Популярные
На фото Хенрик Миколай Гурецкий

Хенрик Миколай Гурецкий

польский композитор
Дата рождения:
1933-12-06
Дата смерти:
2010-11-12
Биография

Биография

Родился в скромной семье, любящей музыку. Двухлетним ребенком потерял мать. Заболел костным туберкулёзом, почти два года провёл в больнице, пережил четыре операции. В 1952 году начал учиться в Рыбникской высшей музыкальной школе (кларнет, скрипка, фортепиано, теория музыки), закончил четырёхлетний курс за 3 года. Начал сочинять. Впервые его сочинения, отмеченные влиянием Шимановского и Б. Бартока, были исполнены в 1958 году. К 1960-м годам он уже вобрал авангардный опыт А. Веберна, Я Ксенакиса, П. Булеза, его Первая симфония, исполненная на фестивале молодежи в Париже, получила международное признание. Он продолжил учебу в Париже, где испытал влияние О. Мессиана и К. Штокхаузена. Несмотря на признание во Франции, Гурецкий вернулся в Польшу и, за исключением короткого пребывания в Берлине, никогда не покидал страну. С 1968 года преподавал композицию в Катовицкой высшей музыкальной школе, с 1975 года — профессор; воспитал нескольких известных учеников, например, Эугениуша Кнапика.

Подал в отставку в 1979 году в знак протеста против запрета польских властей на приезд в страну Папы Римского Иоанна Павла II.

Творчество

Зрелая музыка Гурецкого — образец сакрального минимализма, направления, которое представляют также Арво Пярт, Петерис Васкс, Гия Канчели, Владимир Мартынов, София Губайдулина и др. Его ключевое и наиболее известное сочинение — Третья симфония для сопрано и оркестра «Симфония скорбных песнопений» (1976). Исполненная Дон Апшоу и Лондонской симфониеттой (1992), запись симфонии разошлась более чем миллионом экземпляров и принесла композитору мировую известность.

Сочинения

  • op. 1 Cztery preludia для фортепиано (1955)
  • op. 2 Toccata для двух фортепиано (1955)
  • op. 3 Trzy pie?ni (1956)
  • op. 4 Wariacje для скрипки и фортепиано (1956)
  • op. 5 Quartettino для двух флейт, гобоя и скрипки (1956)
  • op. 6 I Sonata для фортепиано (1956/1984/1990)
  • op. 7 Pie?ni o rado?ci i rytmie для двух фортепиано и камерного оркестра (1956)
  • op. 8 Sonatina w jednej cz??ci для скрипки и фортепиано (1956)
  • op. 9 Pi?? ma?ych preludi?w для фортепиано (1956)
  • op. 10 Sonata для двух скрипок (1957)
  • op. 11 Koncert для пяти инструментов и струнного квартета (1957)
  • op. 12 Epitafium для смешанного хора и камерного ансамбля (1958)
  • op. 13 Pi?? utwor?w для двух фортепиано (1959)
  • op. 14 I Symfonia «1959» для струнного оркестра и перкуссии
  • op. 15 Trzy diagramy для флейты соло (1959)
  • op. 16 Monologhi для сопрано, двух арф и перкуссии (1960)
  • op. 17 Scontri для оркестра (1960)
  • op. 18 Diagram IV для флейты соло
  • op. 19 Genesis — цикл из трех сочинений для разных инструментальных ансамблей:
  • I — Elementi per tre archi для струнного трио (1962)
  • II — Canti strumentali per 15 esecutori (1962)
  • III — Monodram per soprano, metalli di percussione e sei violbassi для сопрано, перкуссии и шести контрабасов (1963)
  • (b.op.) Trzy utwory w dawnym stylu для струнного оркестра (1963)
  • op. 20 Choros I для струнного оркестра (1964)
  • op. 21 Refren для оркестра (1965)
  • op. 22 Muzyczka I для двух скрипок и гитары (1967)
  • op. 23 Muzyczka II для 4 труб, четырех тромбонов, двух фортепиано и перкуссии (1967)
  • op. 24 Muzyka Staropolska для оркестра (1969)
  • op. 25 Muzyczka III для трех альтов (1967)
  • op. 26 Cantata для органа соло (1968)
  • op. 27 Canticum graduum для оркестра (1969)
  • op. 28 Muzyczka IV «Koncert puzonowy» для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано (1970)
  • op. 29 Ad Matrem для сопрано, смешанного хора и оркестра (1971)
  • op. 30 Dwie pie?ni sakralne для баритона и оркестра (1971); op. 30b — для баритона и фортепиано
  • op. 31 II Symfonia «Kopernikowska» для сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра (1972)
  • op. 32 Euntes ibant et flebant для смешанного хора a cappella (1972)
  • op. 33 Dwie piosenki на стихи Ю.Тувима для четырех голосов (1972)
  • op. 34 Trzy ta?ce для оркестра (1973)
  • op. 35 Amen для смешанного хора (1975)
  • op. 36 Третья симфония «Симфония печальных песен» («Symfonia pie?ni ?a?osnych») для сопрано и симфонического оркестра (1976)
  • op. 37 Trzy ma?e utworki для скрипки и фортепиано (1977)
  • op. 38 Beatus Vir для баритона, смешанного хора и оркестра, посвящено папе Иоанну Павлу II (1979)
  • op. 39 Szeroka woda, 5 песен для смешанного хора a cappella (1979)
  • op. 40 Koncert для клавесина (или фортепиано) и струнного оркестра (1980)
  • op. 41 Mazurki для фортепиано (1980)
  • op. 42 Dwie pie?ni на слова Ф.Гарсиа Лорки для голоса и фортепиано (1956/1980)
  • op. 43 B?ogos?awione pie?ni malinowe на слова Ц. К.Норвида для голоса и фортепиано (1980)
  • op. 44 Miserere для большого смешанного хора a cappella (1981)
  • op. 45 Wiecz?r ciemny si? uni?a, 5 народных песен для смешанного хора a cappella (1981)
  • op. 46 Wis?o moja, Wis?o szara, народные песни для смешанного хора a cappella (1981)
  • op. 47 Ko?ysanki i ta?ce для скрипки и фортепиано (1982)
  • op. 48 ?piewy do s??w J. S?owackiego для голоса и фортепиано (1983)
  • op. 49 Trzy ko?ysanki для смешанного хора a cappella (1984/1991)
  • op. 50 Ach, m?j wianku lewandowy, 7 песен для смешанного хора a cappella (1984)
  • op. 51 Idzie chmura, pada deszcz, 5 народных песен для смешанного хора a cappella (1984)
  • op. 52 Utwory r??ne для фортепиано (1956—1961/1990)
  • op. 53 Recitativa i ariosa «Lerchenmusik» для кларнета, фиолончели и фортепиано (1984/1985/1986)
  • op. 54 Pie?ni Maryjne, 5 песен для смешанного хора a cappella (1985, исп. 13.11.2005)
  • op. 55 O Domina nostra. Medytacje o Jasnog?rskiej Pani Naszej для сопрано и органа (1985)
  • op. 56 Pod Twoj? obron? для 8 голосов смешанного хора a cappella (1985)
  • op. 57 Na Anio? Pa?ski bij? dzwony для смешанного хора a cappella на слова К. Тетмайера (1986)
  • (b.op.) Pie?ni ko?cielne, 21 песня для смешанного хора a cappella (1986)
  • op. 58 Dla Ciebie, Anne-Lill для флейты и фортепиано (1986/1990)
  • op. 59 Aria «scena operowa» для тубы, фортепиано, тамтама и большого барабана (1987)
  • op. 60 Totus Tuus для смешанного хора a cappella (1987)
  • op. 61 Przyb?d? Duchu ?wi?ty для смешанного хора a cappella (1988)
  • op. 62 Ju? si? zmierzcha, muzyka na kwartet smyczkowy (1988)
  • op. 63 Good Night для сопрано, альт-флейты, фортепиано и 3 тамтамов (1990)
  • (b.op.) Intermezzo для фортепиано (1990)
  • op. 64 Quasi una fantasia (II струнный квартет) (1990—1991)
  • op. 65 Concerto-cantata для флейты и оркестра (1992)
  • op. 66 Kleines Requiem f?r eine Polka для камерного ансамбля (1993)
  • op. 67 III струнный квартет …pie?ni ?piewaj? (1993—1995/2005, исп. 15.10.2005, Кронос-квартет)
  • op. 68 Trzy pie?ni do s??w Marii Konopnickiej для голоса и фортепиано (1954—1955/1995)
  • op. 69 Trzy fragmenty do s??w Stanis?awa Wyspia?skiego для голоса и фортепиано (1996)
  • op. 70 Valentine Piece для флейты и колокольчика (1996)
  • op. 71 [Кларнетный квинтет, для кларнета и струнного квартета] (1996)
  • op. 72 Salve, Sidus Polonorum для большого смешанного хора, органа, двух фортепиано и перкуссии (1997)
  • op. 73 Ma?a fantazja для скрипки и фортепиано (1997)
  • op. 74
  • op. 75 Hej, z g?ry, z g?ry! k?niku bury, 5 народных песен для хора a capella или для голоса и фортепиано (2003)
  • op. 76 Lobgesang для смешанного хора и колокольчиков (2000)
  • op. 77
  • op. 78 Quasi una fantasia, версия для большого струнного оркестра op.64) (2002)
  • op. 79 Dla Jasiunia, три пьесы для скрипки и фортепиано (2003)
  • op. 80 Po co ?e? tu przysz?o Siwa Mg?o, для двух скрипичных групп (2003)
  • op. 81 Pie?? Rodzin Katy?skich для смешанного хора a cappella (2004, исп. 13.11.2005)

Признание и награды

Орден Белого орла (2010), Орден Возрождения Польши 2 степени (2003), Орден Возрождения Польши 3 степени (1994), Орден Святого Григория Великого (2009), Орден Ecce Homo (2000).

Поделиться: