Популярные

Хусейн ибн Али

аль-Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф
Биография

После смерти его брата Хасана он перенял руководство восстанием в Эль-Куфе, однако потерпел поражение против Омейядов. 10 октября 680 (10 Мухаррама 61 года Хиджры) он погиб во время битвы под Кербелой.

Пророку Мухаммеду сообщили о том, что Ум-Аймен плачет день и ночь. Её привели к посланнику Бога. «Почему ты плачешь?» — спросил её божий посланник. «Мне приснился плохой сон» — ответила Ум-Аймен. «Какой?» «О посланник, мне приснился сон, будто оторванные части вашего тела лежат в моем доме».

Посланник, приятно улыбнувшись, изрек: «Успокойся, моя дочь Фатима родит сына, которого будешь растить ты и вот так часть моего тела окажется в твоем доме».

Третий день месяца шаабана 4-го года по лунному лет. назван днем рождения имама Хусейна ибн Али. После рождения младенца его положили на руки пророка. Первыми словами, произнесенными Мухаммадом на ухо Хусейна, были слова суры «Таухид», свидетельствующей о единобожии и пророческой миссии. Мухаммад назвал младенца Хусейном, поцеловал его и поручил няне.

На седьмой день рождения Хусейна Ум-Аймен принесла его к пророку. Он сказал: «Хвала тебе, хвала тебе Ум-Аймен, это и есть толкование твоего сна». В тот день посланник божий накормил бедных едой, расходовал на людей то, что имел и озарил душу Хусейна светом монотеизма, единобожия, знаний и веры.

Домашняя среда Хусейна была самой чистой и его воспитатели отличались высокими гуманными и моральными качествами. Хусейна воспитывали те, на кого была возложена ответственность направления и руководства народов мира.

Среди арабов того времени существовала традиция не признавать рождающихся девочек. И божий посланник решил изменить эту отсталую традицию. Он называл Хусейна частью своего тела и не скрывал своей любви к детям Фатимы, Хасану и Хусейну. Однажды посланник вышел из дома, посадив Хусейна на одно плечо и Хасана на другое и целуя то одного, то другого. Его спросили: «О посланник божий, ты любишь этих детей?» Он ответил:

«Тот, кто полюбит их, любит меня и кто, посчитает их врагом, считает врагом и меня».

Абу-харире говорит: "Я своими глазами видел как маленький Хусейн встал на ноги посланника, который взяв его за руки, помог ему взобраться на него. Тогда посланник поцеловал его и помолился Богу: «О Боже, я люблю Хусейна и ты полюби его». Хусейн отличался непоколебимой верой в Бога. Имам Садык называет его ярким проявлением спокойного, безмятежного состояния духа, о чём свидетельствует сура «Заря» священного Корана. В том смысле, что Господь доволен им и он доволен Господом.

С момента кончины Мухаммада и до прихода к власти Али прошло 25 лет.

В это время молодой Хусейн славился своими знаниям и смелостью. Он принимал действенное участие в событиях исламского общества, с крайней бдительностью подходил к вопросам общества, смело ступал на арену битвы, активно участвовал в принятии ответственных решений и осуществлении больших дел.

Как-то один из пустынных арабов, прибывший в Медину спросил, кто в этом городе великодушнее всех. Ему ответили: «Хусейн». Араб отправился к Хусейну, которого застал за намазом. После намаза араб рассказал ему о своей просьбе. Хусейн поднялся со своего места и принес ему 4 тысячи динаров, завернутых в платок. Увидев такую щедрость со стороны имама Хусейна, араб сказал: «Великодушие не зарывается в землю и не остается скрытым, оно всегда имеет место в небесах и сияет словно солнце».

Имам Хусейн превосходил других по своим качествам и выделялся в тех местах, где распространился ислам. Все оказывали ему уважение, предводители общества с почтением относились к нему и его брату и ценили их. И если в то время кто-то сказал бы, что он будет убит этим народом, никто бы в это не поверил.

После мученической гибели Али в жизни имама Хусейна начался новый этап. В это время облик Хусейна был в представлении народа воплощением ислама и Корана. После мученической гибели отца он, наряду со своим братом Хасаном, служил инстанцией для оказания народу помощи и поддержки.

Спустя 50 лет после пророка, когда распространились пороки, а ценности и учения посланника божьего были преданы забвению в обществе, Хусейн произнес:

Шиитская точка зрения

Шиитская традиция считает Хусейна праведником и мучеником. Многие мнения сходятся к тому, что он знал о безнадёжности своей борьбы, но принял мученичество ради спасения ислама, чтобы община не была уничтожена Язидом. Шииты считают, что это была добровольная жертва ради необходимости. Хусейн — образец того, как герой может бороться против тирании и быть хорошим мусульманином. День Ашура месяц махаррам отмечается по поводу этого события и жертвоприношения.

Есть шиитская пословица «Вся земля — Кербела, каждый день — Ашура». Означает готовность бороться за себя и за других при любых обстоятельствах так, как это делал имам Хусейн.

Ашура — кульминация вселенской мистерии, мгновение гибели вселенной и её возрождение в новом, качественно новом измерении.

Первичное значение Ашуры — сопричастность верующих к мученической гибели Имама Хусейна — внука пророка ислама Мухаммада; гибель эта произошла именно в десятый день месяца мухаррам.

Нужно помнить, что шиизм признает лишь двенадцать непорочных, прямых потомков Мухаммада (Имамы). Это личности, по праву рождения и воспитания в семействе пророка получившие духовную, социальную и политическую власть над уммой, мусульманской общиной.

Хусейн был третьим Имамом (после своего отца и старшего брата) и четвёртым повелителем мусульман. Когда пророку принесли радостную новость о рождении внука, он пришёл к младенцу и прочел ему на ухо азан (призыв к молитве) и другие молитвы. По велению Аллаха мальчика назвали Хусейном. После смерти Имама Али власть в мусульманском мире захватил узурпатор Муавия, а затем его сын Язид. Хусейн отказался признать их предводителями мусульман и принести им присягу верности, сказав, что будет следовать лишь Священному Корану и преданиям пророка.

Хусейн находился в паломничестве в Мекке, когда Язид отдал приказ убить его. Предвидя свою мученическую гибель и желая предотвратить осквернение Каабы, Имам за день до совершения паломничества вынужден был покинуть священный город и отправиться в сторону Куфы. Перед этим Хусейн вел переговоры с вождями куфийских племен, и те обещали ему поддержку в борьбе против Язида.

С Хусейном отправились восемнадцать мужчин из рода пророка и пятьдесят четыре последователя. Опасаясь оставлять в Мекке свои семьи, они вынуждены были взять с собой женщин и детей, в том числе полугодовалого сына Имама. Они разбили лагерь в пустыне Кербела, потому что их движение преградило войско Язида. На 7 день мухаррама в лагере Имама закончилась вода, и люди начали страдать от жажды. В это время Язид вступил в переговоры с жителями Куфы, и те, заключив с ним союз, отказались прийти на помощь Хусейну. Войска Язида окружили равнину и предложили Имаму сдаться, признав власть халифа и принеся ему присягу. Хусейн отказался. В ночь на 10 мухаррама он собрал своих сторонников и сказал, что освобождает их от всех клятв верности и отпускает их. Однако никто из последователей не покинул лагерь, хотя все ясно понимали неминуемость гибели. Тогда Хусейн воскликнул: «По велению Аллаха мы ведем Священную войну, и Бог вознаградит нас за мученичество!» Согласно достоверным хадисам Имам Хусейн, видя, что его шестимесячный сын Али Асгар умирает от жажды, вышел, встал перед вражеским войском и сказал: «Вы враждуете со мной, в чем же вина этого младенца. Напоите хотя бы его водой». В это время один из метких стрелков в стане врага по приказу своего командира выпустил трехконечную стрелу, которая вонзилась Али Асгару в горло и отсекла разорвав нежное горло младенца.

Видя упорство Хусейна, халиф приказал начать бой. Свидетель этих событий Хумайд бен Муслим рассказывает: «Клянусь Аллахом, я никогда не видел такой стойкости. Были убиты сыновья Хусейна и вся его семья, и его последователи, все же он — такой же храбрый как всегда, он не позволил себе пасть духом и сдаться». Тело Имама практически скрылось под огромным количеством вонзившихся в него стрел. В конце концов, враги, набросившись со всех сторон, предали его мученической смерти. Тело Имама было втоптано в грязь копытами их лошадей, на нём насчитывалось 29 колотых и 27 резаных ран. Согласно преданиям даже отрубленная голова Хусейна продолжала славить Бога, и ничто не могло заставить её замолчать.

В этом кровавом сражении были убиты и все его сторонники, за исключением двух человек; женщины и дети, в том числе и сестра Хусейна Зейнаб, были захвачены в плен. Хумайд Бен Муслим свидетельствует: «Клянусь Аллахом, я не видел ни одной из его жен и дочерей или женщин его семьи, с которой не была бы сорвана верхняя одежда». Смерть Хусейна и его верных сподвижников стала символом мученичества за веру, борьбы с несправедливостью, притеснением и тиранией.

В ранней исламской истории шиитами (в буквальном переводе, «последователями») называли сторонников Имама Али, зятя пророка Мухаммада и четвёртого халифа (духовного предводителя) мусульман. После убийства Али и избрания Муавии четвёртым халифом, противостояние между суннитами и шиитами усилилось, став окончательным после событий Ашуры.

Для шиитов Хусейн — не только один из борцов и мучеников за веру. В первую очередь, это — Имам, то есть потомок пророка, человек, отмеченный божественной благодатью. В шиизме Имамы — истинные предводители мусульман, образцы веры, подлинные хранители и толкователи коранического знания. Первым из таких Имамов был Али, выдающийся герой, разивший врагов ислама своим удивительным обоюдоострым мечом Зульфикаром. От Али божественная благодать перешла к двум его сыновьям от дочери Пророка Фатимы — Хасану и Хусейну, с самого рождения предназначенным стать предводителями мусульман. Смерть Имамов (все Имамы, кроме последнего, Махди, умерли насильственной смертью), обогатило шиизм понятием мученичества за веру, мотив страданий стал неотъемлемой частью траурных ритуалов.

Дни Ашуры начали отмечаться иранскими шиитами как день траура при шахе Исмаиле Сефевиде, который распространил в Иране шиизм. При дворе шаха первые десять дней мохаррама объявлялись траурными, при дворе проводились особые церемонии, на которые собиралось множество людей. Сам Аббас Сефевид, самый могущественный и сильный шах, правивший Ираном в течение 50 лет, в день Ашуры одевал черные одежды и мазал лицо грязью, принимая участие в религиозных шествиях.

Нужно сказать, что месяц мухаррам — начало лунного года — в первые десять дней которого разворачивалась история мученичества Хусейна, считался в Передней Азии священным задолго до этого события. И с Ашурой (буквальный перевод с арабского — «десятый») — десятым днем мухаррама связано множество легенд и преданий. Так, по некоторым из них, в этот день были сотворены небо, земля, ангелы и первый человек, Адам. В этот день Нух (Ной) впервые увидел землю после потопа, родился пророк Ибрагим (Авраам), после долгой разлуки встретились Якуб (Иаков) и Юсуф (Иосиф), по велению Аллаха расступились перед Мусой (Моисеем) воды Красного моря, спасая его от преследования Фараона, вознесся на небо пророк Иса (Иисус). Конец света тоже произойдет в день Ашуры.

Но вернемся в наше время… В современном Иране Ашура является кульминационным религиозным событием года, получив после Исламской революции 1979 года особый смысл и значение. Первые десять дней месяца шииты посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводятся различные религиозные обряды, которые во многих городах, особенно Куме и Мешхеде, превращаются в целые религиозные мистерии, с сюжетом, разворачивающимся в течение нескольких дней.

Звучит траурная музыка, возгласы «О, Хусейн!».

По улицам идут шествия, в них принимают участие мужчины, которые под ритмичные удары барабанов бьют себя по плечам цепями. Сотни цепей единым взмахом взлетают вверх, а затем с силой опускаются на плечи. Самобичевательные процессии олицетворяют раскаяние и скорбь жителей Куфы отвернувшихся от Имама, предавших его. Женщины стоят вдоль дороги, некоторые плачут, укрывшись исламским покрывалом, некоторые бьют себя в грудь. Все одеты в чёрное, самые религиозные люди будут носить траур в течение 40 дней.

Последовательно разворачиваются события Ашуры: это история сестры Хусейна Зайнаб, доставленной к Язиду в Дамаск, но продолжавшей проповедовать истинную веру, это трагическое повествование о браке, заключенном перед самым сражением между Касымом, сыном второго Имама, и его двоюродной сестрой. Рассказывается об Аббасе, сводном брате Хусейна, пытавшемся пронести в лагерь воду: лишившись обеих рук, он нес бурдюк с водой в зубах…

Ну улицах иранских городов в дни Ашуры можно увидеть воинственный танец, когда несколько сот мужчин, взявшись за руки, посреди улицы взмахивают в едином ритме саблями, острия которых испещрены арабскими надписями; ночью разворачиваются факельные шествия. Прекрасно и жутко! Подобные мистерии устраивались сотни лет назад на улицах городов Европы, но только Восток может быть вечно-молодым и, развиваясь, не терять древнего величия.

Так как исламский календарь — лунный, а используемый в большинстве стран мира григорианский — солнечный, дата ашуры, будучи неизменной по исламскому календарю, по григорианскому изменяется из года в год. Кроме того, в разных мусульманских странах дата ашуры различается, так некоторые страны используют календари, отличные от исламского — так, например, Иран использует собственный календарь, начало летосчисления которого совпадает с исламским, но являющегося солнечным календарём. Так, в 2011 году (1433 хиджры) 10 день месяца мухаррама соответствует 5 декабря в части Азии и Среднего Востока и 6 декабря в Ливане и Ираке.

Память

Именем имам Хусейна были названы:

  • Центральная площадь в бакинском посёлке Нардаран (Азербайджан).
  • Мост в Багдаде (Ирак).
  • Университет, площадь и станция метров в Тегеране (Иран)
Поделиться: