Биография
А.И. Каплан родилась 30 января 1922 г. Окончила Московский медицинский институт. С 1945 г. работала на кафедре глазных болезней Московского медицинского института. В 1951 г. защищает диссертацию на учёную степень кандидата медицинских наук. Работает во врачебно-физкультурном диспансере. С 1961 г. становится научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии. В 1975 г. защищает диссертацию на учёную степень доктора психологических наук по теме «Особенности цветового зрения при основных клинических формах детской слепоты». Умирает в Москве в 1983 г.
Вклад в развитие отечественной офтальмологии и тифлопсихологии
Исследования А.И. Каплан проводились в трёх направлениях'. Первое это установление основных клинических форм детской слепоты. Второе направление касается изучения свойств остаточного зрения с целью установления возможностей его использования и развития в условиях школ слепых. Характеризуя остаточное зрение слепых, А.И. Каплан выделила три особенности клинических форм детской слепоты. Первая связывается ею с вовлечением в патологический процесс не только тканей глаза, но и многих других структур зрительной системы. Вторая особенность детской слепоты связана с сочетанием нарушений зрительной системы с появлением форменного зрения, когда зрительные раздражения становятся способными выполнять сигнальную функцию. Третья особенность касается функционального состояния зрительной системы, а именно сохранившегося форменного зрения. А.И. Каплан отмечала, что форменное зрение детей чрезвычайно неустойчиво и подвержено в период до 13-15 лет изменениям как в сторону улучшения, так и ухудшения. Ею выделены изменения, связанные с лечением или обострением патологических процессов и более стойкие, влияющие на позицию ребёнка в отношении типа его реабилитации и адаптации в окружающем. Наличие многообразных изменений ахроматического центрального и периферического зрения в сочетании с разными формами цветового зрения позволило А.И. Каплан утверждать, что остаточное зрение нельзя рассматривать, как крайнюю степень ослабления нормального зрения. А.И. Каплан писала об остаточном зрении « 'Это совершенно иное зрение, с другими характеристиками, варьирующимися при различных клинических формах детской слепоты». Особенностью остаточного зрения является неравнозначность нарушения различных зрительных функций, лабильность, неустойчивость, наступление быстрого утомления. Выделенные три формы остаточного зрения характеризуют возможности функционирования остаточного зрения, зависящие от наличия всех, хотя и изменённых характеристик зрительного восприятия в первой форме, до значительного снижения возможностей функционирования остаточного зрения с выпадением цветоразличения, концентрическим сужением поля зрения и т.д. – во второй и третьей формах остаточного зрения. Выделенные А.И. Каплан формы функционирования остаточного зрения позволяют говорить о том, что у детей снижаются количественные возможности восприятия объектов и их признаков при снижении остроты зрения, об изменении самого процесса восприятия, особенно ещё и при сужении поля зрения, об отсутствии возможности восприятия цветовых качеств объектов. Соответственно особенностям остаточного зрения вопрос о его охране ставится А.И. Каплан как разработка комплекса лечебно-профилактических, гигиенических и педагогических мероприятий, облегчающих работу глубоко повреждённой зрительной системы и создающих условия для развития остаточных зрительных функций у слепых учащихся. Особенно значимым является фундаментальное исследование А.И. Каплан состояния цветового зрения у детей с глубокими поражениями зрительной системы. На основе значительного экспериментального материала ею предложены критериальные коэффициенты состояния цветового зрения у учащихся школ слепых – коэффициент спектральной чувствительности, коэффициент чувствительности по яркости, а также коэффициент устойчивости цветоразличения. С учётом величин этих коэффициентов, полученных в исследовании, введена классификация, предусматривающая три формы остаточного цветового зрения. А.И. Каплан разработала новые экспериментальные таблицы, позволяющие исследовать цветоощущение при низком форменном зрении. Третье направление исследований А.И. Каплан включает цикл работ по созданию системы коррекционной работы, направленной на формирование и развитие зрительного восприятия при остаточном зрении. Работы А.И. Каплан значимы для психофизиологии, тифлопсихологии и тифлопедагогики.
Труды
- Каплан А.И. Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей.- М.: Просвещение, 1965.- 128 с.
- Каплан А.И. Особенности цветового зрения при основных клинических формах детской слепоты : дисс. ... д-р психол. наук /НИИД АПН СССР.- М., 1975.
- Каплан А.И. Если ребенок плохо видит /А.И.Каплан, Н.Г.Морозова.- М.: Педагогика, 1969.- 77 с.
- Каплан А.И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение.- М.: Педагогика, 1979.- 200 с.
- Каплан А.И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением //Дефектология.- 1981.- №4.- С.68-77.
- Каплан А.И. Взаимодействие форменного и цветового зрения при опознании знаков полихроматических таблиц //Дефектология.- 1974.- №5.- С.3.
- Каплан А.И. Генетические факторы как причины детской слепоты /А.И.Каплан //Проблема слабовидения : ученые записки. Вып.14.- М.: НИИ глазных болезней им. Г.Гельмгольца, 1968.- С.19-24.- Библиогр.: с.24.
- Каплан А.И. Офтальмологический аспект проблемы дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями зрения //Дефектология.- 1973.- №4.- С.8.
- Каплан А.И. Развития зрительного восприятия и зрительная эффективность при остаточном зрении //Дефектология.- 1980.- №5.- С.31.
- Дети с глубокими нарушениями зрения /под ред. М.И.Земцовой, А.И.Каплан, М.С.Певзнер.- М.: Просвещение, 1967.- 375 с.- Библиогр.: с.361-375.
- Каплан А.И. Методы исследования устойчивости и изменения формального зрения у учащихся школ слепых /А.И.Каплан //Тезисы докладов 2-й республиканской научно-практической конференции по вопросам врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях органа зрения.- Л., 1963.
- Каплан А.И. Развитие зрительного восприятия при остаточном зрении - теоретические основания и практические методы /А.И.Каплан //Тезисы докладов VIII научной сессии по дефектологии и Пятых Всесоюзных педагогических чтений : Т.1. Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук.- М., 1979.
- Гнеушева А.Н. Дефекты зрения у детей и их этиология /А.Н.Гнеушева, А.И.Каплан //Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей.- М., 1985.- С.58-66
- Каплан А.И. Основные вопросы офтальмологической характеристики детей с глубоким нарушением зрения : симпозиум по вопросам изучения детей с нарушением зрения (Москва, март 1966 г.) //Специальная школа.- 1968.- №5.
- Каплан А.И. Развитие остаточных зрительных функций при глубоком поражении зрительного анализатора /А.И. Каплан //Развитие психики в условиях сенсорных дефектов: XVIII международный психологический конгресс: симпозиум 33.- М., 1966.- С.256-261.
- Каплан А.И. Различение цвета по параметру яркости при остаточном и нормальном зрении //Вопросы психологии.- 1972.- №2.- С.86-93.
- Каплан А.И. Офтальмологический аспект проблемы дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями зрения //Дефектология.- 1973.- №4.- С.8-16.
- Каплан А.И. Развитие зрительного восприятия у детей с остаточным зрением /А.И.Каплан //Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения /отв.ред. А.М.Кондратов.- М.: ВОС, 1980.- С.29-34.
- Каплан А.И. Развитие зрительного восприятия и зрительная эффективность при остаточном зрении //Дефектология.- 1980.- №5.- С.31-40.
- Каплан А.И. Цветоразличительная способность у слепых детей с остаточным зрением /А.И.Каплан //Проблемы психического развития аномального ребенка: мат. XVIII Международ. психологического конгресса.- М.: Просвещение, 1966.
- Каплан А.И. О значении и методах исследования форменного зрения учащихся школ слепых /А.И.Каплан, В.П.Ермаков //Специальная школа.- 1965.- №1.- С.72-79.
- Каплан А.И. Изучение динамики изменений остаточного зрения у учащихся школы-интерната для слепых детей /А.И.Каплан //Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии (26-29 марта 1962 года).- М.: АПН РСФСР, 1962.- С.103-104.
- Каплан А.И. Наследственные формы детской слепоты //Генетика.- 1968.- №2.
- Каплан А.И. Новые задачи в области офтальмологического наблюдения над учащимися школы для слепых детей //Специальная школа.- 1963.- №4.
- Каплан А.И. Методы оценки и основные характеристики цветоразличения при глубоких поражениях зрительной системы //Дефектология.- 1971.- №5.- С.15-24.
- Предварительные итоги занятий по развитию зрительного восприятия детей с остаточным зрением /А.И.Каплан, О.И.Егорова, Н.А.Молоток, О.Г.Солнцева //Дефектология.- 1982.- №3.- С.41-48.
- Каплан А.И. Основные направления офтальмологических исследований в области детской слепоты /А.И.Каплан //Пятая научная сессия по дефектологии (27-30 марта 1967 г.) : тезисы докладов.- М.: Просвещение, 1967.- С.159-161.
- Каплан А.И. Клинико-физиологическая характеристика детей с глубоким поражением зрения //Специальная школа.- 1968.- №5(131).
- Каплан А.И. Результаты систематического обучения детей пользованию остаточным зрением и анализ занятий по развитию зрительного восприятия /А.И.Каплан, Г.Ф.Лобайчук, В.В.Данилова //Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения /отв.ред. А.М.Кондратов.- М.: ВОС, 1980.- С.35-39.
- Каплан А.И. Основные клинические формы детской слепоты : этиология, особенности, течение в период школьного обучения /А.И. Каплан //Дети с глубокими нарушениями зрения /под ред. М.И.Земцовой, А.И.Каплан, М.С.Певзнер.- М.: Просвещение, 1967.- С.36-105.
Источники
- Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства.- М.: Полиграф сервис, 2002.- 250 с.
- А.И.Каплан (к 60-летию со дня рождения) //Дефектология.- 1982.- №3.- С.79.