Родился в Медине 21 году по хиджре. Имя его отца упоминается в 3 различных сообщениях как Фируз, Ясар или Джафар, а имя матери его — Хайра. Сообщается, что она была служанкой у жены Мухаммеда Умм Салама ().
С 657 года от Р.Х. жил в Басре. В 663-665 годах учаcтвовал в военном походе на территории нынешнего Афганистана. Хасан участвовал в войне против Персии, был секретарём наместника Хорасана Раба ибн Зияда. Когда правителем Ирака стал аль-Хаджжадж () (694 год), принял участие в организованной последним работе по снабжение букв в тексте Корана диакритическими знаками. При халифе Умаре II Хасан стал кади Басры.
Группировавшийся вокруг Хасана аль-Басри теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства, а авторитет основателя кружка был настолько велик, что к своим учителям его относили и сунниты, и рационалисты (основатель мутазилизма Васил ибн Ата вышел именно из этого кружка), и суфии.
Хасан аль-Басри умер и был похоронен в Басре в 110 году по хиджре, 728 году от Р.Х..
Из немногочисленных сведений о его воззрениях представляется, что в вопросе о свободе воли он придерживался точки зрения, характерной для кадаритов, и утверждал ответственность человека за совершаемые им в этом мире деяния. В духе учения мурджиитов он утверждал, что спасения и места в раю мусульманин может достичь, произнеся перед смертью первую часть шахады. Позиции промежуточной между позициями хариджитов и мурджиитов он придерживался в вопросе о том, кем считать мусульманина, совершившего тяжкий грех: он считал такового мунафиком. Эта позиция соответствовала умеренным политическим взглядам богослова, стремившегося сохранить единство уммы и осуждавшего вооруженные конфликты между мусульманами.