Карл Зале — будущий основатель и представитель монументальной скульптуры Латвии, в 1913 году успешно окончил, хорошо известное в России, Казанское художественное училище .
Впоследствии Зале учился в Санкт-Петербурге в школе Общества поощрения художников. Практику живописца проходил у художника Г. Р. Залемана. Закончил эту школу в 1915 году .
В 1917 году поступил и в 1920 году закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, где учился у скульптора, профессора А. Т. Матвеева. Параллельно с этим занимался в «Свободных художественных мастерских».
В это же время в городе, который тогда уже именовался Петроградом, Карл Зале вместе со своим будущим соавтором Эрнестом Шталбергом участвовал в практической реализации ленинского плана монументальной пропаганды.
Идея плана заключалась в кардинальном переоформлении мемориального наполнения Петрограда, то есть в создании новых памятников, которые соответствовали бы концепции культуры молодой советской республики.
В процессе работы над осуществлением плана монументальной пропаганды Карлом Зале был создан памятник русскому литературному критику и публицисту Николаю Александровичу Добролюбову.
В это же время (с 1918 по 1919 год) мастер работал над скульптурой руководителя итальянских карбонариев, деятеля антигабсбургского освободительного движения Джузеппе Гарибальди.
Памятники Добролюбову и Гарибальди, были созданы из недолговечных материалов и не сохранились до наших дней.
В 1919 году Карл Зале работал над эскизом памятника борцам революции в Риге .
В 1923 году Зале вернулся в Латвию после своей затянувшейся петроградской «командировки». Латвия стала независимым государством, Зале был принят представителями творческой интеллигенции, в том числе заслуженными латвийскими мэтрами визуального искусства. Департамент культуры Латвии стал поручать ему масштабные работы.
C 1924 по 1936 год Карл Зале много трудится над созданием монументального ансамбля рижского Братского кладбища.
В этот период, соавтором Карла Зале, был доцент Латвийского университета и Политехнического института архитектор Александр Бирзниекс (1893 — 1980). Вместе с ним была разработана и выполнена серия мемориальных ансамблей.
При создании скульптур был использован аллажский известковый туф, итальянский травертин и песчаник.
В 1931 году была начата работа над главным монументом этого периода — Памятником Свободы. Он возвышается на том же месте, где ранее с 1910 по 1913 год находился памятник Петру Первому (скульптор Шмидт).
Скульптурное оформление памятника — плод трудов Карлиса Зале. Соавтором скульптора, при создании монумента, был архитектор Эрнест Шталберг, выпускник, а с 1919 по 1922 год ректор Императорской Академии Художеств в Петрограде.
Монумент Свободы был сооружён на народные пожертвования. Памятник, торжественно открыт в 1935 году. Высота монумента достигает 42 метров.
С юго-западной стороны (по причинам инсоляции, самой выгодной для любого объёмного изображения) находится ключевая фигура ансамбля — символическая скульптура Матери-Латвии со щитом свободы.
С восточной стороны монумента изображён «прикованный герой», который запечатлён скульптором в момент, когда он разрывает стесняющие его цепи.
На северной стороне памятника расположен барельеф, посвящённый событиям 13 января 1905 года, это была реакция пролетариата Риги на кровавое воскресенье в Петербурге. На барельефе можно отчётливо разглядеть фигуру всадника унтер-офицерской роты, замахнувшегося нагайкой. Cм. также Политические демонстрации в Риге (1899 — 1940).
На одном из рельефов постамента изображён строй латышских красных стрелков, а с северной стороны — особым эмоционально-образным настроением отличается фигура Лачплесиса, героя одноимённого эпоса, созданного Андреем Пумпуром и программной пьесы Райниса «Огонь и ночь». Богатырь Лачплесис изображён разрывающим пасть медведя.
По эскизам и гипсовой модели Карла Зале, скульптор-модельщик из Швеции Рагнар Мюрсмедден исполнил в материале женскую фигуру (олицетворяющую народные устремления к свободе, получившую имя Милда), перекликающегосяся с именем древнебалтийской богини чистой любви Мильде (m?l?t — любить).
Сама идея увековечить освобождение латышского народа от ига остзейских помещиков и от режима царского самодержавия родилась в кабинетах ведомства культуры в начале 20-х годов. Скульптурная идея памятника отражает могущество физической и духовной силы народа и воспевает высоту его нравственно-этических принципов .
Во многом скульптурное осуществление идеи ансамбля памятника Свободы, как и в случае с ансамблем мемориального комплекса Братского кладбища, можно соотнести с переосмысленными (в рамках новой эпохи) мотивами национального модерна. А весь монумент — это образец латвийского варианта стиля ар-деко.
Первый проект планировки кладбища был разработан в 1916—1917 годы ландшафтным дизайнером Андреем Зейдаксом и прославленным архитектором рижского модерна Эйженом Лаубе.
После провозглашения фактической независимости в 1920 году в рамках нового ведомства культуры и охраны памятников был учреждён специальный Комитет Братского кладбища, курировавший строительство архитектурного ансамбля и общее благоустройство территории кладбища.
Скульптор Карл Зале и архитекторы П. Феддер, Ф. Зайдакс и Э. Лаубе работали над созданием этого комплекса на протяжении двух десятилетий.
Мемориал окружён стеной, на которой выполнены скульптурные изображения гербов городов и уездов Латвии. В центре, над этой девятиметровой стеной, под которой покоятся латышские стрелки, возвышается монументальная скульптура Матери-Латвии, благословляющей павших воинов.
Рядом со стеной Карл Зале, выполнил четыре символические фигуры латышских витязей, олицетворяющих регионы Латвии — Курземе, Земгале, Латгале и Видземе.
Примечательны, почти четырёхметровая скульптурная композиция «Умирающие всадники» и горельеф «Павшие братья» в средней части ансамбля.
Скульптурные группы органично соединяются с композицией всего ансамбля.
Монументальные фигуры и рельефные изображения выполнены с применением канонических форм и приёмов латышского национального романтизма, господствовавшего с 1908 по 1915 год, и позже несколько трансформированного.
В середине 1950-х годов, на территории Братского мемориального кладбища, под руководством архитектора П. П. Саулитиса, были проведены широкомасштабные реставрационные работы .
Карлис Зале автор памятника собирателю народного фольклора, автору эпоса, латышскому поэту — Андрею Пумпуру (кстати, в одно время, бывшему штабс-капитаном русской армии).
В творческом наследии Зале важное место занимает и станковая скульптура, это — бюст Райниса, выполненный в 1927 году, станковая композиция «На борьбу» (1931), «Рыбак» (1939) и другие.
С 1936 по 1942 год Карлис Зале руководил скульптурной мастерской в Латвийской Академии Художеств.