Кейт Бланшетт родилась в пригороде Мельбурна, одном из крупных городов Австралии, в семье Роберта и Джун Бланшетт. Её отец был родом из Техаса и служил морским офицером. Женившись на Джун, которая работала учителем в школе Мельбурна, он эмигрировал в Австралию и занялся рекламным бизнесом. Когда девочке было всего десять лет, он скончался от сердечного приступа, и воспитание троих детей — Кейт, её старшего брата Боба (в настоящее время компьютерный инженер) и младшей сестры Женевьевы (в настоящее время театральный костюмер и дизайнер) — легло на плечи матери.
Возвратившись в Австралию, Кейт поступила в Национальный институт драматического искусства (). На протяжении всего периода обучения она считалась одной из самых способных студенток своего курса и с блеском закончила институт в 1992 году. Первые же опыты Бланшетт на театральной сцене принесли ей восторженные отзывы критиков. После завершения учёбы она приняла участие в постановке Сиднейской театральной компании «Классные девчонки» по пьесе английского писателя Кэрила Черчилля (), затем исполнила роль Фелиции Бауэр в постановке «Кафкианские танцы». Критики высоко оценили её актёрское мастерство в этом спектакле, и в 1993 году Бланшетт получила премию «Общества театральных критиков Сиднея» за лучший дебют. Далее последовало участие в провокационной постановке «Олеанна», истории об университетском профессоре (его сыграл Джеффри Раш), обвинённом студенткой Кэрол в сексуальном преследовании. Роль Кэрол принесла Бланшетт вторую награду — её назвали лучшей новой театральной актрисой 1993 года.
С успехом играя в театре, Кейт начала пробовать свои силы на телевидении и в кино. Её дебют на телевидении состоялся ещё в 1989 году, когда она сыграла эпизодическую роль в сериале «Джи Пи» о работе больницы на окраине Сиднея. В 1993—1995 годах она приняла участие в нескольких довольно успешных телевизионных фильмах и телесериалах («Полицейские силы», «Родина», «Город у границы»), но не прекращала играть в театре. Джеффри Раш, ещё с институтских времён восхищавшийся талантом актрисы, пригласил её на роль Офелии в своей постановке «Гамлета», и критики вновь высоко оценили её игру. В 1995 году актриса появилась в трёх театральных проектах — «Нежная Феба», «Танец слепого гиганта» и «Буря» по одноимённой пьесе Шекспира, где исполнила роль Миранды.
В 1996 году последовала первая заметная работа в кино — короткометражная драма «Парклэндс», где Бланшетт исполнила главную роль. Фильм рассказывал историю девушки Рози, которая узнала правду о коррумпированном прошлом недавно скончавшегося отца. Эта работа требовала большой эмоциональной отдачи, но Бланшетт прекрасно справилась с ролью.
С тех пор внимание актрисы в значительной степени переключилось на кино. В 1997 году она появилась только в одной театральной постановке, сыграв Нину в «Чайке» по пьесе А. П. Чехова, но в то же время на экраны вышло сразу три фильма с её участием. Сначала была роль медсестры Сьюзан Макарти в драме «Дорога в рай» с Гленн Клоуз и Фрэнсис Макдорманд — фильме о женщинах, которых во время Второй мировой войны свела судьба в японском концентрационном лагере для военнопленных на острове Суматра.
Далее последовала романтическая комедия «Слава богу, он встретил Лиззи», которую австралийские критики назвали самым пикантным и остроумным фильмом года. Роль Лиззи принесла Бланшетт первые кинонаграды — премию Австралийского института кино () и премию Общества кинокритиков Австралии (обе — за лучшую женскую роль второго плана).
И, наконец, третьим фильмом 1997 года для Бланшетт стала историческая мелодрама «Оскар и Люсинда» по одноимённому роману Питера Кэри, за который в 1988 году писатель был удостоен Букеровской премии. Продюсеры сначала сопротивлялись намерению режиссёра Джиллиан Армстронг () пригласить на главную женскую роль Бланшетт — на тот момент она была популярна только в Австралии и неизвестна в США и других странах, — но затем уступили, увидев предыдущие работы актрисы в кино.
Они не пожалели о своём выборе: Бланшетт блестяще исполнила роль богатой наследницы Люсинды Лепластриер, которая на пути в Австралию встречает за карточным столом бедного священника Оскара Хопкинса (в его роли снялся британский актёр Рэйф Файнс) и предлагает ему пари — Оскар обязуется в целости и сохранности доставить в Австралию стеклянную церковь, построенную на принадлежащем Люсинде стекольном заводе, а девушка в случае удачи предприятия обещает отдать ему все своё состояние. Хотя фильм явно не был рассчитан на широкого зрителя и не имел больших сборов в прокате — при бюджете в 12 миллионов долларов его прибыль составила всего около 2-х миллионов, — критики положительно оценили первую главную роль Бланшетт в полнометражном кино, назвав созданный ею образ Люсинды ярким и убедительным. Кроме того Бланшетт была номинирована как лучшая актриса на премию Общества кинокритиков Австралии.
Главным событием 1998 года для Бланшетт стала роль королевы Англии Елизаветы I в исторической драме индийского режиссёра Шекхара Капура «Елизавета». В фильме были отражены юность Елизаветы I, обстоятельства её восхождения на трон и ранний период правления. Одним из центральных сюжетов стала история любви молодой королевы и её фаворита лорда Роберта Дадли, графа Лестера. Партнёрами Бланшетт по фильму были Джозеф Файнс, Джеффри Раш и Венсан Кассель, сыгравшие соответственно лорда Дадли, советника королевы сэра Фрэнсиса Уолсингема и претендента на её руку эксцентричного герцога Анжуйского, будущего короля Франции Генриха III.
Благодаря роли Елизаветы Бланшетт приобрела мировую известность. Она была номинирована на получение премии «Оскар» и премии Гильдии киноактёров США, завоевала награды «Золотой глобус» и BAFTA. Пресса же вновь восторженно отозвалась о её игре — по мнению критиков актриса идеально справилась с ролью и создала впечатляющий образ великой королевы.
В 1999 году Бланшетт чередовала игру на сцене со съёмками в кино. Она была задействована в двух театральных проектах в Лондоне — спектакле «Изобилие» и постановке театра Олд-Вик «Монологи вагины», которая собрала поистине звёздный состав (помимо Бланшетт на сцене появились Кейт Уинслет, Джулианна Мур, Мелани Гриффит и Джиллиан Андерсон). Также один за другим на экраны вышло четыре фильма с её участием — девятиминутная короткометражная картина «Истории потерянных душ», костюмная мелодрама «Идеальный муж» по пьесе Оскара Уайльда, комедия «Управляя полётами» и психологический триллер «Талантливый мистер Рипли» по одноимённому роману Патриции Хайсмит.
В «Талантливом мистере Рипли» Бланшетт исполнила небольшую роль богатой аристократки Мередит Лог. Режиссёр Энтони Мингелла опасался, что Бланшетт может отказаться от роли, сочтя её незначительной, но актриса, прочитав сценарий, согласилась принять участие в фильме. Хотя в оригинальном романе героини Бланшетт вообще не существовало, Мингелла дописал её роль, увеличив длительность сцен с появлением актрисы. В конечном итоге Бланшетт была номинирована на премию BAFTA как лучшая актриса второго плана.
В 1999 году журнал People включил Бланшетт в список 50-ти самых красивых людей мира.
В 2000 году Бланшетт появилась в двух картинах. В первом фильме — драме Салли Поттер «Человек, который плакал» с участием Джона Туртурро, Джонни Деппа и Кристины Риччи — Бланшетт исполнила роль Лолы, русской танцовщицы кабаре. Также в этом фильме снялся Олег Янковский, сыгравший эпизодическую роль отца главной героини.
Вторым фильмом этого года был мистический триллер Сэма Рейми «Дар». Роль ясновидящей Аннабель Уилсон стала очередным важным этапом в развитии кинокарьеры актрисы. Действие фильма происходит в провинциальном городке американского юга. Вдова Аннабель растит в одиночку троих сыновей, видит призраков и зарабатывает на жизнь, предсказывая будущее по картам таро. Благодаря своему дару она помогает полиции раскрыть загадочное дело об исчезновении молодой женщины и разоблачить убийцу. Фильм собрал более 44 миллионов долларов в мировом прокате, но получил достаточно сдержанные отзывы критиков, которые приписали его успех исключительно мастерству Бланшетт:
Так, спустя всего два года после фильма «Елизавета», Бланшетт стала одной из самых популярных актрис Голливуда, однако из-за плотного графика съёмок ей пришлось надолго оставить театр. В 2001 году она снялась с Брюсом Уиллисом и Билли Бобом Торнтоном в криминальной комедии Барри Левинсона «Бандиты» — истории о двух грабителях, к которым присоединяется сбежавшая от мужа героиня Бланшетт домохозяйка Кейт Уилер.
Далее последовало участие в первом фильме монументальной кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец» по роману Дж. Р. Р. Толкина. В «Братстве кольца» и следующих двух частях Бланшетт предстала перед зрителями в роли Галадриэль, прекрасной и могущественной королевы эльфов.
В 2001 году Бланшетт снялась ещё в двух картинах — военной драме «Шарлотта Грей» (экранизации бестселлера Себастьяна Фолкса) и мелодраме «Корабельные новости». Опыт работы с Джиллиан Армстронг, режиссёром первого фильма, у актрисы уже был — четыре года назад они работали вместе в Австралии над фильмом «Оскар и Люсинда». На этот раз Армстронг сняла фильм о Второй мировой войне, а Бланшетт исполнила главную роль.
Работая в госпитале, её героиня шотландка Шарлотта Грей знакомится с лётчиком-англичанином Питером Грегори. Между молодыми людьми вспыхивает любовь. Узнав о том, что во время боевого вылета самолёт её возлюбленного сбили где-то во Франции, Шарлотта решает отправиться на его поиски. Чтобы добиться цели, она поступает в разведшколу, проходит обучение и отбывает в оккупированную фашистами Францию с заданием наладить контакт с членами Сопротивления. Этот фильм, на производство которого было затрачено 27 миллионов долларов, был на тот момент самым дорогостоящим фильмом Великобритании и, к сожалению, с треском провалился в прокате, собрав на родине всего 3 миллиона долларов, а в США немногим больше 700 тысяч.
Фильм шведского режиссёра Лассе Халльстрема «Корабельные новости» по роману Энни Пру тоже не снискал особых восторгов у публики несмотря на сильный актёрский состав — партнёрами Бланшет были Кевин Спейси, Джулианна Мур и Джуди Денч. В этом фильме актриса исполнила второстепенную роль взбаломошной красотки Петал Беар, которая, забеременев от случайной связи с работником типографии Койлом (героем Кевина Спейси), выходит за него замуж. Вскоре Петал погибает, а Койл увозит их дитя на Ньюфаундленд.
В 2001 году Бланшетт была одной из претенденток на роль Клариссы Старлинг в фильме «Ганнибал». В итоге роль досталась Джулианне Мур.
В 2002 году Бланшетт приняла предложение режиссёра Тома Тыквера, автора фильма «Беги, Лола, беги», сняться в его новой картине «Рай». Сценарий этого фильма достался Тыкверу в наследство от знаменитого польского режиссёра Кшиштофа Кеслёвского, который скончался, не успев воплотить в жизнь задуманную кинотрилогию по «Божественной комедии» Данте. Для участия в съёмках Бланшетт пришлось постричься наголо.
В этом драматическом фильме Бланшетт исполнила роль учительницы-англичанки Филиппы. Филиппа живёт на родине мужа в Турине. Когда её муж и несколько учеников погибают от передозировки наркотиков, она решает наказать виновного в их гибели доктора, подпольного наркоторговца и проносит в здание его офиса бомбу. В результате взрыва гибнут четверо совершенно невинных человек. Филиппу, пребывающую в шоке от содеянного, арестовывает полиция, но затем в неё влюбляется молодой офицер полиции Филиппо, присутствовавший на допросах в качестве переводчика, и помогает Филиппе бежать. Фильм вошёл в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля, завоевал несколько престижных кинонаград на родине Тома Тыквера в Германии, но не окупился в прокате.
В 2003 году Бланшетт снялась в ещё одном фильме, где затрагивалась проблема незаконного оборота наркотиков, — криминальной драме Джоэла Шумахера «Вероника Герин» (в российском прокате шёл под названием «Охота на Веронику»). В основе сценария лежали реальные события — трагическая история ирландской журналистки Вероники Герин (), открыто объявившей войну наркобаронам. После ряда громких расследований она была приговорена криминальными авторитетами к смерти и застрелена в 1996 году. Игра Бланшетт вновь не разочаровала критиков: они нашли безупречным то мастерство, с которым она воплотила на экране образ отважной Вероники.
В том же году Бланшетт появилась в одном из эпизодов черно-белого киноальманаха Джима Джармуша «Кофе и сигареты». В других эпизодах фильма снялись Стив Бушеми, Роберто Бениньи, Билл Мюррей, а также музыканты Том Уэйтс и Игги Поп. Далее последовало участие в паре с Томми Ли Джонсом в драматическом вестерне Рона Говарда «Последний рейд», в котором героиня актрисы Мэгги Гилкесон отправляется на розыски пропавшей дочери.
В 2004 году Бланшет сыграла второстепенную роль беременной журналистки в эксцентрической комедии «Водная жизнь со Стивом Зиссу», в котором был задействован поистине звёздный состав — Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Анжелика Хьюстон и Уиллем Дэфо, — а затем приняла участие в биографической драме Мартина Скорсезе «Авиатор» о судьбе миллионера Говарда Хьюза — лётчика, изобретателя, плейбоя и режиссёра.
Роль голливудской кинозвезды Кэтрин Хепбё