Популярные
На фото Кий

Кий

легендарный князь полян, основатель Киева
Биография

Согласно легенде, приведённой автором «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских горах вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя.

Летописец приводит и вторую легенду (хотя и отвергает её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре.

Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей.

Происхождение имен и названий легенды

Имя Кий возводилось ко многим языкам. Наиболее авторитетными являются объяснения этого имени от славянского слова, означающего «палица, дубина, боевой молот», и от тюркского «высокий берег».

Имя Щек сопоставляется с именем Чеха, легендарного предка чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название горы сравнивают с иранским словом Haraiva — название горной страны. Также название связывают с названием библейской горы Хорив, однако данная гипотеза мало соответствует действительности.

Лыбедь — это небольшая речка, впадающая в Днепр. Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь» и «лыбь» («сырое место»). Макс Фасмер, однако, не находит удовлетворительных этимологий для всех данных имён и топонимов.

Другое название Киева, упомянутое Константином Багрянородным в X веке, Самватас, и встречающееся как имя в византийской надписи VI века, возводят либо к еврейскому, либо к хазарскому языку. Однако, славянские топонимы «сувит», «собот» и пр. также очень распространены как обозначение «слияния», «соединения». Соботком у древних славян назывались праздник и гора, на которой он проходил, в день летнего солнцестояния (ныне — Ивана Купала). Сами же евреи, жители города, в переписке X века называли его Киевом.

При этом ряд учёных, в том числе проф. М. И. Артамонов, отмечают, что имена мифических братьев не носят никаких признаков славянской принадлежности. Так, гипотеза об иранских корнях имени легендарного Кыя (Кия из русской летописи) получила развитие в советской историографии Топорова В. Н. Также широко известна гипотеза американо-украинского востоковеда О. И. Прицака, который полагал, что возникновение Киева связано с хазарами и что Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе. Гипотеза О. И. Прицака была подвергнута критике, как заведомо необоснованная.

Археологические свидетельства

На полянской земле — Киевщине — в VI—VII веках сходились границы трех культурных групп — пражской (в ее корчакском варианте), пеньковской и колочинской, а в VIII—X веках — луки-райковецкой и волынцевской. Считается, что славянское поселение на месте Киева возникло в конце V века, что фиксируется находками византийских монет того времени, однако, городская жизнь и наличие укреплений («града») уверенно фиксируются археологами лишь с VIII века.

Исторические свидетельства о Кие

Фрагмент «Повести временных лет»

Армянский вариант легенды

В армянской «Истории Тарона» (возможно VI, но не позднее VIII века), автором которой является Зеноб Глак, упоминается о том, как два брата «инда» (возможно, производное от «венеды», «винден» — название славян у разных народов в древности), Деметр и Гисаней, изгнанные из родных мест, нашли убежище у царя Валаршака, пожаловавшего им землю Тарой. Через пятнадцать лет Валаршак убил братьев.

Легенда своими именами и деталями очень напоминает свидетельство русского летописца. Объяснение этому можно найти как в общем источнике (вероятно, скифском) для древнерусской и армянской легенд, так и в общем мифологическом сюжете, использованном для объяснения основания города. Имя «Мелтей» по-армянски означает «змей», что повторяет славянское имя Щек.


Фрагмент Новгородской первой летописи

Новгородская летопись, сохранившая следы летописного свода, предшествующего «Повести временных лет», дополняет текст легенды о Кие, датируя её 6352 (854) годом:

В данном свидетельстве видны сходства с армянской легендой, в которой говорится об основании братьями не только города, но и храма.

Фрагмент Яна Длугоша

Польский историк Длугош (XV век), который широко использовал древнерусские летописи, не сохранившиеся до наших дней, показывает, что киевская династия до Аскольда и Дира представляется прямым потомством Кия и его братьев.

Между тем, историки высказывают сомнение даже относительно того, были ли Аскольд и Дир действительно соправителями и современниками, или же таковыми их сделал киевский летописец, писавший приблизительно спустя два столетия после их убийства князем Олегом, пришедшим к стенам Киева с дружиной и выманившим их за пределы городской стены (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов).

Параллели легенды

Среди многочисленных легенд о трех братьях и сестре, легенда о Кие наиболее часто сравнивается с готской легендой о борьбе Германариха с роксаланами в Северном Причерноморье в конце IV века.

Готский историк Иордан пишет:

В более позднем варианте легенды, изложенной в «Речи Хамдира» из «Старшей Эдды», казненная Ёрмунрекком (Германарихом) его неверная жена носит имя Сванхильд (букв. «лебедь битв»), а за её смерть мстят три брата Хамдир, Сёрли и Эрп. Эрп по пути погибает от рук братьев, так как является незаконнорожденным, поэтому некому было добить Ёрмунрекка, раненного Хамдиром и Сёрли.

Исходя из этимологии имени Кия историки, в частности Б. А. Рыбаков, сравнивают этого князя с Божьим Ковалем, кузнецом, который в разных вариантах легенды под разными именами выступает как змееборец. Он побеждает змея, берущего с народа дань девушками, запрягает змея в сделанный им плуг, и пашет землю, после чего появляется гигантская борозда, называемая Змиевы валы. Она указывает на границу между землями кузнеца и змея и тянется до моря, в котором змей и погибает. Змиевы валы — это древняя система оборонительных сооружений, защищавшая Среднее Поднепровье от набегов степных кочевников. Она создавалась со скифских времен и окончательно оформилась к XII веку.

Скандинавским аналогом Кия, как божьего кузнеца, может выступать бог Тор.

Образ перевозчика также часто встречается в славянском фольклоре (княгиня Ольга) и скандинавской (Харбард) и других мифологиях. Он связан с мировоззренческим спором между перевозчиком и тем, кого он перевозит.

В русском фольклоре с Кием также могут быть связаны образы Белого Полянина и Чурилы Пленковича. Последний по былине живет не в Киеве, а в Киевце.

Другие легенды об основании Киева

Из таких сведений до нас дошло немного. Во-первых, о Киеве кратко повествуют скандинавские саги: «…Кёнмар звался конунг, он правил Кенугардами, а там сначала жил Магог, сын Иафета, сына Ноя». («Сага об Одде-Стреле»). Магог обычно отождествляется со скифами, поэтому данное известие вполне может быть сопоставлено со словами русской летописи о племенах восточных славян: «…этих всех называли греки „Великая Скифь“».

Другое косвенное свидетельство содержит хроника Титмара, в которой говорится, что Киев населен не только варягами, но и беглыми рабами, которые вместе защищали город от набегов кочевников. Мотив о поселениях и валах беглых рабов восходит к скифской эпохе и хорошо известен на Руси. Жители разных городов награждали друг друга обидными эпитетами, унижавшими соперников. Так как информаторы Титмара — это немцы и поляки, помогавшие Святополку, правившему на Волыни, то легенда эта отражает мнение волынян и их соседей. Летописец, например, награждает эпитетом «толковины» («умники») племя тиверцев, радимичей называет «пищанцами», а новгородцев — «плотниками».


Поход Кия на Дунай и попытки отождествления

Историки неоднократно пытались выяснить, имеет ли легенда под собой какие-либо исторические основания.

Летописец не знает имени византийского «царя», от которого Кий принял «честь». Историки полагают, что это мог быть один из императоров VI века, например, Юстиниан I, прозванный за частые нападения в его правление антов Антическим. По другой версии этот титул Юстиниан принял после заключения в 540-х годах договора с антами, по которому они получили на Дунае земли вокруг города Туррис. Слова летописца «великую честь принял от царя» неверно понимать как «получил почести», так как слово «честь» означало на Руси также феодальную службу сюзерену. Таким образом, легенда говорит о том, что Кий был федератом византийского императора. Археологические находки более раннего времени (медальоны федератов) говорят о наличии такой практики у населения территории будущего Киева. В VI веке среди известных антов на службе императора были Хильбудий (530-е года) и Доброгаст (с 550-х гг.)

Прокопий Кесарийский в своей «Войне с готами», написанной в середине VI в., свидетельствует, что Юстиниан назначил анта Хильбудия управлять провинцией Фракия и поручил ему защищать имперские рубежи по Дунаю. Однако, когда раскрылось, что анты на совете знати заставили одного из своих соплеменников, из числа рабов, с таким именем выдавать себя за настоящего Хильбудия, его отряд, продвигавшийся к Константинополю был разгромлен, а Хильбудий схвачен. Б. А. Рыбаков приводит византийскую надпись VI века на могиле некого Хильбудия, сына Самватаса, сопоставляя это имя с древним названием Киева.

Другой претендент на роль исторического прототипа Кия упомянут в византийском агиографическом памятнике «Чудеса Димитрия Солунского», осветившем, как полагают ученые, события первой половины VII в. В нем повествуется о том, как вождь прикарпатско-дунайских славян Кувер восстал против авар и, потерпев поражение, вместе с остатками войска укрылся в Византии. Как и Кий, он посетил императора в Константинополе, предпринял попытку закрепиться на Нижнем Дунае и даже захватил некоторые византийские владения, среди них — большой и богатый город Фессалонику. Но вскоре после овладения Фессалоникой он погиб.

Храм Кия

Армянская легенда о Куаре говорит об основании братьями в лесу у своих поселений храма, в котором были поставлены два идола. Новгородская летопись, говоря о лесе на горах, также напоминает о языческих верованиях Кия и его соплеменников. В «Слове о полку Игореве» упоминается «дебрь Кисаня (Кияня)», на «болони» (нижняя часть города под «градом», пустое место между оборонительными валами). Киевские горы и лес имели священный характер. Летописец специально уточняет, что язычники поклонялись священным рощам, а легенды говорят о том, что Лысая гора в Киеве была местом сбора ведьм.

Раскопки киевского археолога В. В. Хвойко в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе каменный языческий жертвенник округлой формы с четырьмя выступами по сторонам света, рядом, к югу, горел костер для жертвоприношений. Сооружение сложено насухо из неотесанных камней. Размеры площадки 4,2х3,5 м, высота 0,4 м. Расположено оно на Андреевской горе, в средней части довладимирова города, в самой сердцевине княжеского двора. Хвойко объявил свою находку алтарем храма князя Кия.

Вторичные раскопки в 1937 году не подтвердили «геометричность» алтаря, в результате поставив выводы Хвойко о характере сооружения под сомнение. Датируется алтарь VIII—X вв.

Попытка отождествления двух идолов храма принадлежит Б. А. Рыбакову. По говорящему имени второй идол, Деметр, был отождествлен им как мужское божество плодородия. Имя первого идола, Гесаний, ни о чем не говорит, но поляне поклонялись Перуну, поэтому храм, вероятно, был посвящен и ему. Если основываться на дешифровке Рыбакова календаря IV века из села Ромашки, недалеко от Киева, то главными божествами летнего периода у полян были Перун и Купал. Если алтарь, действительно, имел форму креста, то Деметр скорее всего — Купал, так как кресты — это неотъемлемая часть солнечной купальской символики. Два креста включены в символ праздника Купала на календаре из Ромашек.


Смысл легенды и датировка событий

Во-первых, легенда появляется в летописи для объяснения Аскольду и Диру истории Киева, в котором они собирались править. Именно поэтому в Новгородской первой летописи легенда датируется 854 годом, обозначающим «начало земли Русской», когда Аскольд и Дир напали на Константинополь. Летописец вовсе не хотел «омолодить» Киев, он просто поместил легенду под этот год, поэтому нет смысла говорить о точной летописной датировке деятельности Кия. В «Повести временных лет» легенда также пересказывается под 862 годом: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».

Суть этого рассказа такова. Единый славянский народ, живший на Дунае еще при апостолах Христа (I век), расселился оттуда под давлением валахов (скорее всего — римлян), предки полян осели на днепровских «горах», где и основали Киев. При этом в тексте летописи сказано, что поляне получили свое название от того, что сидели «в поле», то есть в степи.

При сопоставлении различных сведений видно, что легенда рассказывала о переселении полян с Дуная. В «Слове о полку Игореве» имеется упоминание о «тропе Трояна», ведущей «через поля на горы». Н. М. Карамзин и Б. А. Рыбаков сопоставляли эту тропу с дорогой римского императора Траяна в Нижнем Подунавье и Северном Причерноморье. Траян завоевал дунайские земли к 106 году, что по мнению историков и могло послужить причиной для переселения части славян из дунайских земель на север. Дальнейшее переселение предков полян на киевские «горы» могло произойти из-за опустошительного нашествия гуннов на Северное Причерноморье около 376 года. Население степей («поля»), носители черняховской культуры, вынуждены были уйти на север в лесную зону, черняховская культура в начале V века пришла в упадок.

С антами письменных источников В. В. Седов связывает распространение пеньковской культуры, считая её продолжением черняховской культуры. Пеньковская культура датируется концом V—VII веков и распространяется вплоть до Дуная. В её ареале достаточно городищ, которые можно связать с легендарным Киевцем.

Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань“».

Анты упомянуты в последний раз в 602 году, однако зафиксировано участие князей «тавроскифов» в осаде Константинополя в 626 году, которую считают последним военным походом антов. Уже в VI веке анты выступают в союзе с хазарами, а к концу VII века, по мнению историков, поляне и другие племена славян попадают под власть Хазарского каганата, от которого освобождаются только в IX—X веке.

О каком периоде говорит легенда? Это период с конца IV до конца VII века. Но есть фраза, уточняющая датировку: «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно». Таким образом, легенда говорит об объединении, или точнее, воссоздании, при Кие союза племен антов после гуннского нашествия. В 376 году гунны опустошили Приазовье и Причерноморье, за год до этого в рассказе Иордана упоминается гибель в битве с готами антского князя Божа, который отождествляется с Бусом «Слова о полку Игореве». «Время Бусово», воспеваемое приазовскими готами, выступает в «Слове» синонимом гибели единства Руси. Основание Киева, таким образом, знаменует объединение после распада союза под ударами готов и гуннов.

Гуннская «империя» Аттилы, в которую входила и часть славян, стала распадаться после 453 года; скандинавская «Старшая Эдда» повествуют о том, что бурные события в это время развернулись и на Среднем Днепре (в районе «дубравы Мирквид» и «змеиного рва»). Именно во второй половине V века мог появиться прототип Кия. Гунны занимали нижнее течение Дуная вплоть до 471 года, а готы жили в пределах Восточной империи до 488 года, что не давало антам возможности совершать набеги на Византию, но в конце V века, судя по находкам монет Анастасия I (498—518), такие походы стали возможными и упоминаются с 493 (495) года. Среди византийских полководцев второй половины V века, воевавших против гуннов, упоминается Анагаст, в имени которого читается обычный для знати антов или славян корень «гаст». Прототип Кия вполне мог жить в этот период.

Искать Кия в VI или в VII веке достаточно сложно, так как авторы середины VI века говорят, что у антов была «демократия» и во главе их не стоял один человек, подобный Кию. Во второй половине века среди вождей антов называются Идар, сыновья которого Мезамир и Келагаст обладали огромной властью над антами, и Мусокий, который назывался среди славян особым титулом и потерпел поражение от византийцев в Подунавье в конце VI века. Мусокия обычно отождествляют с Маджаком, «царем» волынян, претендовавших на верховенство среди славян.

Как и легенда о Маджаке, легенда о Кие содержит следующий итог: «И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане». Следовательно легенду о Кие нужно рассматривать и как п

Поделиться: