Популярные
На фото Иван Михайлович Андреевский

Иван Михайлович Андреевский

русский православный богослов, литературовед, церковный историк, врач-психиатр
Дата рождения:
1894-03-14
Дата смерти:
1976-12-30
Биография

Детство и юность

Родился 14 (26) марта 1894 года в семье архивариуса Михаила Петровича Андреевского; его дед по отцу был священником.

Учился в гимназии в Петербурге. В 1907—1912 годы — организатор и участник самообразовательных молодёжных кружков, ряда рукописных ученических журналов. В 1912 году, будучи учеником 6-го класса гимназии, был арестован по делу межученической организации средних учебных заведений Петербурга (за антиправительственную деятельность: вместе с товарищем готовил прокламации); был приговорён к ссылке в Олонецкую губернию; приговор был отменён благодаря вмешательству миллионера Шахта. Уехал в Западную Европу.

В 1913—1914 изучал философию в Сорбонне. В 1914 году поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, который окончил 4 года спустя; одновременно с обучением проходил военную службу — фельдшером психиатрических отделений в военных госпиталях. В 1918 году учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петроградского университета.

Преподаватель

С 1922 года — преподаватель Петроградского университета, но вскоре был уволен большевистскими властями. Одновременно работал в Бехтеревском институте психиатрии в должности научного сотрудника. Преподавал литературу в одной из средних школ Петрограда, где его учеником был будущий академик Дмитрий Лихачёв.

В 1923 года организовал и возглавил кружок литературного и религиозно-философского направления, который получил название Хельфернак («Художественно-литературная, философская и научная академия»). Был владельцем огромной библиотеки, который пользовались участники кружка.

Посещал подпольные богословские курсы и существовавшие в 1920-х годах в Петрограде религиозно-философские кружки; в 1926 году вступил в братство преподобного Серафима Саровского.

Деятель «иосифлянского» движения

Выступал против обновленчества; в 1927 голу резко осудил «Декларации» Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), содержавшую далеко идущие уступки большевистскому режиму в СССР.

Активный участник «иосифлянского движения» в Российской Церкви (названному по имени смещённого Сергием митрополита Иосифа (Петровых)). Входил в состав делегации «иосифлян» во главе с епископом Димитрием (Любимовым), прибывшей 27 ноября 1927 к митрополиту Сергию (Страгородскому), с тем, чтобы убедить его отказаться от Декларации. Встреча закончилась безрезультатно.

В лагерях и ссылке

Весной 1928 года был арестован в Ленинграде за организацию нелегальных религиозно-философских кружков среди молодёжи.

В 1928—1930 вместе с Дмитрием Лихачёвым, также посещавшим Хельфернак, находился в заключении на Соловках, где общался с «иосифлянскими» епископами и священниками. В июле 1930 был этапирован в Москву, где привлечен к следствию по делу «Всесоюзного Центра Истинно Православной Церкви», получил новый срок, который отбывал в Белбалтлаге, где также имел общение с «иосифлянами».

В середине 1930-х годов освобождён без права проживания в крупных городах. Работал психиатром в Новгороде и других городах (в частности, был главным врачом в областном интернате для дефектных детей им. Ушинского (вместе со священномучеником Викторином Добронравовым), главным психиатром в Новгородской областной больнице). Принимал деятельное участие в жизни Катакомбной церкви, тайно вел семинар по изучению богословия.

Арестовывался в марте 1938 года.

Эмигрант

Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной немцами территории, участвовал в издании антибольшевистской газеты «За Родину».

В 1944 году эмигрировал в Германию. В 1950 переехал в США; постоянно жил при Троицком монастыре (Джорданвилль, штат Нью-Йорк) — по приглашению архимандрита Виталия (Максименко).

До 1971 года преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле — духовно-учебном заведении Русской православной церкви за границей; преподавал патрологию, а также нравственное богословие, апологетику, историю церкви, психологию, логику и историю литературы.

Его труды о Катакомбной церкви — один из немногих источников по её истории, написанных участником событий.

Скончался в Нью-Йорке; похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в городе Джорданвилль.

Семья

  • Сестра — Мария Михайловна Шкапская, поэтесса.
  • Жена — Елена Михайловна Сосновская, окончила Высшие литературные курсы, серьёзно занималась музыкой и литературой.
  • Дочь — Мария Ивановна Андреевская, филолог, поэтесса, писательница.

Труды

Автор ряда статей по церковной истории и работ по психологии, философии, апологетике и русской литературе, написанных под псевдонимом И. М. Андреев, в том числе:

  • Катакомбная Церковь в советской России. 1947.
  • Благодатна ли советская церковь? Джорданвилль, 1948.
  • Икона всех святых в земле российской просиявших. Мюнхен, 1948.
  • Положение Церкви в советской России. Нью-Йорк, 1951.
  • Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней. Нью-Йорк, 1952.
  • Краткий конспект лекций по психологии. Джорданвилль, I960.
  • Православно-христианское нравственное богословие. Джорданвилль, 1966.
  • Очерки по истории русской литературы XIX века. Джорданвилль, 1968 (переизданы в России в 1990-е годы).
  • Воспоминания о Катакомбной Церкви в СССР. // Пантелеймон, архимандрит. Луч света. Ч. 2. Джорданвилль, 1970.
  • Russian Catacomb Saints. — Platina: St. Herman of Alaska Press, 1982.
  • Православная апологетика. М., 2006.
Поделиться: