Окончил с отличием исторический факультет МГПИ в 1978 г. В институте занимался историей Древней Руси под научным руководством профессора, доктора исторических наук Владимира Борисовича Кобрина. Защитил дипломную работу «Сравнительная характеристика монастырских уставов Нила Сорского и Иосифа Волоцкого».
Работал по распределению в школе № 770 в Москве, во ВНИИ документоведения и архивного дела ГАУ СССР и в НИИ высшего образования, в Республиканском институте повышения квалификации работников образования. С 1987 по 1990 гг. обучаясь в аспирантуре, исследовал проблему развития и становления педагогического образования в высшей негосударственной школе России в начале ХХ века, в 1987—1990 опубликовал две монографии и серию научных статей по этим вопросам в журналах: «Вестник высшей школы» и др.
В 1990 защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Развитие и становление высшего педагогического образования в России (1900-1917 гг.)». На основании опубликованных источников и многочисленных архивных материалов впервые было фронтально изучено негосударственное высшее гуманитарное образование начала ХХ века. Создана типология вольной высшей школы России, дана характеристика персональной организации учебного процесса – «предметной системы», создана персоналия деятелей отечественного образования. С 1992 по 2000 гг. Князев Е.А. работал проректором Нового гуманитарного университета и активно преподавал, вел курсы: История России, Россиеведение, Истории религии, История в киноискусстве, Культурология, История мировых цивилизаций, Религиоведение, История русской общественной мысли.
В 1990 по 2010 годы Князев Е.А. занимается проблемами истории высшей школы России и неправительственного образования, а также создает персоналию деятелей отечественного просвещения и образования, очерки по истории деятельности различных высших и средних школ, исследования о истории вольной высшей школы России до 1917 г. Разрабатывает новое направление в гуманитарных науках - россиеведение. Выпустил «Словарь исторических терминов по россиеведению» (1995) и Толковый словарь русской исторической терминологии «Родная старина» (1996), несколько учебных программ, учебно-методических пособий по истории России и истории образования и педагогики. Им опубликовано свыше 150 научных, научно-популярных и публицистических работ, в том числе: статей в научных и научно-публицистических журналах «Вестник высшей школы», «Alma mater», «Посев», «Лицейское и гимназическое образование», «Директор школы», «Вестник образования России».
Начиная с 1990-х гг. Князев Е.А. активно разрабатывает тематику истории политики в области высшего образования России в XVIII-XIX вв. В 1990-х гг. Князев Е.А. опубликовал ряд монографий: «Типология высшего педагогического образования» (1990), «Автономия и авторитарность: обзор реформ российского высшего образования» (1991), «Централизм и децентрализация в истории высшего образования России» (1992); «Высшее негосударственное образование в России: история и современность» (1993), «Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года» (в соавторстве) (1995).
В 2002 защитил докторскую диссертацию «Развитие высшего педагогического образования в России (вторая половина XVIII - начало ХХ века)».
В центре исследования Князева Е.А. находятся проблемы: становление русского национального жизнечувствия, модернизации отечественной системы высшего образования; автономия и авторитаризм в высшей школе России; взаимоотношения курса правительства и деятельности научного сообщества в процессе эволюции российских университетов, организация учебного процесса в высшей школе. Изучение становления и развития системы высшего образования приводят автора к выводу о преимущественной роли негосударственного образования в процессе создания уникальной системы подготовки педагогов с высшим образованием на основе университетского обучения в России в период серебряного века.
Князев Е.А. разработал принципиально важное положение о персоналистско-аксиологическом подходе в высшем образовании, что дало возможность отчетливо сформулировать тезис о неправомерности игнорирования реальных эффективных результатов деятельности высшей вольной школы России в начале ХХ века, ставшей высшим достижением в истории отечественного высшего образования. Разработанная на основе широкого массива архивных и опубликованных исторических источников типология, концептуальная основа и выводы, сделанные в докторской диссертации, составили содержание монографии «Генезис высшего педагогического образования в России вторая половина XVIII - начало ХХ в.: Смена парадигм» (2001).
В своих трудах Князев Е.А. рассматривает становление и развитие русского национального жизнечувствия в истории Древней и Московской Руси, России, Российской империи. Опубликованы учебные пособия, учебники, курсы лекций:
С 2007 преподает в Московском гуманитарном педагогическом институте, где работает профессором на кафедре философии и социально-гуманитарных дисциплин. Член диссертационного совета МГПИ.
В недавнее время опубликовал книги: