Популярные

Хельчицкий, Петр

ок
Биография

Самый значительный представитель чешской духовной жизни времен завершения гуситских войн, сторонник первохристианских общин, проповедник непротивления злу насилием, идеолог Чешских, или Моравских, братьев.

Жизнь

Родился в родовом имении под городом Хельчиц в 1390. Был видным деятелем гуситского движения. В 1420 удалился в Хельчиц и здесь написал ряд религиозно-нравственных сочинений. По его идее в 1457 основано религиозная община «Братское единение» (Unitas fratrum)в Кунвальде, давшая начало знаменитой общине Чешских, или Богемских, братьев.

Убеждения

Хельчицкий был первым в Европе (и, видимо, в мире) пацифистом, проповедовавшим непротивление злу насилием. Выступал за создание коммунистического общества, основанного на равенстве и обязательном труде всех его членов, против церковной иерархии, богатств и политической власти католической церкви (идеальной церковью считал общину верующих с выборным священником во главе).

Хельчицкий выразил недовольство тех радикальных слоев гуситского движения, которые были неудовлетворены компромиссной политикой утраквистов, поддерживаемых королем Йиржи из Подебрад.

«Сеть веры» и другие произведения

«Сеть веры» (написана в 1455, напечатана в 1521) — страстный манифест христианского пацифизма и анархизма. В этом труде Хельчицкий рисовал идеальную церковь, какой она представлялась ему в эпоху раннего христианства, до того, как Константин превратил его в государственную религию. Хельчицкий считал, что истинный христианин находится в извечном конфликте с государством, представляющим чуждую христианству языческую силу.

Вторая часть трактата посвящена острой критике общественной ситуации в Чехии и особенно бедственного положения крестьянства. С точки зрения формы Хельчицкий продолжал традиции Яна Гуса. Он ввел в литературную речь еще больше народных черт, в частности пользовался крестьянским диалектом.

Впервые учение Хельчицкого стало известной в России благодаря перессказу Пыпина:

«Сеть веры» есть учение Христово, которое должно извлекать человека из темной глубины житейского моря и его неправд. Истинная вера состоит в том, чтобы верить Божьим словам; но теперь пришло такое время, что люди истинную веру принимают за ересь, и поэтому разум должен указать, в чем состоит истинная вера, если кто этого не знает. Тьма закрыла ее от людей, и они не узнают истинного закона Христа".

«Для объяснения этого закона Хельчицкий указывает на первобытное устройство христианского общества, — то устройство, которое, говорит он, считается теперь в римской церкви гнусным еретичеством».

«Эта первобытная церковь была его собственным идеалом общественного устройства, основанного на равенстве, свободе и братстве. Христианство, по мнению Хельчицкого, до сих пор хранит в себе эти основания, нужно только, чтоб общество возвратилось к его чистому учению, и тогда оказался бы излишним всякий иной порядок, которому нужны короли и папы: во всем достаточно одного закона любви…»

«Исторически Хельчицкий относит упадок христианства ко времени Константина Великого, которого папа Сильвестр ввел в христианство со всеми языческими нравами и жизнью. Константин, в свою очередь, наделил папу светским богатством и властью. С тех пор обе власти постоянно помогали друг другу и стремились только к внешней славе. Доктора и магистры и духовное сословие стали заботиться только о том, чтобы покорить весь свет своему владычеству, вооружали людей друг против друга на убийства и грабежи и совсем уничтожали христианство в вере и в жизни. Хельчицкий совершенно отвергает право войны и смертную казнь: всякий воин, даже и „рыцарь“, есть только насильник, злодей и убийца».

Христианин, по толкованию Хельчицкого, не только не может быть начальником или солдатом, но не может принимать никакого участия в управлении, не может быть торговцем или даже землевладельцем, а может быть только или ремесленником, или земледельцем.

Заглавие «Сеть веры» Хельчицкий снабдил эпиграфом из Евангелия о призвании учеников с тем, чтобы они стали ловцами людей. Продолжая это сравнение, Хельчицкий говорит: «Христос посредством учеников захватил в свою сеть веры весь мир, но большие рыбы, пробив сеть, выскочили из нее и в проделанные этими большими рыбами дыры ушли и все остальные, так что сеть осталась почти пустая». (Большие рыбы, пробившие сеть, это властители, императоры, папы и короли).

Хельчицкий учил тому же, чему потом учили и учат непротивляющиеся меннониты, квакеры, в прежние времена — богумилы, павликиане и многие другие.

Последователи

Последователи Петра Хельчицкого образовали в 1457 новую религиозную секту, названную общиной Чешских братьев (или Богемских братьев), сыгравшей ведущую роль в литературе XVI века. Богемские братья переводили Библию, сочиняли духовные гимны и религиозную прозу.

Хельчицкий и Россия

Первым русским исследователем и переводчиком Хельчицкого был Юрий Семёнович Анненков (1849—1885), неоднократно бывавший специально для этого в Праге. Но исследование Анненкова осталось неоконченным. Смерть помешала ему также довести до конца готовившееся к изданию главное сочинение Хельчицкого «Сети веры» с подробным изложением по главам на русском языке. Тем не менее книга Хельчицкого в России («Сочинения»: «Сеть веры», «Реплика против Бискупца») изданы в его переводе в 1893 (издание готовилось около 10 лет). Известно, что идеи Льва Толстого совпадали с идеями Хельчицкого, на что Толстой обращает внимание в своей работе «Царство Божие внутри вас».

Издания на русском языке ==

  • Хельчицкий П. «Сеть веры». Издание Российской Академии Наук, 1893
  • Хельчицкий П. «Сеть веры». М., «Посредник», 1907
  • Фрагменты книги П. Хельчицкого «Сеть веры» в сборнике «Круг чтения» с предисловием Л. Н. Толстого

Работы

  • Antikristova pozn?ne tato s?
  • Dev?t kus?v zlat?ch
  • Jin? ?e? o ?elm? a obrazu jejiem
  • Kterak ne ve v?em za prvotnie c?rkve vokazovali kn??ie aneb pod?vali
  • Kterak ?ivota sv?ho nem?me milovati, ale rad?ji nen?vid?ti
  • List kn?zi Mikul??ovi
  • List Mikul??i a Martinovi
  • List Mistru Janovi
  • My bl?zni pro Krista
  • Nebo neposlal m? jest Kristus k?t?ti, ale k?zati
  • O boji duchovn?m
  • O c?rkvi svat?
  • O milov?n? Boha
  • O moci sv?ta
  • O nejvy???m biskupu P?nu Kristu
  • O o?istci
  • O o?istci prav?m a jist?m a nejist?m
  • O poko?e
  • O pozn?n? sebe sam?ho
  • O rot?ch ?esk?ch
  • O rozezn?n? duchuov pro blud ?e?
  • O sedmi h??e??ch hlavn?ch
  • O star? a nov? v??e a o obcov?n? svat?ch
  • O sv?dectv?
  • O sv?dom?
  • O s?lm? a obrazu jejiem
  • O t?le bo??m
  • O t?lu a krvi P?n?
  • O trest?n? srdce
  • O trojiem lidu ?e?
  • O zl?ch kn?z?ch
  • O ztracen?m synu
  • Obrana Markoltova
  • Postilla
  • Pro kr?de? nenie hodn? ?lov?ka na smr? vydati
  • Replika proti Mikul??i Biskupcovi
  • Replika proti Rokycanovi
  • ?e? a zpr?va o t?le bo??m
  • ?e? na 20. kap. sv. Matou?e
  • ?e? o milov?n? bo??m
  • ?e? o z?kladu z?kon? lidsk?ch
  • ?e? sv. Pavla o ?lov?ku star?m a nov?m
  • ?e?i besedn? Tom??e ze ?t?tn?ho
  • Sie? viery
  • Spis proti kn???m
  • Trakt?t o ve?e?i P?n? proti Biskupcovi
  • V?klad na ?tenie sv. Jana v l. kap.
  • V?klad na kap. 14. epi?toly sv. Pavla k ??man?m
  • V?klad na Mat. 22:37-39
  • V?klad na Ot?en??
  • V?klad na pa?ij? sv. Jana
  • V?klad na ?e? so. Jana v 2. epi?tole
  • V?klad na ?e? sv. Pavla
  • V?klad na slova sv. Pavla
  • V?klad ??m. 13:1-3
  • Zpr?va o sv?tostech
Поделиться: