Чарльз Галленкамп в своей книге «Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации» пишет следующее:
Цитата из книги Чарльза Галленкампа:
И вот однажды во время жертвоприношения в Священном колодце Хунак Кеель решил изменить незавидную судьбу своего народа. Когда он наблюдал за процессией «чиланов», двигавшейся вместе с пленниками из Храма Кукулькана к Священному колодцу по вымощенной камнем дороге, его охватили неясные предчувствия.
Процессия торжественно прошла по узкому коридору, проложенному сквозь толпу зрителей, и вступила на широкую площадь. Там все участники церемонии поднялись на платформу, стоявшую у самого края колодца. Вокруг колодца и поодаль от него, под сенью развевающихся знамён и священных эмблем, колыхалось море крестьянских лиц. Пленники стояли неподвижно, словно окаменев от ужаса перед неминуемой смертью. Несколько мгновений спустя их одного за другим подтащили к краю колодца, совершили обряд «помазания», надели на них драгоценные украшения из золота и нефрита и сбросили вниз, в зелёные воды Священного сенота. Затем воцарилась тишина. И в течение всего жаркого тропического утра зрители напряжённо ждали на краю омута, когда солнце достигнет зенита. Потом они смотрели вниз, чтобы узнать, не уцелел ли к тому времени кто-нибудь из числа принесённых в жертву, дабы передать людям послание от духов, обитающих в глубине колодца. Когда полуденное солнце повисло прямо над головой, на зелёной поверхности воды уже не было заметно никаких признаков жизни. Не удалось спастись ни одному пленнику, который мог бы рассказать о своём путешествии в потусторонний мир.
Возможно, в глубине души Хунак Кеель не был верующим. А может быть, он считал религию лишь средством обеспечения господства знати. Это вполне устраивало Хунака, и он мгновенно принял решение. Выскочив из группы сановников, он взбежал на платформу храма и на глазах изумлённой толпы бросился в колодец. Спустя несколько мгновений изумрудные воды колодца вспенились, и на поверхности появился Хунак. Он громко объявил, что лично разговаривал с богами и, по воле богов, он — Хунак Кеель — назначается правителем майя. Отвага Хунака покорила наблюдавшую за этой сценой толпу. Раздались крики в поддержку молодого вождя. Его вытащили из колодца и объявили правителем! Это был поистине драматичный момент — впервые в истории майя один человек захватил в свои руки бразды правления над целой империей.
Некоторые источники ставят под сомнение добровольность прыжка Хунак Кееля —- согласно некоторым источникам, Хунак Кеель до жертвоприношения был военачальником города Майяпана и правитель Майяпана (его звали Ах Меш Кук) назначил его — своего военачальника — быть принесённым в жертву.
Цитата из книги Чарльза Галленкампа:
Приход Хунак Кееля к власти означал смертный приговор для триумвирата городов-государств (Майяпанской Лиге). Хунак Кеель сделал Майяпан единственной столицей своего царства и основал династию, названную по его имени — династией Кокомов (именительный падеж единственного числа — Коком). Преданные ему сановники были назначены правителями провинций но их заставили жить в Майяпане, где Хунак мог лично наблюдать за проводимой ими политикой и следить за их благонадёжностью. Но оказавшиеся не у дел правители Чичен-Ицы, вынужденные уступить свою власть Хунак Кеелю, не могли с этим примириться. Хунак, видимо, чувствовал ненадёжность своих наместников в этом городе.
Особое подозрение вызывал у него правитель Чак Шиб Чак. Хунак искал лишь удобный случай, чтобы навсегда избавиться от этой постоянной угрозы своему безраздельному господству на Юкатане. И вновь нам неизвестно, каким образом он выполнил своё намерение. Сведения источников на этот счёт очень противоречивы. Но одно любопытное сообщение из книг Чилам Балам позволяет думать, что Хунак Кеель использовал для осуществления своих честолюбивых замыслов тонкую политическую интригу. Под предлогом спасения невесты одного из своих союзников [её звали Иш Цивнен], которую похитил бесчестный Чак Шиб Чак, Хунак начал против Чичен-Ицы войну. Ещё один документ освещает причины этого конфликта совершенно по-иному. Как бы то ни было, разрушения, причинённые Чичен-Ице легионами Хунака, оказались настолько ужасными, что этот город — самая крупная жемчужина в короне майя-ицев — превратился в жалкую груду развалин. Начиная с конца XII в. н. э. жизнь в прежней столице ицев стала постепенно угасать. И когда четыре столетия спустя армия Монтехо разбила в этом некогда прекрасном городе лагерь, большинство его величественных зданий уже лежало в развалинах.
По сообщениям индейских хроник, пленных правителей Чичен-Ицы привели в Майяпан и назначили временными наместниками Кокомов в своей прежней столице. Отныне они должны были управлять ею издалека, из своих резиденций в Майяпане. С этого момента Майяпан превратился в самый могущественный город на полуострове Юкатан. Его армии возросли за счёт наёмников, завербованных в Табаско,— свирепых мексиканских воинов, известных под названием «ах кануль». Их преданность Кокомам была куплена обещаниями славы и военных трофеев после будущих побед. Окружив город каменной стеной и разместив в нём армию, подчинённую лишь ему одному, Хунак Кеель основал династию, которая правила Юкатаном около 250 лет.