Популярные
На фото Клинтон Ричард Докинз

Клинтон Ричард Докинз

английский этолог, эволюционист и популяризатор науки
Дата рождения:
1941-03-26
Биография

Докинз стал известен в 1976 году, когда вышла в свет его книга «Эгоистичный ген», которая в популярной форме освещала взгляд на эволюцию с позиции гена и в которой был введен в лексикон термин «мем» и предложено новое научное направление — «меметика». В 1982 году он сделал значительный вклад в теорию эволюции книгой «Расширенный фенотип», предложив считать, что фенотипические эффекты гена не ограничены организмом особи и могут простираться на среду обитания, включая организмы других особей. С тех пор он написал несколько научно-популярных книг об эволюции и участвовал во многих телевизионных и радиопрограммах об эволюционной биологии, креационизме и религии.

Докинз — убежденный атеист, гуманист и скептик, член движения Brights.

Биография

Ричард Докинз родился в Найроби, Кения. Его отец, Клинтон Джон Докинз (1915—2010), был гражданским сельскохозяйственным чиновником в Британской колониальной службе в Ньясаленде (теперь Малави). У Докинза есть младшая сестра. Его отец был призван в качестве Королевского Африканского Стрелка () во время второй мировой войны и вернулся в Англию в 1949 году, когда Докинзу было восемь лет. Его отец получил в наследство Нортон Парк, который из загородного поместья был превращен им в ферму. Оба его родителя интересовались естественными науками и старались отвечать на вопросы Докинза в научной терминологии.

Докинз изучал зоологию в Колледже Баллиол, Оксфорд, где его руководителем был обладатель нобелевской премии Николаас Тинберген. После окончания колледжа в 1962 году он продолжил обучаться под руководством Тинбергена и к 1966 году получил степень доктора философии. Тинберген занимался исследованием поведения животных, в частности инстинкта, обучения и принятия решений. Работы Докинза того периода также касались моделей принятия решений у животных.

С 1967 год по 1969 он был ассистентом профессора зоологии в Калифорнийский университет в Беркли. В тот период студенты и преподавательский состав университета были вовлечены в протесты Вьетнамской войне, и Докинз также принял участие в антивоенных демонстрациях. Он вернулся в Оксфордский университет в 1970 году, где занял должность лектора, а в 1990 году — преподавателя зоологии. В 1995 году он был назначен на должность профессора Симони, учрежденную Чарльзом Симони с целью популяризации науки в какой-либо научной области.

В 2008 году Докинз ушёл с должности профессора.

Эволюционная биология

В своих научных работах Докинз развивает геноцентрический взгляд на эволюцию. Эту позицию он описывает в своих книгах «Эгоистичный ген» и «Расширенный фенотип». Как этолог, изучающий поведение животных и его роль в естественном отборе, он продвигает идею, что ген является ключевой единицей отбора в эволюции.

Докинз скептически относится к неадаптивным процессам в эволюции и отбору на уровнях «выше» генов. В особенности он скептичен к целесообразности применения группового отбора для понимания феномена альтруизма. На первый взгляд такое поведение кажется эволюционным парадоксом, поскольку оно сопряжено с затратой ценных ресурсов и, таким образом, уменьшает приспособленность организма. Многие интерпретировали это как аспект группового отбора: особи выбирают такую стратегию поведения, которая помогает выжить не только им, но и популяции или виду в целом. Британский эволюционный биолог Уильям Дональд Гамильтон предложил использовать геноцентрический подход для объяснения альтруизма — особи ведут себя так по отношению к своим близким, поскольку те обладают большим количеством общих с ними генов. Похожим образом Роберт Триверс, используя подход геноцентрической модели, разработал теорию взаимного альтруизма, где организм действует во благо другого организма в ожидании будущей выгоды. Докинз популяризовал и развил эти идеи в «Эгоистичном гене».

Критики подхода Докинза полагают, что рассматривать ген как единицу отбора — отдельного случая в котором особь либо оставляет потомство, либо нет — ошибочно, поскольку ген лучше подходит для роли единицы эволюции — долгосрочных изменениях в частоте аллелей в популяции. Часто также высказывается возражение, что гены не могут выжить в одиночку, а должны действовать согласованно в едином организме, и, соответственно, не могут служить независимой «единицей». В «Расширенном фенотипе» Докинз пишет, что вследствие генетической рекомбинации и полового размножения с точки зрения отдельного гена все остальные гены особи являются частью среды, к которой он адаптируется.


Критика креационизма

В 1986 году он вместе с Мейнардом Смитом принял участие в дебатах с младоземельными креационистами Эдгаром Эндрюсом и Артуром Уайлдером-Смитом. В основном же Докинз следует совету Стивена Гулда не вступать в публичные дискуссии с креационистами, поскольку они не боятся быть повержены в споре, для них гораздо важнее признание, которое даёт им подобное внимание.

Докинз также является яростным противником включения концепции разумного замысла в программу образования, описывая её как «вовсе не научный, а религиозный спор».

Атеизм и рационализм

Докинз широко известен как атеист и критик религии. Его часто характеризуют как красноречивого, воинствующего рационалиста и даже «главного атеиста Великобритании». В 1996 году, когда его спросили предпочел бы он быть известен как учёный или воинствующий атеист, он ответил: «Бертран Рассел называл себя страстным скептиком. Я бы выбрал это, хотя и мечу высоко».

Докинз считает, что понимание эволюции привело его к атеизму, и что религия несовместима с наукой. В книге «Слепой часовщик» он пишет:

В эссе 1991 года «Вирусы разума» он предположил, что теория мемов может помочь в объяснении феномена религиозной веры и некоторых особенностей религий, таких как понятия о каре, ожидающей неверующих. Согласно Докинзу, вера, не основанная на доказательствах, является одним из главнейших зол в мире. Докинз известен своей неприязнью к религиозному экстремизму, начиная с исламистских террористов, и заканчивая христианскими фундаменталистами. Помимо них он также вступал в дискуссии с более либеральными верующими и религиозными учёными, включая биологов Кеннета Миллера и Френсиса Коллинза, и теологов Алистера МакГрата и Ричарда Харриза. Несмотря на это, Докинз описывал себя как культурного христианина, и даже предлагал слоган «Атеисты за Иисуса Христа».

Докинз в особенности стал известен после публикации его книги «Бог как иллюзия» в 2006 году, продажи которой превзошли все его предыдущие работы. Многие увидели в этом успехе признак смены культурного духа времени, совпавшего с ростом популярности атеистической литературы. Среди прочих о книге положительно отозвались нобелевские лауреаты Харольд Крото и Джеймс Уотсон, а также психолог Стивен Пинкер.

В январе 2006 года Докинз стал ведущим документального фильма «Корень всех зол?», где он обратил внимание на пагубное влияние религии на общество. Сам Докинз был против такого названия, поскольку считал, что религия не должна считаться корнем всех зол. Критики указали на то, что в передаче уделено слишком много внимания маргинальным фигурам и экстремистам, и что стиль повествования Докинза не способствует его цели и схож с подходом религиозных фундаменталистов больше, чем с холодным аналитическим подходом настоящей науки. Докинз отверг эти обвинения, указав на то, что время, уделяемое в эфире умеренной религии, уже является достаточным противовесом экстремистам, представленным в передаче. Он также заметил, что взгляды, которые в умеренном обществе считаются экстремистскими, в консервативном обществе могут посчитать общепринятыми.

Докинз считает, что «существование Бога является такой же научной гипотезой, как и любая другая». Он не согласен с принципом «непересекающихся магистерий», введёным Стивеном Гулдом, который заключается в том, что наука не пересекается с религией. В интервью журналу Time Докинз сказал:

Другие области

Будучи профессором, занимающимся популяризацией науки, Докинз был критиком псевдонауки и нетрадиционной медицины. В своей книге «Расплетая радугу» он рассматривает утверждение Джона Китса о том, что Ньютон, объяснив радугу, преуменьшил её красоту, и приводит доводы за противоположное заключение. Он полагает, что космос, миллиарды лет эволюции и микроскопические механизмы биологии и наследственности несут в себе больше красоты и чудес, чем мифы и псевдонаука. Докинз написал предисловие к книге Джона Даймонда Snake Oil, посвящённой разоблачению нетрадиционной медицины, в котором заключил, что нетрадиционная медицина несёт вред хотя бы тем, что уводит людей от более действенных методов лечения и даёт людям ложные надежды. Докинз считает, что не существует нетрадиционной медицины. Есть только медицина, которая работает, и которая нет.

Докинз выражал беспокойство ростом населения планеты и вопросами перенаселения. В «Эгоистичном гене» он касается вопроса роста численности населения, приводя в пример Латинскую Америку, популяция которой на тот момент удваивалась каждые 40 лет. Он критикует католический подход к планированию семьи, утверждая, что правители, запрещающие контрацепцию и ратующие за естественные методы контроля численности населения, получат такой метод в виде голода.

В документальном фильме «Враги разума» Докинз рассматривает опасности, которые, по его мнению, влечёт за собой отказ от критического мышления и объяснений, основанных на научных доказательствах. Он, в частности, приводит в пример астрологию, спиритуализм, лозоходство, нетрадиционную медицину и гомеопатию, а также рассказывает о том, как интернет может служить средством для распространения религиозной ненависти и конспирологических теорий.

Продолжая сотрудничество с каналом Channel 4, Докинз принял участие в телевизионном документальном сериале The Genius of Britain вместе с такими учёными как Стивен Хокинг, Джеймс Дайсон, Пол Нерс и Джим Аль-Халили. Сериал был посвящён основным научным открытиям в истории Британии и был показан в июне 2010 года.

Награды и признание

В честь Ричарда Докинза назван астероид (8331) Dawkins.

Основные работы

Научно-популярные книги

  • The Extended Phenotype (Расширенный фенотип) (1982; переизд., 1999) На русском языке — 2010 г.
  • The River out of Eden (Река, текущая из рая) (1995).
  • Climbing Mount Improbable (Поднимаясь на пик невероятного) (1996).
  • Unweaving the Rainbow (Расплетая радугу) (1998).
  • A Devil’s Chaplain (Служитель дьявола; сборник эссе и статей) (2003).
  • The Ancestor’s Tale (2004).
  • The God Delusion (Бог как иллюзия) ; Перевод с англ. Н. Смелковой. — М.: КоЛибри, 2010. — 560 с. — ISBN 978-5-389-00334-7
  • The Magic of Reality: How We Know What's Really True (Магия реальности: откуда мы знаем что является правдой) (2011)

Статьи

  • Viruses of the Mind (Вирусы разума), 1991

Документальные фильмы

  • Nice Guys Finish First (1987)
  • The Blind Watchmaker (1987)
  • Growing Up in the Universe (1991)
  • Break the Science Barrier (1996)
  • Корень всех зол? (The Root of All Evil?) (2006)
  • Враги разума (2007)
Поделиться: