В конце девятого или в начале десятого века на свет появилась женщина, о месте и времени рождения которой спорят до сих пор. Но никто не оспаривает роли княгини Ольги в истории и политике Киевской Руси. По одной из древнерусских летописей («Повести временных лет») Ольга, жена князя Игоря Рюриковича, родилась в двенадцати километрах от реки Псков, в деревне Выбуты. Однако по другим, более поздним летописям (конец XV века) выходит, что Ольга является дочерью князя Олега, прозванного Вещим и правившего Киевской Русью в качестве опекуна малолетнего сына Рюрика – Игоря. В общем-то, установить точное происхождение, время и место рождения этой легендарной личности невозможно из-за недостатка фактического материала, а то, что различные историки тянут одеяло каждый на себя, пусть останется на их совести.
«Повесть временных лет» утверждает, что Вещий Олег «оженил князя Игоря Рюриковича» еще до начала его правления (912 год) в 903 году. На момент свадьбы невесте исполнилось десять лет, что для того времени было вполне нормальным. Тем не менее, в самом документе найдено множество несоответствий по времени, а потому доверять записям можно лишь с большой долей скептицизма – ведь Святослав, сын Ольги и Игоря, родился по этому документу лишь спустя тридцать девять лет после свадьбы…
В 945 году за древлянами возникла большая недоимка по дани, и князь Игорь, муж Ольги, отправился получить свое и наказать виновных. Поход не удался – Игорь был убит древлянами. На тот момент Святославу, наследнику киевского престола, исполнилось всего три года, и Ольга начала править Киевской Русью от имени несовершеннолетнего сына. Ропот знати быстро прекратился, так как дружина Игоря признала за Ольгой право представлять наследника до его совершеннолетия. Возможно, столь высоким статусом в глазах воинов княгиня обладала потому, что мгновенно отомстила древлянам за гибель своего мужа – при помощи тех же дружинников. И проделано это было с неимоверной жестокостью и воистину макиавеллевской хитростью.
Сразу после смерти Игоря древляне послали в Киев сватов, предлагая овдовевшей Ольге выйти замуж за их князя Мала. Вероятно, в случае согласия, древляне получили бы и Киев – но сватам крупно не повезло. Они погибли ужасной смертью – киевляне по приказу Ольги подняли ладью, на которой прибыли двадцать послов, отнесли во двор терема княгини и сбросили в специально вырытую глубокую яму. До этого момента сваты наверняка считали, что им оказывают немыслимые почести, – но были закопаны живьем в той же яме в присутствии Ольги, а по другим источникам в этой яме сожжены. После казни к древлянам отправился посол Ольги и сообщил о «случайном несчастье» со сватами, а также передал просьбу княгини, якобы пожелавшей, чтобы лучших мужей и воинов древлян послали в Киев с новым посольством. Древляне поверили и с охотой послали очередных сватов. Это посольство постигла не менее печальная участь – все они были сожжены в бане во время помывки перед встречей с Ольгой. Покончив со сватами, княгиня с небольшой дружиной немедленно отправилась к древлянам и сообщила им, что желает справить поминальную тризну на месте захоронения князя Игоря. Во время тризны древляне были опоены отравленным вином и вырезаны до единого человека в поселении. Летописец считает, что убитых в этот раз было более пяти тысяч.
Однако княгиня, видимо, очень любила погибшего мужа и не успокоилась даже после внушительной тризны. В 946 году она возглавила военный поход на древлян. Разбив основные силы древлянского войска, Ольга огнем и мечом прошлась по их землям, а затем установила непосильные налоги и дань. Об этом походе появилась красивая легенда: во время осады Искоростеня, столицы древлян, войска Ольги никак не могли захватить город, и тогда княгиня пообещала уйти из-под стен столицы, если с каждого дома ей в качестве дани отдадут по одному голубю. В те времена голубей держали для еды, и древляне с охотой откупились от «ненормальной» княгини. Получив необычный выкуп, Ольга повелела своим воинам привязать к ногам птиц паклю, пропитанную дегтем и серой, а затем поджечь ее и выпустить голубей. Обезумевшие птицы разлетелись по своим домам, и древлянская столица сгорела дотла.
На следующий год после покорения древлян Ольга с дружинниками отправилась в поход по псковским и новгородским землям. Сделано это было для подтверждения «уроков» – меры дани с города, дома, человека. Надо отметить, что «уроки» не были непомерными. К тому же Ольга первая приказала строить храмы при кладбищах, а также строить в Киеве каменные дома. Начало каменному строительству столицы положил княжеский дворец и загородный дом княгини. Беспокоилась Ольга и о благоустройстве и защите новгородских и псковских земель. Кстати, основание города Пскова летописцы также приписывают княгине Ольге.
В 955 году княгиня Ольга отправляется с посольством в Константинополь и принимает там крещение. Дата и обстоятельства этого события неясны, но утверждается, что княгиню лично крестил Константин VII, византийский император, и патриарх Феофилакт. Летописи повествуют, что византийский император, увидев мудрость и красоту русской княгини, решил взять ее в жены. Ольга, хранившая память о муже, предложением не заинтересовалась, но и обижать императора ей было совсем не выгодно. Пришлось хитрить, и княгиня заявила Константину, что негоже христианину свататься к язычнице. Константин с радостью участвовал в крещении своей потенциальной невесты, но на его последующие притязания Ольга резонно заявила, что не след крестному отцу свататься к собственной подопечной. Император по достоинству оценил и ум, и хитрость княгини – богато одарив Ольгу и сопровождавших ее дружинников, он разрешил им уехать в Киев. Следует учитывать, что и по этому факту жизни княгини имеется множество разночтений, вплоть до того, что крещение она приняла двумя годами позже, и крестным отцом выступал Роман II, соправитель Константина.
Прибыв в Киев, княгиня Ольга, взявшая при крещении имя «Елена», попыталась и сына приобщить к христианской вере, но Святослав не хотел отказываться от веры предков. Он не мешал креститься другим, но сам лишь смеялся над новообращенными христианами и их молитвами. Мало того – Святослав выразил свой гнев в ответ на навязчивые уговоры матери о принятии христианства. Вполне возможно, что на эти уговоры молодой князь не поддался еще и из опасения утратить уважение своей дружины.
Через год Ольга снова отправилась в Константинополь с большим посольством и была принята императором. Что хотела она получить от Византии – неизвестно, но посольство явно не добилось результатов. Опосредованно об этом можно судить по тому факту, что в следующем году византийские послы в Киеве были приняты весьма прохладно. Тем не менее, княгиня Ольга оказалась первым крещеным правителем Руси, при том, что ни дружина, ни древние русичи христианами не являлись, а пребывали в язычестве.
Собственно, управлять Киевом и подвластными землями Ольге пришлось и после того, как Святослав Игоревич начал княжить самостоятельно. Дело в том, что князь постоянно находился в разъездах – походах, охотах и битвах, а в Киеве требовалась твердая рука. Княгиня Ольга не единожды доказала силу своего духа и находчивость. К примеру, в 968 году князь Святослав отправился в поход на Болгарию, и в это же время на русские земли впервые напали орды печенегов. Ольга вместе с детьми князя заперлась в Киеве и не дала возможности печенегам взять город. Осаду снял вернувшийся из похода Святослав, однако эта проблема его ничему не научила, и он собирался в следующем году вновь идти в поход на Переяславец. Лишь увещевания матери заставили князя отменить свои планы. Ольга заявила сыну, что печенеги обязательно повторят нападение на богатый Киев, и защитить его без князя будет некому, а сама Ольга смертельно больна. Княгиня не обманула сына – через три дня она умерла.
Дату смерти княгини Ольги сообщает монах Иаков в летописи «Память и похвала князю русскому Володимеру» (XI века) – 11 июля 969 года. Похоронена княгиня была по христианскому обычаю, и сын ее не препятствовал этому. Через тридцать восемь лет внук Ольги, князь Владимир Святославович, Креститель Руси, во время переноса мощей святых во вновь построенную церковь Святой Богородицы, приказал перенести туда же и мощи княгини Ольги, объявленной святой именно в его княжение. По свидетельству монаха Иакова тела княгини не коснулся тлен, и истинные христиане могли видеть светящееся, подобно солнцу, окошко в ее каменном гробу. Для неверующих же крышка гроба была монолитна… Однако равноапостольной святой княгиня Ольга была признана лишь в 1547 году. Хочется отметить, что такая честь коснулась лишь шести женщин во всей истории христианства.
В историю Древней Руси княгиня Ольга вошла как первая женщина-правитель, первая княгиня-христианка и как символ мести за любовь. Судя по летописям и многочисленным преданиям, все это – истинная правда.