Популярные
На фото И Юаньцзи

И Юаньцзи

китайский живописец времен Северной Сунской династии, родом из Чанша
Биография

Биография и творчество.

Голландский синолог Роберт ван Гулик, знаток поведения гиббонов, отмечал, как натурально их изображение в полотнах И Юаньцзи. К примеру, И Юаньцзи никогда не рисовал «цепь гиббонов»: цепочку гиббонов, свисающих с дерева, держа друг друга за руки — мотив, популярный в традиционном китайском искусстве, но не отражающий реального поведения этих обезьян.

Известный сунский литератор, каллиграф и художник Ми Фу (1051—1107) в своём труде «Хуаши» (История живописи) посвятил И Юаньзи отдельную главу, в которой рассказывает о его превосходных свитках, и сетует о судьбе этого мастера «пуха и пера», которому завидовали члены Академии живописи и которому разрешали писать только обезьян и косуль; в конце концов, по сообщению Ми Фу, он был отравлен.

Живопись обезьян в китайском искусстве имеет свой символический смысл. И мартышки и гиббоны и человекообразные в китайском языке обозначаются одним словом «юань». В традиционном китайском календаре каждые 12 лет наступает год обезьяны, следовательно, приблизительно каждый 12й житель Китая – «обезьяна». Одним этим фактом уже можно объяснить появление и распространения жанра изображения этого животного. Однако кроме этого обезьяна вызывала в людях романтические чувства в связи с тем, что, живя в горах и лесах, она ассоциировалась со свободой, уединением и неприступностью гор, а для китайских буддистов Обезьяний царь был одной из популярных фигур буддийской мифологии. Поэтому созданный И Юаньцзи жанр изображения обезьян был обречён на успех.

В музее искусств в Осаке хранится полотно И Юаньцзи, на котором изображено несколько дюжин гиббонов. Это горизонтальный шёлковый свиток шириной 30 см и длиной 120 см. Так как его композиция не имеет чётко выраженного начала, ван Гулик предполагает, что это концевая (левая) часть свитка, на котором художник первоначально изобразил (или намеревался изобразить) сто гиббонов. Это полотно в свое время принадлежало китайским императорам, и в 1755 г. известный своей любовью к живописи император Цяньлун собственноручно начертал на нём восьмистишие, восхваляющее И Юаньцзи и гиббонов.

Образ И Юаньцзи, его близость к природе, привлекает внимание и современных китайских художников.

Список произведений И Юаньцзи.

(по кн. James Cahill «An index of early Chinese painters and paintings: Tang, Sung, and Y?an» University of California Press. 1980, pp 104–105)

  • Обезьяна и паук. Роспись веера. Приписывается. Южносунская работа? Пекин, Гугун
  • Три обезьяны на старом суке. Роспись веера. Сунская работа. Гугун, Пекин
  • Обезьяна сидящая на земле и держащая кошку на груди, вторая кошка наблюдает. Прекрасная работа в манере гун-би в бледных тонах. Свиток. Надпись Хуэйцзуна. Колофоны Чжао Мэнфу и Чжана Си. Подлинник? Гугун, Тайбэй
  • Гиббоны и олень. Роспись веера. Приписывается. Вероятно составляет пару с картиной приписываемой Ма Шижуну в этом же собрании. Обе похожи на тщательно сделанные в минскую эпоху копии с сунских работ. Гугун, Тайбэй
  • Три обезьяны на можжевеловом дереве. Роспись веера. Юаньская или более поздняя работа. Гугун, Тайбэй.
  • Бамбук и кролики. Альбомный лист. Подписан. Поздняя копия. Гугун, Тайбэй
  • Обезьяна хватающая птенца цапли из гнезда. Роспись веера. Приписывается. Ранее хранилась в коллекции Манчжурского правящего дома.
  • Самка обезьяны с детёнышем на дереве; внизу олень и оленёнок. Роспись веера. Приписывается. Коллекция Чжан Дацяня.
  • Нахмурившаяся обезьяна на старом дереве. Альбомный лист. Приписывается. Ранее хранилась в коллекции Ц. Д. Чэня, Гонконг
  • Три обезьяны на дубе. Роспись веера. Приписывается. Коллекция Чжана Бецзи, Тайбэй.
  • Маленькие птички, собравшиеся на дереве возле камня. Фрагмент свитка? Стоит подпись. Работа периода Мин или Цин. Коллекция Бао Дуанчэнь.
  • Обезьяны, играющие на деревьях и камнях. Свиток, шёлк, тушь. Приписана поэма императора Цяньлуна. Колофон юаньского художника Цянь Сюаня. Копия? Осака, Муниципальный музей.
  • Белый гусь на речном берегу. Свиток; шёлк, тушь, краски. Приписывается. Осака, Муниципальный музей.
  • Три гиббона, залезающие на дерево. Подписана именем художника. минская работа. Галерея Фрир, Вашингтон
  • Несколько работ из музея Метрополитен, Нью-Йорк, которые ему приписываются: Пейзаж с козами (свиток); Цветы и птицы (свиток); Альбом с рисунками разной фауны; Обезьяны, напавшие на гнездо журавля (альбомный лист).
  • Два гиббона, играющие на дереве локвы. Подписана. Поздняя работа. Британский музей, Лондон.
  • Два чёрных гиббона на ветках дерева. Подписана именем художника. Печати сунского и минского периодов. Значительно более поздняя работа. Музей дальневосточных древностей, Стокгольм.
  • Гиббон, сидящий на камне возле голого дерева. Альбомный лист. Сунская работа, приписываемая И Юаньцзи. Опубликована в издании Согена.
Поделиться: