина. Кстати, именно Керенский отдал и другой приказ – найти захоронение и уничтожить тело. Несколько дней выкопанный гроб находился в охраняемом вагоне, а затем ночью был сожжен вместе с останками Распутина. Страх в народе перед «нечестивым старцем» был столь велик, что солдаты, участники сожжения, утверждали, будто горящий труп Распутина пытался встать в пламени костра и даже умудрился проклясть всех своих гонителей… На березе рядом с местом сожжения были вырезаны две надписи. Одна из гласила на немецком: «Здесь покоится собака», вторая указывала, что ночью 11 марта в 1917 году на этом месте сожгли труп Распутина.

Судьба Григория Ефимовича Распутина является примером сказочного восхождения простого мужика вплотную к российской императорской власти и его огромного влияния на царскую семью и политику государства. До сих пор идут споры о причинах популярности Распутина у женщин, ему приписываются таланты гипнотизера, тонкого психолога и даже знатока черной магии. Святой или развратник, праведник или авантюрист, чудотворец или шарлатан – но как бы там ни было, а Распутин сыграл заметную роль в российской истории и пал жертвой своих неуемных амбиций.

Поделиться: