Древнейший источник, упоминающий Хенгеста, — «Церковная история народа англов» Достопочтенного Беды, — написан около 730 года. По Беде, Хенгест, сын Витгисля, был наёмником-ютом на службе Вортигерна, прибывшим в Британию около 445 года (I. 15). Впоследствии, обретя собственную дружину, Хенгест сверг Вортигерна и основал независимое Кентское королевство. Англосаксонские хроники излагают ту же историю, вероятно, используя Беду как источник.
Согласно «Истории бриттов» валлийца Ненния (гл. 31, 36-38, 43-46), Хенгест и Хорса были приглашены Вортигерном на трёх кораблях для защиты от скоттов, пиктов, а также от римлян, в том числе и от притязаний Амвросия Аврелиана; их поселили на острове Танет. Бритты обязались снабжать англосаксов продовольствием, но поскольку численность наемников выросла (очевидно, поскольку они приглашали к себе сородичей), провизии стало нехватать. Хенгест выдал замуж за Вортигерна свою дочь и убедил его нанять других своих родичей и передать им для поселения область Кантий (Кент). Англосаксы полностью разбили пиктов и скоттов. Вортимер, сын Вортигерна, несколько раз сражался с англосаксами с переменным успехом, пытаясь вернуть Кент, и погиб в битве. Под предлогом заключения мира с Вортигерном англосаксы истребили бриттскую знать и взяли Вортигерна в плен.
Древнейший бриттский источник — Гильда, автор трактата «О погибели Британии» (первая половина VI в.) не называет имени Хенгеста, но подтверждает общую схему событий (гл. 23-24): англосаксы были приглашены «высокомерным тираном», их количество бесконтрольно возрастало, они стали жаловаться на недостаток припасов, «приукрашивая отдельные случаи своей хитростью» и вскоре взбунтовались, разграбили и сожгли бриттские города.
Ненний и Беда ничего не сообщают о дальнейшей судьбе Хенгеста. Гальфрид Монмутский (гл. 125) говорит, что впоследствии он был взят в плен Аврелием Амвросием и казнён в Глостере. «Англосаксонские хроники» дают 488 год как дату воцарения Эска, но год смерти Хенгиста не сообщают.
Хенгест появляется в двух староанглийских поэмах — «Беовульфе» и «Битве при Финнсбурге». По этим легендам, Хенгест — также датчанин, спутник короля Гнефа, который после его гибели успешно захватил фризский город Финнсбург. Однако Хенгест легенд и Хенгест, упомянутый в хрониках — не обязательно одно и то же лицо; реальность существования Хенгеста-короля нередко ставится под сомнение. Существует версия и о том, что Хенгест (жеребец) и Хорса (лошадь) — одно лицо. Несомненно лишь то, что Кент в V веке действительно был заселён германоязычными переселенцами с континента.
Родословная Хенгеста и Хорсы именует их праправнуками Одина. В мифологии многих индоевропейских народов присутствуют близнецы-основатели государств или прародители племён: это Ромул и Рем, предводители вандалов — Ибор и Агион (о них рассказывает Павел Диакон) и другие. Есть свидетельства и о культе божественных близнецов, которые во многих традициях связаны с лошадьми: древнеиндийские Ашвины, близнецы Кастор и Полидевк (Диоскуры), которые представлялись всадниками на белых конях. Тацит сообщает о культе «Кастора и Поллукса» у германских племён: германцы называли этих богов «Алки», и они почитались «как братья и юноши». Высказывалось также предположение, что прозвища «Хенгест и Хорса» связаны со знамёнами (штандартами) предводителей варварских войск, на которых нередко изображались различные животные.