Популярные

Каран

легендарный основатель династии Аргеадов, потомок Геракла, создавший Македонское царство в IX веке до н.э.
Биография

Родословная

Первый царь Македонии. По одной родословной, сын Аристодамида, сына Меропа, сына Фестия, сына Кисса, сына Темена. По другой, сын Пеанта, сына Креза, сына Клеодея, сына Еврибиада, сына Дебалла, сына Лахара, сына Темена. Одиннадцатый от Геракла, предок Александра в 17 колене.

Брат Фидона, отождествляемый с Архелаем. По Юстину, от Карана до последнего царя Македонии Персея прошло 924 года, что заставляет датировать его правление XI веком до н. э.

Возникновение мифа о Каране

  • на «Родоводе». Дерево предков и потомков

Есть основания полагать, что драма Еврипида «Архелай», созданная великим трагиком после 410 до н. э. при дворе царя Архелая, запустила миф о Каране, еще не известном во времена Геродота и Фукидида. Краткое содержание известно по пересказу античных авторов:

  • Впервые Каран упоминается Феопомпом из Хиоса, современником македонского царя Филиппа II (2-я половина IV в. до н. э.). Труды его не дошли, но из уцелевших фрагментов ясно, что Каран, потомок Геракла и брат Фейдона, царя Аргоса, перебрался в Македонию, где поселился в завоеванном Эги. На сочинениях Феопомпа основывает историю прихода на царство Юстин, писатель III века (пересказ более раннего Помпея Трога):
  • В отрывочном изложении Евфориона, писателя III в. до н. э. :

Козы в качестве вожатых отброшены, хотя оракул еще остается.

  • В версии Диодора (I в. до н. э.), переданной Евсевием (он же вывел даты правления Карана) и Синкеллом, воцарение на царство Карана приобретает сугубо героический оттенок:

Исчезают мифологические атрибуты (повеление оракула), которые не вписываются в историческое изложение.

  • Павсаний, путешественник II в., упоминает в своих очерках: «Македонцы сказали, что Каран, царь Македонии, разгромил Кисея, правителя соседнего государства, в битве и водрузил трофеи по обычаю Аргоса».

Отголоски пьесы Еврипида «Архелай» сохраняются в имени царя Кисея, правителя разгромленного царства эордов. Это имя не встречается в истории, зато был фракийский царь с таким именем в «Илиаде» Гомера, отец Гекубы, жены царя Трои. Имя позволяет предположить, что действие пьесы основано на гомеровском эпосе, как и другие пьесы Еврипида.

О происхождении имени Каран

По мнению болгарского ученого Г. Кацарова, македоняне почитали бога-козла Карана. История с козами в качестве вожатых впервые озвучена, видимо, Еврипидом, придавшим каким-то местным легендам мифологическое звучание (мифологический Кадм по велению оракула следовал за коровой и на месте, где она прилегла, основал город Фивы). Пердикка, основатель династии по Геродоту, имя македонское, не встречается среди греков, в то время как Каран произошло от архаичного koiranos, употреблявшееся еще Гомером в Илиаде, то есть правитель, вождь:

Царь-басилевс отличается от koiranos как правитель, который получил власть по наследству. Слово koiranos древнее, имеет общий корень в языках индо-европейской группы, от которого возможно произошли и «князь» у славян, и «конунг» у скандинавов, и king у англичан, и k?rana (военачальник, наделенный к тому же гражданской властью) у древних персов.

Как личное имя Koiranos встречается среди греков еще у Гомера. И здесь прослеживается интересная аналогия. Геродот назвал первым царем македонцев Пердикку из Аргоса при жизни царя Пердикки, сына Александра I, которого подозревают в создании легенды о предках из Аргоса. Еврипид в своей пьесе, написанной при дворе царя Архелая, сына Пердикки, вывел родоначальником династии Архелая. Легенда о Каране появилась видимо в правление Филиппа II, и Филипп называет сына Караном. Юстин упоминает о неком Каране, брате Александра Великого, хотя мать этого Карана неизвестна (возможно, Юстин ошибся с именем, так как никто из античных авторов не упоминал сына Филиппа с таким именем). До того времени все македонские цари и наследники имели довольно узкий набор имен. Среди македонских царей до Филиппа II и после было 5 Филиппов, 5 Александров, 3 Аминты, 3 Пердикки и ни одного Карана. Такими же сомнительными выглядят наследники Карана Кен и Тирм, введенные в генеалогию, видимо, для древности рода.

Поделиться: