В настоящее время некоторые историки считают императора Судзина легендарной фигурой. Само же его посмертное почётное имя Судзин считается измышленным через много поколений после периода, когда Судзин официально жил и правил. Имя Судзин рассматривается как китайское по происхождению и несущее в себе явный отпечаток буддизма (появившегося в Японии лишь через 600-700 лет), однако не исключено, что изначально его посмертное имя Судзин читалось изначально как Такасигами а позже было китаизированно в форму "Судзин".
Японские учёные полагают, что Мимаки (Судзин) был реальным основателем династии Ямато, жившим в Японии в III или IV веках н. э. - скорее всего Мимаки (Судзин) царствовал в 324-331 годах н.э. испр. хрон., в то время как восемь первых, предшествующих Судзину императоров, считаются вставными правителями. Однако, как было выяснено, шесть из восьми правителей, предшествовавших государю Мимаки - были женаты на женщинах одного поколения (из клана Сики-но агата-нуси) и, следовательно жили в одно время. Видимо, они являлись местными владыками отдельных территорий в Центральной Японии. Впоследствии, для того чтобы удревнить династию Ямато, были записаны как правители, сменявшие друг друга на троне.
По мнению Иноуэ Мицусада генеалогические сведения о «восьми правителях», вероятно, относятся к периоду начала II – III векам н.э. Сходное мнение высказала и Джина Л. Барнс в своей монографии «Протоисторическое Ямато: Археология первого японского государства» (1988 года) . Она предложила датировать историю о государе Дзимму II или III веком н.э., относя его правление к периоду позднего яёи. А всех правителей после Дзимму и до государя Судзина (людей с высоким социальным статусом, которых упоминают летописи) посчитала необходимым “сжать” в одно поколение [которое, в результате, помещалось в конец III – начало IV веков н.э.]. Эту идею поддержал Эдвард Киддер (младший), сочтя её «совершенно разумной». Мацумото Сэйтё пришел к выводу, что «восемь правителей», царствовавших после Дзимму, все были вождями знатных родов равнины Ямато. Их курганы (яп. мисасаги) он датирует периодом раннего кофун (конец III – начало IV веков н.э.). Это может указывать на реальное время их деятельности. Следовательно, деятельность «восьми правителей» должна была проходить в период между концом III века н.э. и годом вступления государя Мимаки (Судзина) на престол [324 годом испр. хрон.]. В связи с этим, новейшие археологические открытия, касающиеся первого столетия существования Ямато, получившего название периода «политического центра в Сйки» (между 250-350 годами н.э.), привели к очень интересным выводам. Большинство находок было сделано в юго-восточной части равнины Нара в области Сйки (район с центром в современном городе Сакураи ) около горы Мива. Причём основная часть находок приходится на район расположения шести крупнейших курганов, построенных в период между 250-350 годами н.э. (1) курган Хасихака в городе Сакураи (280 м длиной) – захоронение дочери К?рэя (7-го) – Ямато-тотохи-момосо-бимэ; (2) курган Тоби Тяусу-яма в Сакураи (207 м) – предположительно, захоронение старшего сына К?гэна (8-го) и сподвижника Судзина – знаменитого ?-бико (др.-яп. Опо-пико); (3) курган Мэсури-яма в Сакураи (240 м) – предположительно, захоронение сына ?-бико – Такэ-нуна-кава-вакэ; (4) курган Андон-яма в Тэнри, теперь считающийся местом захоронения Судзина (240 м); (5) курган Ниситонодзука в городе Тэнри (230 м) – предположительно, захоронение дочери Судзина (10-го) – Тоё-суки-ири-химэ; (6) курган Сибутани Муко-яма является могилой внука Судзина – Кэйк? (310 м).
Согласно традиции, отцом Судзина был местный правитель в Центральной Японии - Кайка. Судзин был вторым сыном Кайка и наследовал трон после смерти отца в результате каких-то бурных событий, итогом которых стала эпидемия (мор), бродяжничество населения и разбой. Такая ситуация могла сложиться только в результате длительной борьбы за власть, которая получила название период "восьми правителей". Судзин (после основателя династии - государя Каму-ямато-иварэ-бико, т.е. Дзимму) выступил новым объединителем Ямато, за что (как и Дзимму) получил прозвище "первоправителя новой страны".
Согласно официальной истории, изложенной в сборниках Кодзики и Нихон сёки, император Судзин строил синтоистские храмы в провинции Ямато, посылал армию против бунтующих окраинных провинций, подавлял организованные принцами заговоры против его власти. Судзин стал расширителем территории Ямато (походы полководцев "четырёх дорог"). Одним из этих военачальников был ?-бико (др.-яп. Опо-бико), чьё имя упомянуто в эпиграфической надписи на мече из Инарияма 471 года.. При Судзине установились дипломатические отношения с южнокорейскими владениями в Имна (яп. Мимана; позднее - Кая). Судзину наследовал его сын - государь Суйнин.