Популярные
На фото Хазанкин Роман Григорьевич

Хазанкин Роман Григорьевич

советский и российский педагог, заслуженный учитель школы РСФСР
Дата рождения:
1947-04-03
Биография

Биография

Р. Г. Хазанкин родился 3 апреля 1947 года в Тяньцзине (Китай). Родители Хазанкина, Григорий Наумович и Любовь Давыдовна (урождённая Дондо), родились в Китае, в городе Харбин. Их родители перебрались в Китай из России, из Томска в поисках работы. Родители Р. Г. Хазанкина были гражданами сначала России, потом СССР, так что факт рождения старшего брата и самого Р. Г. Хазанкина был зарегистрирован в Генконсульстве СССР в Китае. Когда в 1947 году началась кампания по возвращению всех граждан СССР, проживающих в Китае, на Родину (репатриации из Китая в СССР), родители Р. Г. Хазанкина вместе со своими родителями и двумя детьми вернулись в СССР и в октябре 1947 года оказались в г. Белорецке Башкирской АССР. Всё детство, юность и взрослая жизнь Р. Г. Хазанкина связаны с Белорецком (кроме нескольких лет учёбы в ВУЗе, аспирантуре и службы в армии).

Система обучения математике

Р. Г. Хазанкин является создателем системы обучения школьников математике, которая называется «Вертикальная педагогика». Разработанная в конце 1970-х годов, она применяется до сих пор им и рядом его последователей и даёт при этом устойчивые высокие результаты обучения и воспитания школьников.

Отличительные особенности системы:

  • изменение целей обучения и воспитания школьников. Главные цели — научить школьников читать, писать и говорить; научить их сотрудничеству, созиданию, сопереживанию и сорадованию; научить задавать вопросы по сути изучаемых вещей учителям, старшим школьникам и соученикам; научить школьников делать работу вовремя — вовремя работу начинать, вовремя её продолжать и вовремя, к положенному сроку, её завершать.
  • планирование учебной нагрузки учителя так, чтобы у него образовалась «вертикаль», то есть по одному классу — например, с седьмого по одиннадцатый класс (аналогично с пятого по девятый). При этом учебный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик более старшего класса был активным помощником учителю в обучении одного ученика из класса ниже.
  • изменение традиционной структуры урока.

Система уроков математики

Ещё одна педагогическая разработка Р. Г. Хазанкина — система уроков, которая включает:

  • урок-лекцию;
  • урок-решение ключевых задач, впервые введенный Р. Г. Хазанкиным, где учитель вместе с учениками вычленяет минимальное число задач, при решении которых реализуется изученная теория;
  • урок-консультацию, на котором вопросы задают ученики, а отвечает на них учитель;
  • урок-зачет, где школьники из старшего звена вертикали по специально подготовленным блок-схемам опрашивают младших учеников, при этом работа идёт в парах (ученик-ученик), обсуждаются вопросы теории, приемы и методы решения ключевых задач, идёт совместная работа по составлению новых задач;
  • урок анализа результатов зачетного занятия в парах, на котором учитель систематизирует и анализирует трудности, испытанные школьниками, используя зачетные карточки, в которых старшие школьники оценили усвоение теории, практики и умение оформлять решение задач своими подопечными;
  • контрольный урок, на котором уже учитель оценивает работу учеников и старшего, и младшего звена;
  • урок анализа контрольной работы.

Организаторская и педагогическая деятельность

  • Р. Г. Хазанкин — один из организаторов образовательной структуры — Уральского регионального экспериментального учебно-научного комплекса (УРЭК). С 1990 года в состав УРЭК входит Белорецкая компьютерная школа (БКШ), где в настоящее время он продолжает работать с детьми, совмещая эту работу с преподаванием методики математики в Башкирском государственном университете в должности профессора кафедры математического анализа. В 1994 г. Министерство образования РФ и Международный Фонд "Культурная инициатива" отметили работу коллектива БКШ, под научно-методическим руководством Р. Г. Хазанкина, Грантом 1-й степени.
  • Провел курсы повышения научной квалификации учителей математики более чем в 40 городах России и ближнего зарубежья. Участники этих курсов получают специальные удостоверения о полученном повышении квалификации.
  • Р. Г. Хазанкин — организатор и участник многих (в том числе международных) конференций по проблемам образования. В 2000 году в городе Дубне был сопредседателем международной конференции «Математика и общество, математическое образование на рубеже веков», где им был сделан пленарный доклад «Математическое образование и средняя школа». Один из активных организаторов международных конференций «Турнир городов», которые трижды проходили в г. Белорецке, а также участник большого числа конференций Всероссийской ассоциации учителей математики, участник и докладчик международного математического конгресса в г. Копенгагене (2004), посвященных вопросам математического образования. Председатель жюри первого Всероссийского конкурса учителей математики по решению математических задач «Золотой ключ».

Педагогические достижения

  • Более 200 учеников Р. Г. Хазанкина окончили механико-математический, физический, геологический и другие факультеты Московского Государственного Университета, более 60 — МФТИ и МИФИ.
  • Среди учеников Р. Г. Хазанкина насчитывается более 60 кандидатов физико-математических и технических наук и 2 доктора физико-математических и технических наук.
  • За последние 30 лет ученики Хазанкина 128 раз становились победителями и призёрами региональной математической олимпиады и 62 раза получали аналогичные награды на Всероссийских и Всесоюзных олимпиадах, 19 раз завоевывали медали очных международных математических турниров, 9 раз cтановились абсолютными победителями международного математического Турнира городов, проводимого журналом «Квант» и Академией наук СССР/Росии

Награды и звания

  • Отличник народного просвещения РСФСР (1985)
  • Заслуженный учитель школы РСФСР (1987)
  • Отмечен Московским математическим обществом (секция средней школы) (1987)
  • Внесен в Книгу почета Министерства просвещения РСФСР (1988)
  • Лауреат Государственной премии СССР (1990)
  • Лауреат премии Американского математического общества (1993)
  • Почётный гражданин города Белорецка (1997)
  • Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2001)
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2006)
  • Лауреат конкурса лучших учителей Российской Федерации (2006)
  • Выдающийся деятель России, по версии международного журнала «Лица» (2007)
  • Заслуженный учитель Республики Башкортостан (2007)
  • Народный учитель Республики Башкортостан (2008)
  • Дипломант Фонда «Династия» «За выдающиеся заслуги в области физико-математического образования» (2008)
  • Четырежды награждён грантами Сороса

Публикации

1. «Как увлечь учеников математикой?» Журнал «Народное образование» № 10, 1987

2. «Усиление практической учебной деятельности школьников на уроках математики». «Интенсификация учебного процесса в школе» Москва, «Просвещение», 1988, с. 81-86.

3. «Развивать творческие способности школьников» Математика в школе № 2, 1989.

4. «Какая красивая задача!» Журнал «Народное образование» № 9, 1990

5. «Десять заповедей учителя математики» Журнал «Народное образование» № 1, 1991

6. «Развитие познавательной активности учащихся в процессе изучения математики» журнал «Учитель Башкирии» № 6, 1982

7. «Урок одной задачи» журнал «Учитель Башкирии» № 3, 4, 6 (1990)

8. «Урок одного замечательного свойства трапеции» журнал «Учитель Башкирии» № 7, 1990

9. "Урок подготовки к зачёту по теме «Трапеция» журнал «Учитель Башкирии» № 9, 1990

10. «Урок подготовки к принятию зачёта» журнал «Учитель Башкирии» № 10, 1990

11. "Кружковое занятие по теме «Трапеция» журнал «Учитель Башкирии» № 11, 1990

12. "Методы и приёмы решения задач по теме «Трапеция» журнал «Учитель Башкирии» № 12, 1990

13. «Определение площади плоских фигур» журнал «Учитель Башкирии» № 4, 1991

14. «Свойство аддитивности в задачах на площади» журнал «Учитель Башкирии» № 8, 1991

15. «Отношение площадей двух треугольников с общим основанием и общей высотой» журнал «Учитель Башкирии» № 9, 1991

16. «Словарь племени Сю-сю» «Учительская газета» № 3, 1992

17. «Двадцать лет спустя» газета «Белорецкий рабочий» 03.02.1996

18. «Математическое образование и средняя школа» пленарный доклад на Всероссийской конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» 18 — 22 сентября (2000) Журнал «Математическое образование» № 3, 2000

19. «Школа Хазанкина — школа сотрудничества» газета «Белорецкий рабочий» № 132, 2001

20. «Как математики предотвратили войну» газета «Белорецкий рабочий» 2.9.2004

21. «Роман Хазанкин — неожиданный ракурс» интервью газете «Белорецкий рабочий» 22.5.2004

22. «Главное — научить детей думать…» газета «Наше время» 23.10.2004

23. «The peculiarities of intensive teaching of mathematics in the conditions of a provincial town». Доклад на десятом Международном конгрессе по математическому образованию Копенгаген, Дания 4-11 июля 2004

24. «Как подружиться с математикой?» газета «Вечерняя Уфа» 17.03.2005

25. «Как влюбить ребёнка в математику?» газета «Белорецкий рабочий» 12.04.2005

26. «Математическая подготовка и развитие школьников в условиях ЕГЭ» под редакцией Хазанкина Р. Г. Уфа, 2004

27. «Быть мудрым или о том, на что надо и не надо обращать внимание» газета «Белорецкий рабочий» 22.08.2009

Статьи в соавторстве с Зильбербергом Н. И. в журнале «Учитель Башкирии».

«Опыт организации и работы НОУ» № 1, 1984

«Ключевые задачи в обучении математике» № 9, 1984

«Роль и место уроков-консультации в системе работы учителя» № 1, 1986

«Зачётные уроки в процессе обучения, воспитания и развития школьников» № 2, 1987

«Урок-лекция в школе» № 1, 1988

«Подготовка и проведение урока анализа результатов зачёта» № 10, 1988

Поделиться: