Из еврейской семьи. Знал идиш и иврит раньше, чем английский. Открыл для себя поэзию в 10-летнем возрасте, прочитав в библиотеке Бронкса книгу стихов Харта Крейна «Белые здания» (следующим открытым автором был Блейк, затем Мелвилл и Шекспир).
В 1947 году поступил в Корнелльский университет, учился у исследователя поэтики романтизма Мейера Говарда Абрамса. Отличался фантастической памятью и сверхъестественной работоспособностью. Закончил курс в 1952 году, еще год провел в Кембридже. Защитил диссертацию в Йельском университете (1955), где трудится по сей день.
Считает своим непосредственным предшественником исследователя мифологии и мифологических образов в литературе Нортропа Фрая, на него повлияли идеи Кеннета Бёрка. В центре интересов Блума — феномены сакрального в современном мире. Отсюда его книги о поэзии, и прежде всего о романтической и религиозной поэзии, с другой — работы о священных текстах (в первую очередь — о Библии), с третьей — исследования гражданской религии в США.
Из многочисленных трудов Блума наибольшее внимание публики и критики привлекли книги о «страхе влияния» как механизме литературной динамики, об «ошибках прочтения» («очитках») как стратегии восприятия текста и о формировании «канона» западной литературы и, в частности, американской словесности (а также феноменов «гения», «великой книги» и т. п.). Вряд ли есть хоть сколько-нибудь значительный англоязычный автор, о котором Блум не написал бы, причем нередко — книгу, а, случалось, и не одну. В этом смысле, он не только исследует канон, но и деятельно его формирует.
Последовательный противник марксизма, феминизма, семиотики, постмодернизма, деконструктивизма, нового историзма и других явлений интеллектуальной моды в гуманитарных и социальных науках США 1960—1990-х гг. Наиболее влиятельный из американских гуманитариев, занимающихся исследованиями литературы.
Член Американской академии искусств и литературы, Шекспировской академии. Лауреат множества национальных и международных премий, включая премию Ханса Христиана Андерсена (2005).