Популярные

Хаджи-Мухаммад

представитель династии Шибанидов, хан Золотой Орды
Биография

Происхождение и потомки

Хаджи-Мухаммад являлся потомком Шибана в 7-м поколении, правнуком первого хана Улуса Шибана Минг-Тимура (ум. после 1357). Его генеалогия следующая:

Чингисхан — Джучи — Шибан — Бахадур — Джучи-Бука — Бадакул-оглан — Минг-Тимур — Бек-Кунды — Али-оглан — Хаджи-Мухаммад.

Согласно генеалогии, Хаджи-Мухаммад приходился:

  • двоюродным внуком ханам Золотой Орды Пулад-Тимуру (ум. 1367) и Алибеку (ум. 1375);
  • двоюродным племянником золотоордынским ханам Каганбеку и Араб-шаху;
  • троюродным братом узбекскому хану Махмуду-Ходже бин Каганбеку;
  • двоюродным дядей хивинскому хану (1446—1461) Мустафе;
  • троюродным дядей узбекскому хану Абу-л-хайру;
  • троюродным дедом узбекскому хану Джумадуку.

В соответствии с «Избранными летописями из книги побед» (Таварих-и гузиде нусрат наме) у Хаджи-Мухаммада имелось три сына: Сайидек-хан, Махмудек-хан и Шиба-Гази. Правнуком Сайидека являлся касимовский хан Шах-али II (ум. 1535). В свою очередь, детьми Махмудека были правитель Большой Орды и основатель Сибирского ханства хан Ибак, казанский хан Мамук и сибирский хан Агалак.

Путаница с другими Мухаммедами

В начале XV века в истории Золотой Орды встречаются несколько ханов с именем «Мухаммед», что даёт повод для путаницы. Так, двух ханов Золотой Орды прозвали «большой Мухаммед» (Улу-Мухаммед) и «меньшой Мухаммед» (Кичи-Мухаммед) сознательно во избежание путаницы.

При этом сначала Б. Д. Греков и А. Ю. Якубовский, а затем М. Г. Сафаргалиев приписывают Улу-Мухаммеду часть деяний Хаджи-Мухаммада, опираясь на сообщения восточных авторов (египтятина Эль-Айни, гератца Абд-ар-раззака Самарканди) о Мухаммед-хане. Однако Ж. М. Сабитов доказывает, что сообщения о Мухаммед-хане необходимо относить на счёт Хаджи-Мухаммада, потому что Улу-Мухаммед получил право называться ханом позже, а именно после смерти своего кузена Худайдата в 1424 году.

Другим источником путаницы является хан Махмуд-Ходжа бин Каганбек (ум. 1430), которого М. Г. Сафаргалиев полностью отождествляет с Хаджи-Мухаммадом. В. В. Трепавлов в данном вопросе не имеет какой-то определённой позиции. В то же время автор большого труда по генеалогиям чингизидов Ж. М. Сабитов настаивает на том, что Махмуд-Ходжа троюродный брат Хаджи-Мухаммада.

В обоих случаях дополнительным поводом для путаницы, помимо сходства имён и неясности источников, является также факт соперничества всех трёх ханов с Барак-ханом. Вероятно, окончательная точка в этом вопросе ещё не поставлена.

Биография

Впервые некий Хаджи Мухаммед наряду с Махмудом упоминается в тарханной грамоте хана Тимур Кутлуга от 1398 года. Сведений о том, кем был этот Хаджи Мухаммед, не имеется. Учитывая связь и Тимур Кутлуга, и Хаджи-Мухаммада с беклярбеком Едигеем, теоретически можно предположить, что Хаджи-Мухаммад мог получить налоговое освобождение как союзник Едигея.

Царевич Хаджи-Мухаммад стал последней кандидатурой могущественного темника Едигея, выбранной им в качестве марионеточного хана Золотой Орды при своей персоне. Союз был заключен накануне боёв Едигея с Кадыр Бирди-ханом, сыном его заклятого врага Тохтамыша. В ходе сражений на Яике в 1419—1420 годах погибли оба противника, как Едигей, так и Кадыр Бирди-хан. Однако Хаджи-Мухаммад свою часть соглашения выполнил: он вместе с войском воевал на стороне Едигея. Поэтому возглавивший после гибели темника род мангытов Мансур реализовал обещание отца и провозгласил Хаджи-Мухаммада ханом. В ответ новоявленный хан сделал Мансура своим беклярбеком, то есть продолжилась начатая Едигеем традиция иметь при хане мангытского беклярбека.

Однако фактически Хаджи-Мухаммад правил восточной частью Улуса Джучи. С этого момента начинается окончательный распад Золотой Орды. Хаджи-Мухаммад и его преемники по-прежнему именуют себя золотоордынским титулом «хан Дешт-и-Кыпчак», но фактически его улус стал основой формирующегося Узбекского ханства. Ж. М. Сабитов дополнительно указывает Хаджи-Мухаммада и в качестве основателя Сибирского ханства.

В западной части Улуса Джучи в это время (1421—1422 годы) развернулась война между провозглашённым ханом в Крыму Улу-Мухаммедом, его двоюродным братом Худайдатом и внуком Урус-хана Бараком. Царевича Барака поддерживал султан Мавераннахра Улугбек, к которому Барак обратился в 1419 году; Улугбек хотел повторить комбинацию Тимура, поддержавшего в борьбе за престол Золотой Орды Тохтамыша. М. Г. Сафаргалиев считает, что первоначально Барак вступил в борьбу с Хаджи-Мухаммадом, но потерпел поражение и в 1422 году вынужденно переключился на западную часть улуса.

В 1423 году потерпевший поражение на западе Барак вернулся на земли Хаджи-Мухаммада. Известно, что беклярбек Мансур предал хана и перешёл к своему родственнику по матери Бараку, Хаджи-Мухаммад был убит. Есть версия, что Мансур и Хаджи-Мухаммад вместе сражались против Барака и пали одновременно. По крайней мере, нет достоверных данных о гибели Хаджи-Мухаммада именно в 1423 году. В этом случае факт смерти Хаджи-Мухаммада надо датировать более поздним сроком — 1427 годом, когда был казнён Мансур.

Местонахождение улуса Хаджи-Мухаммада

Границы улуса Хаджи-Мухаммада сейчас можно определить только очень приблизительно. Так, согласно А. З. Валиди, полная версия «Чингиз-наме» сообщает о владениях Хаджи-Мухаммада следующее:

Среди современных историков есть разногласия по поводу того, что считать столицей улуса. Традиционно столицей считается Чинги-Тура. В то же время З.Я. Бояршинова, Н.Н. Степанов, Н.Г. Аполлова и Г. Л. Файзрахманов придерживаются того мнения, что столицей Хаджи-Мухаммада был городок Кызыл-Тура (ныне село Усть-Ишим) на месте впадения Ишима в Иртыш. Традиционно особое мнение принадлежит Ш. Марджани, по словам которого:

Возможно, у Марджани имело место неправильное толкование следующего отрывка из рукописи XIX века «Маджма ал-ансаб ва-л-ашджар» о генеалогии сибирских ханов:

Судя по времени составления рукописи и её тексту, рукопись констатирует, что столицей Сибирского ханства во времена хана Кучума был Искер. В то же время из рукописи не следует, что Искер являлся столицей во времена Хаджи-Мухаммада.

Поделиться: