Самый значительный представитель чешской духовной жизни времен завершения гуситских войн, сторонник первохристианских общин, проповедник непротивления злу насилием, идеолог Чешских, или Моравских, братьев.
Родился в родовом имении под городом Хельчиц в 1390. Был видным деятелем гуситского движения. В 1420 удалился в Хельчиц и здесь написал ряд религиозно-нравственных сочинений. По его идее в 1457 основано религиозная община «Братское единение» (Unitas fratrum)в Кунвальде, давшая начало знаменитой общине Чешских, или Богемских, братьев.
Хельчицкий был первым в Европе (и, видимо, в мире) пацифистом, проповедовавшим непротивление злу насилием. Выступал за создание коммунистического общества, основанного на равенстве и обязательном труде всех его членов, против церковной иерархии, богатств и политической власти католической церкви (идеальной церковью считал общину верующих с выборным священником во главе).
Хельчицкий выразил недовольство тех радикальных слоев гуситского движения, которые были неудовлетворены компромиссной политикой утраквистов, поддерживаемых королем Йиржи из Подебрад.
«Сеть веры» (написана в 1455, напечатана в 1521) — страстный манифест христианского пацифизма и анархизма. В этом труде Хельчицкий рисовал идеальную церковь, какой она представлялась ему в эпоху раннего христианства, до того, как Константин превратил его в государственную религию. Хельчицкий считал, что истинный христианин находится в извечном конфликте с государством, представляющим чуждую христианству языческую силу.
Вторая часть трактата посвящена острой критике общественной ситуации в Чехии и особенно бедственного положения крестьянства. С точки зрения формы Хельчицкий продолжал традиции Яна Гуса. Он ввел в литературную речь еще больше народных черт, в частности пользовался крестьянским диалектом.
Впервые учение Хельчицкого стало известной в России благодаря перессказу Пыпина:
«Сеть веры» есть учение Христово, которое должно извлекать человека из темной глубины житейского моря и его неправд. Истинная вера состоит в том, чтобы верить Божьим словам; но теперь пришло такое время, что люди истинную веру принимают за ересь, и поэтому разум должен указать, в чем состоит истинная вера, если кто этого не знает. Тьма закрыла ее от людей, и они не узнают истинного закона Христа".
«Для объяснения этого закона Хельчицкий указывает на первобытное устройство христианского общества, — то устройство, которое, говорит он, считается теперь в римской церкви гнусным еретичеством».
«Эта первобытная церковь была его собственным идеалом общественного устройства, основанного на равенстве, свободе и братстве. Христианство, по мнению Хельчицкого, до сих пор хранит в себе эти основания, нужно только, чтоб общество возвратилось к его чистому учению, и тогда оказался бы излишним всякий иной порядок, которому нужны короли и папы: во всем достаточно одного закона любви…»
«Исторически Хельчицкий относит упадок христианства ко времени Константина Великого, которого папа Сильвестр ввел в христианство со всеми языческими нравами и жизнью. Константин, в свою очередь, наделил папу светским богатством и властью. С тех пор обе власти постоянно помогали друг другу и стремились только к внешней славе. Доктора и магистры и духовное сословие стали заботиться только о том, чтобы покорить весь свет своему владычеству, вооружали людей друг против друга на убийства и грабежи и совсем уничтожали христианство в вере и в жизни. Хельчицкий совершенно отвергает право войны и смертную казнь: всякий воин, даже и „рыцарь“, есть только насильник, злодей и убийца».
Христианин, по толкованию Хельчицкого, не только не может быть начальником или солдатом, но не может принимать никакого участия в управлении, не может быть торговцем или даже землевладельцем, а может быть только или ремесленником, или земледельцем.
Заглавие «Сеть веры» Хельчицкий снабдил эпиграфом из Евангелия о призвании учеников с тем, чтобы они стали ловцами людей. Продолжая это сравнение, Хельчицкий говорит: «Христос посредством учеников захватил в свою сеть веры весь мир, но большие рыбы, пробив сеть, выскочили из нее и в проделанные этими большими рыбами дыры ушли и все остальные, так что сеть осталась почти пустая». (Большие рыбы, пробившие сеть, это властители, императоры, папы и короли).
Хельчицкий учил тому же, чему потом учили и учат непротивляющиеся меннониты, квакеры, в прежние времена — богумилы, павликиане и многие другие.
Последователи Петра Хельчицкого образовали в 1457 новую религиозную секту, названную общиной Чешских братьев (или Богемских братьев), сыгравшей ведущую роль в литературе XVI века. Богемские братья переводили Библию, сочиняли духовные гимны и религиозную прозу.
Первым русским исследователем и переводчиком Хельчицкого был Юрий Семёнович Анненков (1849—1885), неоднократно бывавший специально для этого в Праге. Но исследование Анненкова осталось неоконченным. Смерть помешала ему также довести до конца готовившееся к изданию главное сочинение Хельчицкого «Сети веры» с подробным изложением по главам на русском языке. Тем не менее книга Хельчицкого в России («Сочинения»: «Сеть веры», «Реплика против Бискупца») изданы в его переводе в 1893 (издание готовилось около 10 лет). Известно, что идеи Льва Толстого совпадали с идеями Хельчицкого, на что Толстой обращает внимание в своей работе «Царство Божие внутри вас».
Издания на русском языке ==