Родился в семье священника. В 1890 году окончил Казанскую духовную академию; кандидат богословия, профессорский стипендиат.
С 1891 года преподаватель Казанской духовной семинарии.
В 1894 году — магистр богословия, преподаватель СПбДА; с 1903 года — профессор по кафедре истории Греко-Восточной Церкви со времён отпадения западной церкви от вселенской.
В 1904 году — доктор церковной истории (докторская диссертация — «Константинопольская церковь в XIX веке. Опыт исторического исследования». Т. I, СПб., 1904).
Был членом Предсоборного Присутствия 1906 года, Предсоборного Совещания 1912 года, Предсоборного Совета. Как член Предсоборного Совета, участвовал в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 годов.
В 1918—1922 годы был заместителем члена Высшего Церковного Совета (одного из 3-х центральных высших орагов управления ПРЦ).
В 1920—1924 годы состоял профессором Петроградского Богословского института и Историко-лингвистического института.
В 1924—1933 годы — профессор Ленинградского института истории, философии и лингвистики.
В декабре 1933 года был арестован; в 1934 году приговорён к 5 годам ссылки в Башкирию. Скончался в Уфе 3 мая 1939 года.
Его секретный доклад «Константинополь, Палестина и Русская церковь» (был подготовлен в апреле 1915 года по поручению Святейшего Синода для МИДа и отпечатан типографским способом в количестве 100 экземпляров с грифом: «На правах рукописи. Совершенно доверительно»), исходя из посылки, что Константинополь по окончании войны будет принадлежать России, предлагал сохранить первенствующую кафедру Вселенского Патриарха под российским суверенитетом. Кроме того, автор доклада решительно высказывался за «поставление для Русской Церкви предстоятеля, равночестного прочим Восточным Патриархам, т.е. Патриарха».