Cвятая Кикилия родилась в благородной римской семье и ещё в юности постигла христианскую духовную премудрость. Поэтому смыслом её жизни стало служение неимущим и желание остаться в чистоте и целомудрии до смерти. Мало кто знал, что под пышными нарядами она носит власяницу.
Пришло время и родители решили выдать дочь замуж за знатного язычника Валериана. Девушка не стала перечить родителям и только молилась о помощи Божьей. И ей не только удалось отговорить жениха от супружеской телесной жизни, но и привести его в христианство. В дальнейшем к христианству был приведен и брат Валериана Тивуртий. Молодые люди всячески помогали беднякам и их имущество быстро расходилось по Риму.
Префект Турций Алмахий решил воспрепятствовать деятельности молодых христиан, вызвал их на допрос и приказал принести жертвы языческим богам, на что получил отрицательный ответ. Под ударами плетей святой Валериан упрашивал христиан не пугаться мук и твёрдо верить в Христа.
Алмахий принял решение о казни святых, но не в городе, а за его пределами. По пути братья убеждали воинов стать христианами и их начальник Максим настолько уверовал, что пригласил идущих на казнь к себе домой, где был крещён вместе со всей семьёй.
На следующий день, когда казнь над Валерианом и Тивуртием совершилась, Святой Максим всенародно исповедал себя христианином и рассказал, как видел восхождение душ казнённых к небесам. За это Максима прилюдно замучили, забив насмерть плетьми.
А в это время святая Кикилия успела раздать остатки имущества и привести к Богу 400 римлян. Сначала её пытались умертвить в раскалённой бане, но три дня мучений не принесли никакого результата. Святая Кикилия оставалась жива. Тогда её попытались усечь мечом, но палач не смог отрубить деве голову и нанёс только смертельные раны. После этого святая Кикилия прожила ещё три дня, твёрдо исповедуя христианскую веру и призывая к Богу окружающих.
Христиане похоронили тело святой Кикилии в римских катакомбах и веками молились перед ними. В IX веке папа Пасхалий I торжественно перенёс мощи святой из катакомбы Претекстата (другие источники говорят о катакомбах Каллиста) и поместил в храм св. Цецилии в Трастевере, а голову определил хранить в монастыре Санти-Куаттро-Коронати. Но когда в 1599 году мощи были открыты, то голова оказалась вместе с телом. Присутствовавшие при открытии мощей засвидетельствовали их нетленность, после чего мощи были положены под престолом Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Скульптор Мадерно, участвовавший в открытии мощей, запечатлел увиденное им тело Кикилии в скульптуре, находящейся в Санта-Чечилия-ин-Трастевере (копия в катакомбах Сан-Каллисто).
Частица мощей святой Кикилии хранится в одноименной церкви в Бенрате (Дюссельдорф, Германия).
С XVI века святую Кикилию почитают покровительницей церковной духовной музыки. Согласно преданию, она молилась к Богу и пела духовные песнопения в то время, как её вели к венцу и вокруг упражнялись в пении язычники. Святую изображают с разными музыкальными инструментами, но чаще всего с клавишными (орган, клавесин, фисгармония, челеста) или скрипкой.
Композитор Гендель ко дню святой Цицилии в сентябре 1739 году (всего за восемь дней) написал «Оду на день Св. Цецилии» (Ode for St. Cecilia’s Day) и 22 ноября она была впервые исполнена в одном из лондонских театров.
В России «Ода святой Цецилии» была впервые исполнена 22 ноября 2008 года в Камерном зале Новосибирской филармонии.