Популярные
На фото Хесус Мостерин

Хесус Мостерин

один из ведущих испанских философов и мыслителей широкого спектра, чьи изыскания часто затрагивают пересечение науки и философии
Биография

Биография

Хесус Мостерин родился в Бильбао в 1941 году. Учился в Испании, Германии и США. С 1983 года — профессор логики и философии науки в Барселонском университете, где основал факультет логики, философии и истории науки. С 1996 года — научный сотрудник (research professor) Национального научного совета Испании (CSIC). Научный сотрудник Центра философии науки в Питсбурге и член ряда международных академий. Сыграл ключевую роль в развитии математической логики, аналитической философии и философии науки в Испании и Латинской Америке. Помимо своих академических обязанностей, вносит весомый вклад в развитие международного издательского дела, особенно в компаниях Salvat и Hachette. Активно участвует в защите дикой природы в СМИ.

Логика

Мостерин получил начальное логическое образование в Институте математической логики и фундаментальных исследований в Мюнстере (Германия). Опубликовал первый современный учебник логики и теории множеств на испанском. Работал над предметом логики первого и второго порядка, аксиоматической теории множеств, теории вычислимости и сложности. Продемонстрировал, как единообразная дигитализация каждого типа символических объектов (таких, как хромосомы, тексты, изображения, фильмы или музыкальные фрагменты) может рассматриваться в качестве определенной позиционной системы счисления. Этот результат придаёт точное значение представлению о том, что множество натуральных чисел составляет универсальную библиотеку и даже универсальную базу данных. Отредактировал первое издание полного собрания сочинений Курта Гёделя на всех языках. Вместе с Томасом Бонком редактировал одну из неопубликованных книг Рудольфа Карнапа по аксиоматике на немецком. Также изучал исторические и биографические аспекты развития современной логики; его работа над биографиями Готлоба Фреге, Георга Кантора, Бертрана Рассела, Джона фон Неймана, Курта Геделя и Алана Тьюринга, включает формальный анализ их основного технического вклада.

Философия науки

Основные понятия и теории в науке

Философия биологии

Философия космологии

Практическая философия

Теория рациональности

Этика и права животных

Политическая философия

Современная либеральная демократия представляет собой компромисс между идеалами свободы и демократии. Мостерин подчеркивает их различия: свобода сводится к тому, что хочет сам человек, демократия — к тому, что хотят от него другие (большинство). Отвергая как спорное метафизическое понятие свободной воли, он фокусируется на политической свободе, отсутствии принуждения или вмешательства со стороны других в личные решения. Из-за тенденции к насилию и агрессии, которые иногда таятся в природе человека, требуются некоторые ограничения свободы личности, необходимые для мирной и плодотворной социальной жизни, но чем таких ограничений меньше, тем лучше. В частности, нет никаких рациональных оснований для сокращения культурных свобод (языка, религий, передвижения) во имя народа, церкви или партии. С этой точки зрения, по мнению Мостерина, интернет предоставляется намного более привлекательной моделью, чем устаревшие государства-нации или националистические движения. Мостерин полагает, что государство-нация является несовместимым со всесторонним развитием свободы, чье процветание требует реорганизации мировой политической системы по линии космополитизма. Он предлагает мир без государств-наций, территориально основанный на небольших автономных, но не суверенных кантонах, без препятствий свободному передвижению людей, идей и товаров, дополненных контролем сильных международных организаций и глобальной системой правосудия, обеспечивающей соблюдение прав человека.


Антропология

Природа человека

Культура человека

Опираясь на широкое понимание культуры, основанное на культурной антропологии, археологии и биологии, Мостерин разрабатывает новое философское понимание культуры, объясняющее, что такое культура и как она изменяется с течением времени. Природа человека и культура человека являются по сути информацией, но отличаются по способу передачи: природные данные передаются генетически, будучи закодированными в геноме, культура передается через социальное обучение и кодируется в сознании. Только индивидуумы имеют сознание, и только у них есть культура. Понятие коллективной культуры подразумевает статистический артефакт множественности отдельных культур. Совокупность элементарных единиц культуры (также известных как мемы, культурные особенности или культурные различия) зашифрованных в нейронных цепочках долговременной памяти индивидуума составляют культуру его личности в данный момент времени. Понятие коллективной культуры (или культуры группы, племени или нации) используется по-разному в различных контекстах в повседневном и научном языках. В соответствии с этим, автор дает несколько определений понятия коллективная культура, начиная от культурного наследия (единение культур всех представителей группы) до unanimous culture (пересечение всех этих культур). В 2009 году Мостерин завершил тщательный анализ движущих сил, формирующих изменения культуры, в котором уделил особое внимание влиянию интернету и другим факторам информационных технологий. По мнению автора, сохранение свободы и эффективности интернета имеет решающее значение для будущего расцвета человеческой культуры.

История философии

Будучи поклонником свежести и ясности Истории западной философии Бертрана Рассела, предисловие к которой он написал, а также критиком некоторых её недостатков, Мостерин предпринимает амбициозный план самостоятельно изложить всеобщую историю мышления, не только Запада, но и Азии и даже архаики. Серия трудов Historia del Pensamiento охватывает основные интеллектуальные традиции междисциплинарного подхода, одновременно представляя современное развитие философии, науки и идеологии. Его анализ критичен, но скрупулезен и точен. Разбирая собственные аргументы, он, не колеблясь, демонстрирует их слабые стороны.

Некоторые из книг серии посвящены, например, Аристотелю, евреям и философии Индии. Аристотель представлен не только как философ, но и как плодотворный ученый, основатель нескольких дисциплин, особый акцент сделан на его языковых исследованиях и интересе к животным. Автор уделяет не слишком много внимания еврейскому мифу, но демонстрирует явную симпатию к великим еврейским мыслителям, среди которых Маймонид, Спиноза и Эйнштейн. Индийский том, затрагивающий также лингвистику и математику, содержит краткий обзор основных философских школ, начиная с упанишад, разделов джайнизма и буддизма, до адвайта-веданты Шанкары, которая, очевидно, особенно привлекает автора. Том о христианах — самый объемный труд серии. Иисус представлен типичным евреем. Большинство изначальных христианских идей исходят от Павла, а не от Иисуса. После принятия Константином одной из версий христианства, теологические дискуссии, такие как спор о Троице, были разрешены силой. В книге рассматривается интеллектуальный вклад выдающихся христианских мыслителей (например, Аврелия Августина, Фомы Аквинского и Мартина Лютера), а также такие важнейшие исторические процессы как крестовые походы, университеты, реформация и контрреформация. Меньше внимания уделяется двум последним векам, Мостерин полагает, что в этот период христианство практически полностью отстраняется от новых тенденций в науке и философии, а сами идеи христианства утрачивают актуальность и значимость.

Поделиться: