Биография
Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать — Глазунова Ольга Константиновна.
Пережил блокаду Ленинграда. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».
Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина у народного художника СССР профессора Б. В. Иогансона (1951—1957).
В 1956 году женится на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа.
В начале февраля 1957 в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.
В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (изображение отступающей советской армии), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.
C 1978 года преподавал в МХИ.
В 1981 году — организовал и стал директором Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.
С 1987 года — ректор Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества
Семья
Вдовец.
- Супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1933—1986). Покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна.
- Сын — Глазунов Иван Ильич, художник, автор полотна "Распни его!", картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера.
- Дочь — Вера Ильинична Глазунова, художник, автор картины "Великая княгиня Елизавета Федоровна перед казнью в Алапаевске".
Искусство
- Ранние живописные работы середины 50-х - начала 60-х годов выполнены в виртуозной академической манере. Отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма. ("Ленинградская весна", "Ада", "Нина", "Последний автобус", "1937 год", "Двое", "Одиночество", "Метро", "Пианистка Дранишникова", "Джордано Бруно")
- Дипломная работа "Дороги войны" (1957). Не сохранилась до наших дней. Художником позднее исполнена авторская копия.
- Автор цикла графических работ, посвященных жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных черным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда. ("Двое", "Размолвка", "Любовь"). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
- Автор живописного полотна "Мистерия ХХ века" (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.
- Автор живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет (1988).
- Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвящённых русской старине (циклы «Русь», 1956, «Поле Куликово», 1980, и др.)
- Автор серии работ на темы основных произведений Ф. М. Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»).
- Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980 год, здание ЮНЕСКО, Париж).
- Автор картины «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус» (см. С.Перевезенцев. «Россия. Великая судьба». — М. — 2005 — с.38.).
- Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щелоков).
- Автор серии работ «Чили» и «Аргентина».
- Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и т. п.)
- Создал интерьер советского посольства в Мадриде.
- Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца.
- На последних выставках в московском Манеже(2010) и санкт-петербургском Манеже(2011) выставил новые полотна "Раскулачивание", "Изгнание торговцев из Храма", "Последний воин". А также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в необыкновенно свободной и виртуозной технике. Зрители увидели лирический автопортрет художника "И снова весна".
Общественная деятельность
- В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.
- В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвященный «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось собрать подписи выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.
- Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.
- По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Глазунов является её ректором.
Политические взгляды
Илья Глазунов — сторонник монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав.
9 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.
Звания, награды
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»:
- Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (10 июня 2010 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 2005 года) — за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (9 июня 2000 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 мая 1995 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
- Орден Трудового Красного Знамени (1985)
- Народный художник СССР (1980).
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973).
- Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997) — за реставрацию Московского Кремля.
- За большие заслуги в области изобразительного искусства и художественного образования награждён знаком отличия «За заслуги перед Москвой»
- Орден преподобного Андрея Рублева I степени РПЦ (4 декабря 2010 г.) — во внимание к выдающемуся вкладу в развитие русского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения.
- Почетный член Историко-патриотического Объединения «Русское Знамя» (1989).
- Бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
- Действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997).
- «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ (1999).
- Золотая медаль ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру».
- Действительный член Российской академии художеств (2000).
Интересные факты
- 10 июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил галерею художника Глазунова и поздравил его с 79-летием. Рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Путин высказал пожелание, чтобы меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик. <…> Им как будто колбасу режут». Глазунов обязался картину исправить и похвалил «хороший глазомер» главы правительства.
- По воспоминаниям Станислава Куняева, Илья Глазунов перестал сотрудничать с «Нашим современником» и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!» и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет — это китч…», до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт.