В последние годы жизни он ослеп и с отчаяния застрелился. Он первый ввёл в португальскую литературу бытовую повесть. В политике он питал сначала легитимистские симпатии, но затем держался вне партий; никогда не занимал никаких должностей. Написал около двухсот томов повестей. Эта чрезмерная плодовитость составляет главный его недостаток: результатом спешной работы является некоторая недоделанность, монотонность, частые повторения.
Как поэт, драматург и сатирик Каштелу Бранку ничем особенно не выделяется, но его маленькие повести и очерки с большой точностью передают картины современного ему быта португальского народа и португальского общества. Главные его произведения: «Scenas contempor?neas» (1862); «Os brilhantes do Brazileiro» (1869); «Onde est? a felicidade» (1857); «Novellas do Minho» (1876—1877); «Eus?bio Mac?rio» (1880); «Maria da Fonte» (1885).
Каштелу Бранку иногда называют португальским Бальзаком.