Популярные
На фото Ирина Асмус

Ирина Асмус

советская актриса и клоунесса
Дата рождения:
1941-04-28
Дата смерти:
1986-03-15
Биография

Ирина Павловна Асмус появилась на свет за два месяца до начала войны – 28 апреля 1941 года, и ее детство пришлось на тяжелые годы. Но девочки остаются девочками в любые времена – они любят петь и танцевать и хотят стать актрисами. Мечтала об этой профессии и Ирина, только никак не могла выбрать, что именно ее привлекает больше: театральная сцена, эстрада или цирковая арена. Определилась она только к окончанию школы, решив посвятить себя «серьезному» искусству.

Свои документы Ирина Асмус отнесла в Московское хореографическое училище при Большом театре и с успехом сдала вступительные экзамены. Однако члены приемной комиссии предупредили девушку, что, хотя и готовы ее зачислить, но на лавры примадонны рассчитывать не приходится – помешает чересчур маленький рост. Ирина сочла это знаком судьбы и отправилась в Государственное училище эстрадного и циркового искусства, где исполнила на экзаменах неаполитанский танец и спела песню «Бесаме мучо», очень популярную в конце пятидесятых. В сочетании с миниатюрностью и большим бантом на голове это выступление произвело огромное впечатление на приемную комиссию, и Ирину приняли в училище.

На первом же курсе, в 1958 году, Ирина Асмус снялась в киносказке «Новые похождения Кота в сапогах» и сыграла там сразу две роли – Черной Пешки и девочки Клавы. Еще одной ее ролью стала Лиза Калачева в телеспектакле «12 стульев», поставленном в 1966 году режиссером Александром Белинским.

После выпуска из училища Ирина начала работать в одном из первых эквилибристических номеров Леонида Костюка. Профессия эквилибриста – опасная, трудная и требующая сильного характера. Ирине очень нравилось совершать трюки под куполом цирка, но однажды на репетиции она получила серьезную травму. Выписывая артистку из больницы, врачи запретили ей выступать на высоте, и Ирина ушла из цирка.

Следующим этапом ее творческого пути стала драматическая студия при ленинградском ТЮЗе. Внешность Ирины определила ее амплуа – играть детей. Но быть травести актрисе скоро наскучило, роли казались одинаковыми, и Ирина перешла на сцену Театра имени Комиссаржевской. Здесь у нее состоялся очень удачный дебют: роль Маши в пьесе «Время любить» Бориса Ласкина, сыграв которую, Ирина в полной мере показала свой незаурядный актерский талант. На этой сцене она создала много прекрасных образов – Золушку, принцессу Елизавету в спектакле «Принц и нищий», Раймонду в постановке «Романтика для взрослых» и даже шекспировскую Джульетту. Об Ирине Асмус начали писать в ленинградских газетах, ее заметили театральные критики, и возможно, она стала бы большой драматической актрисой – но этого не случилось. Ирина часто появлялась в цирке и очень тосковала по нему, на собственном опыте убедившись в верности цирковой поговорки о том, что обратного пути с манежа нет… Цирк звал ее назад – и победил. Восходящая звезда театральной сцены пожертвовала карьерой драматической актрисы ради цирковой арены.

Быть эквилибристкой Ирина больше не могла, и на манеже появилась новая клоунесса с ласковым прозвищем «Ириска». Работала Ириска, в основном, сольные номера – почетное, но весьма сложное дело. Характер Ирины сказался и тут, ведь любая сложность не отталкивала ее, а напротив, звала преодолевать поставленные высоты. Цирковые сценаристы довольно долго решали возникшую проблему: что именно должна говорить и делать на арене женщина-клоун? Программу для Ириски написал и поставил режиссер Сергей Дитятев, выпускник ГИТИСа и известный конферансье. Одной из любимых клоунад самой Асмус был номер «Дрессировщица», пародирующий женщин, проводящих все свободное время с телефонной трубкой.

В 1975 году на советских телеэкранах появилась воскресная передача под названием «АБВГДейка». Создали ее по примеру американской образовательной программы «Сезам стрит», но великолепные сценарии, написанные Эдуардом Успенским, сделали «АБВГДейку» очень русской и совершенно оригинальной. Три года спустя вести эту передачу стали два клоуна – Клепа и Ириска. Новые ведущие мгновенно обрели ошеломляющий успех и покорили сердца всех советских детей. Ирина Асмус завоевала огромный авторитет среди детворы – «АБВГДейку» заваливали письмами со всех концов страны, и во многих посланиях девочки писали, что хотят стать клоунами – такими же, как Ириска.

К этому времени Ирина успела развестись с первым мужем, известным актером и бардом Александром Хочинским, и выйти замуж за инспектора циркового манежа. Но личная жизнь ничуть не мешала ее творчеству. В конце семидесятых и начале восьмидесятых Ирина Павловна очень напряженно и очень плодотворно работала, выступая в цирке, играя в театре и работая на телевидении. Буквально разрываясь между выступлениями и гастролями, она успела сняться в ленинградской телепередаче «Дискотека» и в двух документальных фильмах – «На манеже – Ириска» и «Представление». Столь плотный график не повлиял на качество ее работы: любимая клоунесса продолжала от всей души дарить радость детям.

В середине восьмидесятых в жизни Ирины Асмус наступила черная полоса. Разладилась семейная жизнь, и к этим проблемам добавились неприятности на телевидении. «АБВГДейка» все чаще подвергалась выговорам и придиркам. В конце 1985 года Ириску отстранили от ведения «АБВГДейки», заменив другой ведущей. В это же время от Ирины ушел муж, и к этой трагедии добавилось известие, что актрису не взяли в заграничное турне.

В начале весны 1986 года цирковая труппа отправилась на гастроли в Гомель. Ирина согласилась на этот тур в том числе для того, чтобы увидеться с сыном, проходившим срочную службу в авиагородке под Гомелем. В субботу 15 марта в гомельском цирке произошла трагедия – во время дневного представления, на глазах у множества зрителей. Во время исполнения эффектного трюка сломался вращающий механизм, Ирина Асмус упала на арену с высоты восьми метров и разбилась насмерть. После гражданской панихиды, прошедшей на арене цирка, сын увез тело актрисы в Ленинград. Похоронили Ирину Павловну на Большеохтинском кладбище.

Поделиться: