При администрации Джорджа Буша (старшего), во время распада СССР и объединения Германии — советник президента по вопросам СССР и Восточной Европы.
Роль Райс как советника президента и главного оппонента резкой критики политики США в «войне с террором» признаётся спорной, однако в настоящее время[когда?] она имеет очень высокий рейтинг одобрения и доверия среди всех официальных лиц администрации США[нет в источнике]. Согласно докладу сенату, подготовленному администрацией Барака Обамы, Кондолиза Райс лично одобрила применение к подозреваемым в терроризме «альтернативных методов допроса» (de facto пыток).
В 2004 и 2005 годах Кондолиза Райс была признана журналом «Форбс» самой влиятельной женщиной в мире, а в 2006 году — второй по влиятельности. Кроме того, она одна из всего двух афроамериканцев, неоднократно входивших в сотню самых влиятельных людей планеты по версии журнала «Тайм».
Райс родилась в Бирмингеме, штат Алабама, и росла неподалёку от Титусвилля (англ. Titusville) в семье, относящейся к среднему классу. Отец, Джон Уэсли Райс младший (англ. John Wesley Rice), — пресвитерианский священник. Преподобный Райс был руководителем высшей школы Ульмана и священником в вестминстерской пресвитерианской церкви, основанной его отцом. Мать, Анжелина Райс (девичья фамилия Рэй, англ. Ray), — преподаватель музыки и ораторского искусства в Ульмане.
Имя Кондолиза происходит от итальянского музыкального термина «Con dolcezza», «кон дольчецца», что значит «с нежностью».
С раннего детства Кондолиза показала себя очень способной девочкой: в возрасте пяти лет она уже могла читать очень свободно и быстро. Поэтому родители приняли решение отдать её в местную чёрную начальную школу раньше, чем полагалось. С детства мать учила дочку игре на фортепьяно, они вместе познавали мир музыки и искусства. В те самые годы, Конди впервые заинтересовала политика, она с удовольствием смотрела новости по телевизору. Среди одноклассников Кондолизу выделяли её зрелость и перфекционизм.
Уже в детстве она на себе испытала расовую дискриминацию, избирательность и несправедливость законов. Однако она уверенно вела себя на публике, старалась ограничить свой быт домом, а не пользоваться унизительными услугами «для цветных» в городе. Райс так отзывается о своих родителях и их взглядах: «Они отвергали ограничения и несправедливость того времени, которые могли бы ограничить наши горизонты».
В дни острой борьбы за гражданские права преподобный Райс вооружился и охранял дом, пока Кондолиза училась игре на фортепиано. С церковной кафедры он осуждал лидера движения за ограничение гражданских прав Фреда Шаттлсворта (англ. ) и его последователей, называя их «необразованными, заблудшими неграми», внушая дочери и студентам, что они достойны уважения, что они имеют право на успех, нужно просто быть «вдвое добродетельнее» (англ. «twice as good») чтобы преодолеть несправедливость как порочную систему. Даже поддерживая цели движения за гражданские права, семья Райс не всегда соглашалась с тактикой, которую использовали активисты этого движения, если она ставила детей на опасный путь, подвергала их жизни опасности.
Кондолизе было восемь лет, когда Дениза Мак-Нэр (англ. Denise McNair), её школьная подруга, погибла при взрыве бомбы в афроамериканской баптистской церкви на Шестнадцатой улице 15 сентября 1963 года. Сама Райс так описывает своё состояние в тот момент:
Становление личности Райс происходило на фоне расовой сегрегации, она учится уверенно смотреть в глаза трудностям, девиз «быть вдвое добродетельным, вдвое лучшим» обретает для неё в этот момент большое значение. Сегрегация укрепляет уверенность Райс в необходимости прав на ношение оружия, в одном из своих интервью Райс говорит, что если бы регистрация оружия в тот момент была обязательной, то револьвер её отца мог быть конфискован, что сделало бы их семью беззащитной перед налётчиками из Ку-клукс-клана.
В 1967 семья Райс переезжает в Денвер, где отец получил руководящую должность в Денверском университете. Она посещает небольшую женскую католическую школу — академию Святой Мари.
Кондолиза Райс посещала курсы международной политики Джозефа Корбела (англ. ), отца Мадлен Олбрайт. Райс увлекается СССР и международными отношениями, а самого Корбела она называет «одной из главных фигур в её жизни».
Первое место работы, с 1977 года — Бюро по делам культуры и образования при Государственном департаменте при администрации Картера. Также она приняла приглашение продолжить свои исследования в Стэнфордском центре международной безопасности и контролю вооружений, часть Института международных исследований (Калифорния). Через несколько месяцев после прибытия в Центр, она выступила с речью на кафедре политологии, где как раз требовался квалифицированный чернокожий специалист. Она начинает преподавать и ведёт несколько курсов, часть из которых о СССР и международных организациях. Ей очень нравилось читать лекции, приводя несколько неожиданные сравнения, например, войны и футбола, а студентам нравилось слушать её. Вероятно любовь к преподаванию передалась Кондолизе от родителей, которые были учителями.
За всё время, которое она провела в Стэнфорде, Кондолиза написала три политически-исторические книги, одна из которых была отмечена престижной премией. В 1981, в возрасте 26 лет, в Денвере Райс получает звание доктор политологии (PhD).
Кроме родного английского, в разной степени владеет русским, немецким, французским и испанским языками.
До 1982 года Райс принадлежала к Демократической партии, но позже становится членом Республиканской партии. Определённое влияние в политическом самоопределении Райс сыграл и её отец, которому было отказано в регистрации на выборах от Демократической партии Алабамы.
С трёхлетнего возраста Кондолиза занималась изучением французского языка, музыки, увлекается балетом и фигурным катанием. С 15 лет она серьёзно занимается музыкой, рассчитывая стать профессиональной пианисткой. Её планы изменились, когда она поняла, что уровень её исполнения не настолько высок, чтобы обеспечить её средствами к существованию. Сама она оценивала своё исполнение как «достаточно хорошее, но не впечатляющее», и отмечала, что у неё не было возможности уделять должное внимание фортепианной практике. Даже не будучи профессиональным исполнителем, Райс по-прежнему не бросает занятия музыкой и периодически выступает с различными камерными коллективами.
В апреле 2002 она аккомпанировала известному виолончелисту Йо-Йо Ма в исполнении скрипичной сонаты ре минор Брамса во время вручения Национальных премий в области искусств (англ. National Medal of Arts Awards). Райс также исполнила вторую часть этого произведения Брамса со знаменитым малайзийским скрипачом Мустафой Фузер Нави (Mustafa Fuzer Nawi) на торжественном ужине глав стран, членов АСЕАН 27 июля 2006, во время встречи с Генерал-губернатором Канады Мишель Жан 25 октября 2005 играла на рояле Гленна Гульда[нет в источнике], демонстрировала свои музыкальные дарования во время открытия нового сезона телепередач Кэти Курик «60 минут». Своими любимыми музыкальными произведениями Райс назвала песни Элтона Джона, Ареты Франклин, групп Cream, U2, Celebration, Kool and the Gang. В академической музыке предпочитает произведения Моцарта, Брамса, Бетховена, Мусоргского.
Кондолиза Райс не замужем. Во время обучения в Денверском университете её близким знакомым был игрок в американский футбол Рик Апчерч (англ. Rick Upchurch). В сентябре 2006 газета The New York Times сообщила о возможных близких взаимоотношениях Райс и министра иностранных дел Канады Питера Мак-Кея (англ. Peter MacKay).
В 1981—1987 Райс занимает свою первую академическую должность — доцент в области политологии Стэнфордского университета, затем добивается сначала получения звания адъюнкт-профессор (1987—1993, в период с 1989 по 1991 не работала в университете), а в 1993 году звания профессор. С этого момента до 2000 года занимает пост проректора, распорядителя бюджета и академического служащего университета. Она также получает звания старшего члена института международных исследований Фримена Спольи (англ. Freeman Spogli Institute for International Studies), и, в знак признательности, старшего члена института Гувера (англ. Hoover Institution). Являясь специалистом в области истории СССР, в середине 1980-х выступает с курсом лекций в рамках объединённой программы университетов Стэнфорда и Беркли, проходящей под руководством профессора Джорджа Бреслауэра. В это время Райс увлекается чтением произведений Льва Толстого и Достоевского, по слухам, она говорила своим друзьям, что эта литература заставила изменить её взгляд на окружающий мир. Саму Райс считали рассудительной, дружелюбной, но строгой, пользующейся популярностью у студентов. Во время итоговых экзаменов, по давней университетской традиции, она, как преподаватель, готовит так называемые «ночные завтраки» для студентов.
На посту проректора доктор Райс была ответственна за распределение многомиллионного университетского бюджета. К моменту вступления в должность его дефицит составлял 20 млн долларов, Райс пообещала, что этот дефицит будет ликвидирован в течение двух лет. По мнению Койта Блэккера, заместителя директора Стэнфордского университета международных исследований, дефицит университетского бюджета был предсказуем, и не мог быть устранён из-за особенности ведения финансовых дел в учебном заведении. Однако через два года на совещании, созванном Райс, было объявлено, что университет не только избавился от дефицита бюджета, но и приобрёл профицит бюджета в 14,5 млн долларов.
Проректор Райс также была ответственна за связи с образовательными учреждениями, способствовала поддержанию дружественных взаимоотношений с различными студенческими организациями, например, с организацией студентов Венесуэлы. Уже после перехода на государственную службу, в июне 2002 она посещает Стэнфорд, где принимает участие в церемонии присуждении университетских степеней. Райс первая женщина, первый афроамериканец и самый молодой человек на посту проректора за всю историю университета.
Доктор Райс является членом Американской Академии Наук и Искусства, является почётным доктором Колледжа Морхауз (1991), университета Алабамы (1994), университета Нотр-Дама (1995), школы права Миссисипи (2003), университета Луисвилля, Мичиганского Государственного университета (2004), Бостонской школы права (2006).
Является автором и принимала участие в создании таких книг как:
Райс занимала посты в советах директоров таких компаний как Carnegie Corporation, Carnegie Endowment for International Peace, Charles Schwab Corporation, Chevron Corporation, Hewlett-Packard, Rand Corporation, Transamerica Corporation, William and Flora Hewlett Foundation, KQED, Вещательной компании Сан-Франциско. Она также была членом советов поверенных университета в Нотр-Даме, Международного совета Моргана, симфонического оркестра «San Francisco Symphony».
До перехода в администрацию президента Райс занимала пост главы комитета по публичной политике корпорации Chevron. В это время по решению Chevron в её честь был назван нефтеналивной танкер, впоследствии, однако, переименованный в Altair Voyager.
Большое внимание она уделяла и общественным связям, была одним из основателей фонда поддержки школ Калифорнии, вице-президентом молодёжной организации Boys and Girls Clubs of America. Принимала участие в работе Национального совета по изучению Советского Союза и восточной Европы, городского совета стэнфордского полуострова, Центра Вудро Вильсона.
В 1986, являясь членом Совета по международным связям, Райс становится специальным ассистентом председателя объединённого комитета начальников штабов. С 1989 по март 1991 года Райс занимала должность директора, затем старшего директора отдела по делам СССР и Восточной Европы Совета национальной безопасности США и особого помощника президента по делам национальной безопасности. На этой должности она была ключевой фигурой в политических вопросах Восточной Европы и объединения Германии. Представляя Райс Михаилу Горбачёву, президент Буш старший сказал: «Всеми моими знаниями о Советском Союзе я обязан ей»
В 1991 году Райс возвращается в Стэнфордский университет, одновременно являясь востребованным специалистом по Восточной Европе, проводит консультации и в частном, и в официальном секторе. В это же время она, по инициативе губернатора Калифорнии Пита Уилсона, принимает участие в работе двухпартийного комитета по организации избирательных округов штата.
В 1997 году Кондолиза Райс работала в Федеральном консультативном комитете по единой подготовке мужчин и женщин в вооружённых силах.
Во время предвыборной компании Джорджа Буша в 2000 году Райс на один год покидает Стэнфордский университет и становится советником будущего президента по вопросам внешней политики. Группа консультантов, которую возглавляла Райс, называла себя «Вулканы», в честь монумента «Вулкан», установленного в её родном городе Бирмингеме. На съезде Республиканской партии в 2000 году Райс выступает с программным заявлением.
17 декабря 2000 Кондолиза Райс назначена на пост советника по национальной безопасности и уходит со всех постов в Стэнфордском университете. В 2001 Райс становится членом группы Скоукрофта и принимает участие в подготовке доклада «2001 Цель Морзе: Вашингтонские деятели и активисты в Японии».
В течение лета 2001 года Райс практически ежедневно встречается с директором ЦРУ Джорджем Тенетом для обсуждения возможности террористических атак в Америке и их предотвращения. Особо заметной была встреча 10 июля 2001 года, которая прошла в Белом доме, на которой Тенет, назвавший эту встречу «экстренным совещанием», доложил о возможно готовившейся террористической атаке со стороны Аль-Каиды. Райс попросила Тенета передать соответствующие материалы Дональду Рамсфельду и Генеральному прокурору Джону Эшкрофту. Комментируя те события, Райс утверждала, что в то время часто встречалась с Тенетом, но не помнит этого совещания, и утверждает, что для неё было бы просто немыслимо проигнорировать информацию о террористической угрозе за два месяца до событий 11 сентября 2001 года.
Райс — твёрдый сторонник вторжения в Ирак. После истечения срока определённого в декларации ООН (8 декабря 2002 года) на предоставление сведений по оружию массового поражения в Ираке, Райс пишет статью для газеты The New York Times, которая называлась «Почему мы уверены, что Ирак лжёт».
В марте 2004 Райс отказалась давать показания под присягой перед Национальной комиссией по террористической атаке на Соединённые Штаты (комиссия 9/11). Белый дом обосновал этот отказ особыми привилегиями, основанными на принципе разделения властей и сложившейся традицией отказа от дачи показаний представителями власти публично. Однако, из-за усилившегося давления на администрацию президента, Буш был вынужден дать согласие на дачу Кондолизой Райс показаний Национальной комиссии, при условии, что данный случай не будет считаться прецедентом, и в будущем Конгресс США не будет настаивать на даче показаний сотрудниками администрации президента. Дополнительным аргументом в пользу такого решения был ещё и тот факт, что Кондолиза Райс фактически будет отвечать на вопросы комиссии, а не конгресса. Данное разбирательство состоялось 8 апреля 2004 года, таким образом Райс стала первым действующим советником по национальной безопасности вынужденным давать показания о своей политической деятельности.
В ходе предвыборной президентской кампании 2004 года Райс становится первым в истории советником по национальной безопасности, участвующим в агитации за действующего президента и использует это обстоятельство для продвижения свой позиции по Ираку — она считает, что правительство Саддама Хусейна способствует развитию на территории Ирака условий для развития террористических угроз, аналогичных событиям 11 сентября 2001 года. На митинге в Питтсбурге Райс заявила: «Сам Хусейн не имел отношения к атакам на Америку, но Ирак Хусейна тлеющий и нестабильный, являющийся частью Ближнего Востока, стал одним из условий возникновения ситуации 11 сентября».
10 января 2003 года, отвечая на вопросы журналиста CNN, Кондолиза Райс выразила обеспокоенность в отношении программы создания оружия массового поражения в Ираке, по мнению журналиста Вольфа Блитцера (англ. Wolf Blitzer), тон её высказывания был «угрожающим». Райс заявила: «Проблема лишь в том, что нельзя точно сказать как быстро он получит ядерное оружие. Мы не хотим ждать доказательств этого в виде грибовидного облака». Критики считали, что такие яркие образы в выступлении были призваны аргументировать планы администрации по вторжению в Ирак и смене правящего режима.
В 2003 году Райс принимает участие в дебатах о программе Мичиганского университета по ликвидации расовой дискриминации, в целом придерживаясь достаточно нейтральной точки зрения в этом вопросе считая, что в настоящее время расово-нейтральная позиция наиболее предпочтительна, и что политика университета должна учитывать расу «лишь как один из многих других факторов». В целом Райс придерживается позиции президента Буша в отношении расовой политики.
16 ноября 2004 года кандидатура Кондолизы Райс была выдвинута на пост Государственного секретаря США, вместо Колина Пауэлла, об отставке которого было объявлено днём ранее. На освободившийся пост советника по национальной безопасности был назначен Стивен Хэдли (англ. ). 7 января 2005 года на пост заместителя государственного секретаря была предложена кандидатура торгового представителя США Роберта Зойлика (англ. ). 19 января 2005 года комитет сената США по международным отношениям проголосовал 16 голосами против 2 за вынесение кандидатуры Райс на утверждение сенатом. Против Райс проголосовали представители Демократической партии Джон Керри и Барбара Боксер. Во время обсуждения в комитете сената Барбара Боксер подняла на обсуждении вопрос о личной жизни Райс, который некоторые наблюдатели посчитали неуместным в подобной ситуации. 26 января 2005 года на заседании сената Кондолиза Райс 85 голосами против 13 была утверждена на посту государственного секретаря. Такое количество голосов поданных против утверждения госсекретаря было самым большим с 1825 года. Против голосовали независимые сенаторы и сенаторы от Демократической партии, которые, по мнению Барбары Боксер, хотели чтобы «доктор Райс и администрация Джорджа Буша несла ответственность за провал операции в Ираке и войну с терроризмом», они аргументировали своё решение тем, что Райс была безответственна приравнивая режим Хусейна с исламским терроризмом, в целом не поддерживала принимаемые ей решения.
30 октября 2005 года Райс посещает свой родной штат Алабаму, где принимает участие в памятных мероприятиях, посвящённых вдохновителю и активному участнику Американского движения за гражданские права Розе Паркс. Райс отмечала, что она и её сверстники, выросшие в Алабаме и бывшие свидетелями деятельности Паркс, возможно не полностью понимают какую роль она сыграла в их жизни, но «я могу честно сказать, что без миссис Паркс я, вероятно, не стояла бы здесь сегодня в качестве госсекретаря», подчеркнула она.
24 сентября 2006 года Райс приняла участие в программе Кэти Курик «60 минут» и рассказала о своём детстве в Бирмингеме, о работе в качестве советника президента и госсекретаря в администрации Буша.
После вступления в должность госсекретаря в январе 2005 года Райс начинает целый ряд крупных реформ и преобразований как в департаменте, так и в дипломатии США в целом. Одной из наиболее заметных инициатив принято считать реформу, названную «Трансформированная дипломатия», целью которой является по мнению Райс, «работа с многими партнёрами по всему миру… строительство и поддержка демократии, самоопределения государств, что отвечает требованиям людей и позволяет им интегрироваться в международную систему».
Трансформированная дипломатия Райс включает пять основных элементов:
Во время презентации своей программы «Трансформированная дипломатия» 18 января 2006 в Джорджтаунском университете Райс отметила несоразмерность численности американских дипломатов численности населения страны, в которой они работают. Например, по подсчётам Райс, «в Германии, стране с населением в 82 миллиона человек, мы имеем такое же количество дипломатов, как в Индии с населением около миллиарда». По её заверению, многие дипломаты из комфортных условий Европы будут переведены на работу в Китай, Индию, Бразилию, Египет, Нигерию, Индонезию, Южную Африку и Ливан, эти страны станут «новой линией фронта нашей дипломатии».
Райс отмечала, что для реализации этой программы всем американским дипломатам придётся работать на «тяжёлых должностях» и решать «сложные задачи» таких стран как Ирак, Афганистан, Судан и Ангола. Этот шаг необходим для обеспечения безопасности, борьбы с бедностью и проведения демократических реформ, всё это поможет улучшить юридическую и экономическую системы, здравоохранение, образование в этих странах. Райс предложила дипломатам акцентировать своё внимание на изучении таких новых языков как китайский, арабский и Урду.
Другой аспект трансформированной дипломатии, отмеченный в выступлении Райс, это акцент в поиске особых решений для каждого отдельного региона вместо применения одной официальной позиции во всех случаях, однако необходим и транснациональный подход к решению определению некоторых проблем, так как «в XXI веке целые регионы взаимно интегрируются экономически, политически и культурно. Это даёт им новые возможности, но представляет и определённую опасность, особенно такие формы угроз как терроризм, распространение оружия, контрабанда наркотиков, болезни». Важным моментом региональных решений является создание небольших, хорошо скоординированных групп специалистов для решения возникающих проблем, например, вирусных эпидемий, вместо традиционной практики решения подобных дел через посольства. Райс объяснила, что этот метод подразумевает выведение американских дипломатов из «дальних министерских кабинетов» и усиление эффекта локализации дипломатии США в зарубежных странах, охват «новых бурных центров популяции», целых стран и регионов с основной целью — ближе познакомиться и понять людей и их чаяния.
Наконец, Райс озвучила основные шаги по реструктуризации международной помощи США, в числе которых было выдвижение эксперта по проблеме СПИДа Рэндалла Тобиаса (англ. ) на пост директора USAID (Агентства США по международному развитию). Тобиас, назначенный на пост, практически эквивалентный посту заместителя госсекретаря, до этого занимался распределением средств по целому ряду программ оказания международной помощи. Официальный представитель госдепартамента объяснил это назначение необходимостью «более эффективного и точного распределения финансовых средств».
Райс подчеркнула, что все эти инициативы продиктованы «экстраординарностью времён» в которые проживают американцы и сравнила их с историческими переменами после Второй мировой войны, которые позволили стабилизировать положение дел в Европе. Она отметила, что Трансформированная дипломатия это не просто «порыв» или «пункт отчётности» правительства, она «изменяет жизни людей» через решение таких глобальных проблем как СПИД, повышение правосознания женщин, борьба с усилением экстремизма.
Кондолиза Райс активно выступала за политические перемены на Кубе. Она возглавляла Комиссию помощи свободной Кубе (англ. ) (организованную в 2003 году), созданную, по словам Райс, для того, чтобы «изучить способы, которыми Соединённые Штаты помогут ускорить и упростить демократические реформы на Кубе», основной посыл Комиссии — «после 46 лет жестокой диктатуры для Кубы настало время перемен». Комиссия ищет способы усиления влияния федерального правительства на Кубинскую администрацию.
В 2005 году Фидель Кастро назвал Комиссию «не заслуживающей внимания группой дерьмоедов», а саму Райс «сумасшедшей женщиной, которая говорит о реформах». Кастро настаивал, что несмотря на создание Комиссии, «нелепые угрозы Соединённых Штатов», он, как и прежде, будет вести свою страну «к социализму и коммунизму».
В июле 2006 года Райс и министр торговли США Карлос Гутиеррес (англ. ) выступили с совместным заявлением о подтверждении целей Комиссии по освобождению Кубы — «Комиссия будет держать обещание, данное кубинскому народу. Мы будем с вами во время преобразований на пути к демократическому будущему … Соглашение с народом Кубы особенно важно потому, что это наше послание надежды, солидарности с островными кубинцами». Президент Кубинской Национальной Ассамблеи Рикардо Аларкон, отметил, что по его мнению такие заявления со стороны США — это незаконный и агрессивный план аннексии Кубы. Генеральный секретарь Организации американских государств Хосе Мигель Инсульса (которого на этом посту поддержал Кастро) также прокомментировал планы Комиссии: «Никаких реформ, это не ваша страна».
Райс отмечала: «Сегодня, на встрече демократических членов Организации американских государств, есть только одно свободное место за столом переговоров, и однажды его займёт свободная и демократическая Куба. 34 государства нашего полушария подписали Американскую демократическую хартию, и все мы — страны региона, должны ей следовать. И самое главное, мы должны следить, чтобы главы государств, выбранные демократическим путём, и управляли своими странами демократически».
Несмотря на то, что Государственный департамент Соединённых Штатов не поддерживает формальных дипломатических отношений с Ираном, Кондолиза Райс занимает чёткую позицию по иранской проблематике — по гуманитарным вопросам, процессу демократизации, заявлениям Президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в адрес Израиля, и исследованию ядерных технологий в Иране.
В октябре 2005 года Ахмадинежад заявил: «Израиль должен исчезнуть с карты мира», на что Райс среагировала так: «Если президент одной страны говорит, что другая страна должна исчезнуть с мировой карты, нарушая при этом все нормы Организации Объединённых Наций, где обе эти страны заседают, то к этому нужно относиться серьёзно». Позднее Райс охарактеризовала Иран как «страну, вероятно являющуюся основным спонсором терроризма», в которой «люди живут в несвободе, без всякой перспективы на освобождение потому, что неизбираемое меньшинство принуждает их к этому».
Райс также выступала с критикой проблемы прав человека в Иране. 3 февраля 2005 года, в своём выступлении она оценила иранский режим как «что-то отвратительное», и отметила: «я не уверена, что кто-то думает, что неизбираемые религиозные деятели, которые поддерживают этот режим, есть лучшее решение для иранцев и всего региона». В феврале 2006 года Райс выступила по радио и телевидению с требованием выделения финансовой помощи демократических реформ в Иране, в том числе на обучение иранских студентов в Америке, на поддержку продемократических групп внутри страны.
В последние годы Иран занимается собственной программой развития ядерных технологий основанных на обогащении урана, этот вопрос находится в области пристального внимания Кондолизы Райс во время всего срока пребывания на посту госсекретаря. Иран настаивает на том, что ядерные технологии будут применяться исключительно в мирных целях — для выработки атомной энергии. Райс вместе с рядом зарубежных политиков, считающие Иран возможным спонсором терроризма, представляющим угрозу зарубежным странам, вместе с полным пренебрежением Ираном договорных обязательств перед Советом Безопасности ООН и МАГАТЭ, считают недопустимым самостоятельное развитие технологии обогащения урана без внешнего контроля. Официальная позиция Государственного департамента США по данному вопросу такова: «Соединённые Штаты уверены в том, что народ Ирана должен оценить преимущества мирной программы использования ядерных реакторов для выработки электроэнергии … [и] поддерживают права народа Ирана осваивать мирную ядерную энергию с соблюдением соответствующих предохранительных мер».
9 сентября 2005 Райс заявила, что отказ Ирана от остановки собственной ядерной программы недопустим и предложила России, Китаю и Индии выступить с совместным заявлением в ООН для объявления санкций против Тегерана. 2 июня 2006 международный комитет, состоящий из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии, выступил с планом по убеждению Ирана во имя прекращения ядерных исследований. Кондолиза Райс представляла Соединённые Штаты в переговорах по дипломатическому урегулированию.
14 февраля 2006 года Иран возобновил работы по программе обогащения урана несмотря на осуждение этого шага мировым сообществом. По этому поводу Райс отреагировала так: «Со стороны иранского режима просто нет разумного объяснения возобновлению обогащения урана ради мирных целей». Выступая от имени Соединённых Штатов и Европейского союза Райс отмечала: «Вызывает глубокую обеспокоенность эта долгая история с сокрытием от МАГАТЭ работ по ядерной программе, нарушение договорённостей, отказ от помощи в расследовании проводимого МАГАТЭ, отказ от дипломатического урегулирования предложенного Европейским союзом и Россией, и очень опасное пренебрежительное отношение к этой проблеме со стороны международного сообщества». В мае 2006 года Райс выступила с новым предложением: Прямое соглашение между Ираном и Соединёнными Штатами (совместно с Европейскими партнёрами) с возможным «материальным стимулированием и долгосрочными отношениями с США» в обмен на остановку программы по обогащению урана в Иране. Иран отреагировал, заявив: «никогда не откажемся от наших законных прав и поэтому такие Американские условия просто неприемлемы».
12 июля 2006 года Райс совместно с министрами иностранных дел Китая, Франции, Германии, России, Великобритании и Европейского союза приняла участие в пресс-конференции, на которой было заявлено, что отказ Ирана от дипломатического урегулирования через приостановку ядерной программы послужил причиной предложения к вынесению резолюции Совета Безопасности ООН против Ирана по статье 41 главы VII Хартии ООН. Статья 41 предусматривает такие меры как приостановление или разрыв экономических, транспортных, телекоммуникационных и дипломатических связей с Ираном.
Несмотря на множественные разногласия между США и Ираном, Государственный департамент Соединённых Штатов несколько раз выступал с предложением оказания помощи Ирану. После разрушительного землетрясения в иранской провинции Лорестан в марте 2005 года, госсекретарь Райс, в ходе визита в Англию, предложила гуманитарную помощь Ирану и сказала, что она «мыслями и молитвами» с жертвами землетрясения.
30 сентября 2005 года, выступая как основной докладчик в Принстонском университете на праздновании 75-летнего юбилея Школы публичных и международных связей Вудро Вильсона, Кондолиза Райс заявила, что война в Ираке «была начата чтобы помочь населению Востока трансформировать их общество».
Несмотря на то, что от Райс неоднократно просили назвать сроки вывода войскового контингента США из Ирака, она известна своей позицией отказа от предоставления графиков или определение «крайних сроков» в дипломатических вопросах, и говоря о сроках возможного вывода войск утверждает, что американские солдаты не покинут Ирак до тех пор, пока ситуация в стране не стабилизируется и миротворческие силы смогут поддерживать порядок самостоятельно.
В 2005 году на вопрос о том как долго будут американские войска оставаться в Ираке, Райс ответила: «Я не хочу делать какие-то предположения. Я знаю, что есть прогресс в самоопределении иракцев. Как только они смогут самостоятельно уверенно следовать заданному курсу, как только они сами смогут контролировать свою территорию, в наших услугах они больше нуждаться не будут». На повторную настойчивую просьбу назвать год вывода войск, Райс добавила: «Я думаю, что даже если постараться и представить себе этот срок, то определить точную численность нашего контингента и срок пребывания всё равно не представляется возможным».
Кондолиза Райс отмечала активность избирателей и мирный переход к суверенному конституционному правительству в 2005 году, и как специалист по Восточной Европе и Советскому Союзу часто сравнивала реформы в послевоенном Ираке с аналогичными преобразованиями в Европе и России после Второй мировой войны.
В статье, опубликованной 11 декабря 2005 в газете Washington Post, Райс пишет:
Одним из самых значимых направлений работы Кондолизы Райс на посту госсекретаря стала ситуация на Ближнем Востоке, Израиль, Палестина и соседствующие с ними страны, особенно Ливан. Райс является последовательной сторонницей Израиля и поддерживает его право на собственную защиту в израильско-палестинском и ливано-израильском конфликтах. Райс также была ключевой фигурой в создании суверенного Палестинского государства. 29 августа 2006 года, говоря о Ближнем Востоке, Райс заявила: «Палестинцы стремятся к созданию Палестинского государства, единому целому, демократичному, [и] легитимному правительству».
Вывод израильских поселений из сектора Газа
Кондолиза Райс уделяла большое внимание переговорам с Израилем о выводе израильских поселений из сектора Газа, либерализации торговых и экономических отношений с этими территориями. В течение лета 2005 года Райс совершает ряд встреч с целью убедиться в том, что израильское руководство последовательно проводит вывод вооружённых сил из Газы и Западного берега реки Иордан. Изначально встреченная со скептицизмом, сомнением и недостаточно конструктивно, тем не менее Райс посвятила большую часть апреля 2005 года для того, чтобы заручиться поддержкой арабских лидеров. В июле, когда разрешение этой ситуации, по мнению многих экспертов, стало явно затягиваться, Райс лично посетила этот регион, для того чтобы, по словам Райс, «помочь привнести политический вес Соединённых Штатов» в решение этого вопроса. Находясь в данном регионе, Райс участвовала в переговорах и участвовала в координации финальной стадии вывода поселений, которая завершилась в сентябре того же года. Райс назвала вывод поселений успешным мероприятием и победой для Израиля и Палестины, сказав: «Это исторический момент для двух сторон, при разъединении взаимное исполнение обязательств сторонами было впечатляющим». Впервые за последние 38 лет Газа находится под контролем Палестины. Однако одна из основных проблем не была решена — невозможность свободного пересечения границы сектора не позволяет в полной мере восстановить разрушенную экономику.
Договорённость о пересечении границ Газы
В ноябре 2005 года участвовала в переговорах по обеспечению пересечения границ Газы. Специальный представитель Соединённых Штатов в «дипломатической четвёрке» Джеймс Волфенсон провёл несколько месяцев, участвуя в этих переговорах, но в конечном счёте ему не удалось добиться договорённости между сторонами. Волфенсон предупреждал, что рост напряжённости в регионе оставляет слишком мало времени Израилю и Палестине для достижения консенсуса. Госсекретарь Райс, изначально испытывавшая сопротивление в решении данного вопроса, решила совершить окончательную попытку и провести решающие переговоры, продлив свой визит в Иерусалим на 48 часов. Райс и Генри Киссинджер начали переговоры в 11 часов утра 14 ноября, встречались поочерёдно с палестинской и израильской делегациями и не позволяли делать перерыв на отдых до тех пор, пока обе стороны не достигнут договорённостей, принятие которых откладывалось с 1967 года. Как отметил один из чиновников госдепартамента, Райс «пункт за пунктом» обсуждала взаимные претензии сторон, среди которых были «чёрный список» палестинцев, задержанных Израилем, обеспокоенность ростом насилия, которое может возникнуть в случае усиления изоляции. В первой половине дня 15 ноября на состоявшейся пресс-конференции Райс заявила, что достигнуто соглашение двух сторон об открытии границ Газы, это можно назвать большим шагом в мирном урегулировании по плану «Дорожная карта». Договорённости определяли порядок пересечения границы людьми и грузами, разрешение на открытие международного аэропорта и морского порта, что открывает большие экономические перспективы для Палестины. Другим ключевым моментом стало определение порядка пересечения границ Рафаха, единственной территории, имеющей связь с другим государством, кроме Израиля (Египтом). Также предусматривался мониторинг границ со стороны представителей Европейского союза.
Выборы в Палестине, Хамас
Другим важным аспектом политики Райс стала поддержка мирных и демократических выборов в Палестине после смерти Ясира Арафата. Райс утверждала: «У палестинского народа должна быть возможность принять участие в выборах должна быть», и утверждала, что: «это является большим шагом в процессе строительства мирного, демократического палестинского государства». Узнав, что в этих выборах будут участвовать и попытаются занять места в правительстве представители организации Хамас, которая в США имеет статус террористической, Райс отмечала: «В политическом процессе нет места для отдельных групп или индивидуумов отказывающихся отречься от террора и насилия, от признания за Израилем права на существование, отказывающихся разоружиться», а впоследствии произнесла одну из самых её известных фраз: «Вы не можете одной ногой стоять на политическом пути, а другой на террористическом».
Первым шагом по поддержке этих выборов со стороны Райс было давление оказанное на правительство Израиля с тем, чтобы оно дало разрешение израильским палестинцам в восточном Иерусалиме принять участие в выборах правительство Палестинской автономии. Ей удалось убедить правительство Израиля и весь официальных кабинет правительство проголосовал единогласно за разрешение проведения парламентских выборов в восточном Иерусалиме 25 января, тем не менее отказываясь признавать Хамас, который официально выступал за ликвидацию Израиля и начало кампании в восточном Иерусалиме. По окончании выборов, которые прошли сравнительно спокойно и открыто, Райс поздравила Президента Аббаса и палестинский народ, в то же время обратилась и к Хамасу, который в результате выборов получил контроль над правительством, сказав, что «пришлось сделать трудный выбор» и «те кто победили на выборах иметь обязательства править демократически. Они делят ответственность с палестинским руководством, правительством, чтобы принимая в расчёт события последних десятилетий, признать за Израилем право на существование, отказаться от насилия, разоружиться, принять план дорожной карты и найти мирное решение проблемы двух стран».
Одно из основных разногласий между Израилем и новой палестинской администрации, в состав которой вошли представители Хамаса, стал её отказ от официального признания Израиля. Сразу после победы Хамаса на выборах Райс предприняла попытку склонить мировое сообщество к требованию от Хамаса признать государственность Израиля. В апреле официальные представители Хамаса заявили, что согласны на добровольное признание Израиля, в случае если тот полностью откажется от распространения своего влияния на спорные территории, в числе которых были Газа, западный берег реки Иордан и восточный Иерусалим. Многие эксперты признают успешность начало урегулирования и перспективность плана «дорожная карта». Позиция Хамаса была озвучена Мухаммедом Газалем, военным руководителем, который отметил возможность корректировки их позиции по признанию Израиля, сказав: «Наше мнение это не Коран». Войдя в состав правительства он поддержал позицию Хамаса: «Мы сейчас говорим о реалиях, о политических решениях, … Реалии различны».
Израильско-ливанский конфликт 2006 года
В середине июля 2006 мирный процесс на Ближнем Востоке встретил новое препятствие, боевики Хезболлы совершили с территории Ливана запуск ракет по израильским населённым пунктам, убили восемь и взяли в плен двух военнослужащих израильской армии, устраивали засады на армейские конвои, положив тем самым начало вооружённому израильско-ливанский конфликту. Кондолиза Райс сразу же осудила этот акт, назвав Хезболлу «террористической организацией» и охарактеризовала его: «Подрыв стабильности в регионе противоречит интересам израильского и ливанского народов», и особо акцентировала просьбу к Сирии «использовать всё своё влияние чтобы обеспечить положительное разрешение конфликта». В тот же день, одной из первых, Райс связалась с Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном, ливанским премьер-министром Фуадом Синьорой и израильским министром иностранных дел Ципи Ливни чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. 13 июля Израиль начал проводить авианалёты на ливанские территории, а 23 июля в Ливан были введены израильские сухопутные войска, основной задачей которых было предотвратить запуск ракет по северным районам Израиля и поиск двух похищенных солдат.
В то время как официальная позиция Соединённых Штатов, озвученная Президентом Бушем, полностью поддерживала действия Израиля, позицию Кондолизы Райс можно было назвать промежуточной. Поддерживая право Израиля на самооборону, она неоднократно предостерегала Израиль от нанесения вреда мирным жителям. Перед началом активной фазы боевых действий Райс требовала от Ливана и Израиля «действовать осторожно, решать проблему мирным путём, защитить невинных жителей и гражданскую инфраструктуру». Райс оказывала давление и на Сирию с тем, чтобы это государство более активно участвовало в решении кризисной ситуации, обвинила Сирию в «укрывательстве лиц, которые совершили преступления», и призвала «действовать со всей ответственностью и прекратить использовать эти территории для совершения подобных действий, предпринять все усилия, чтобы вернуть солдат назад, способствовать смягчению обстановки».
На начальном этапе конфликта Райс не принимала в нём активного участия, за что была подвержена критике, на которую она отвечала: «Когда это уместно, когда это необходимо и будет полезным, я буду рада приехать в регион».
Когда через несколько дней Райс прибыла на Ближний Восток, первым её шагом стала неожиданная и никем не анонсированная встреча с ливанским премьер-министром Фуадом Синьорой, которого она поблагодарила за «смелость и стойкость» и выразила готовность Соединённых Штатов оказать помощь ливанскому народу. Райс изначально была подвержена критике за свои заявления о том, что данный конфликт это лишь часть «родовых болей нового Ближнего Востока», и Израиль, Ливан и всё мировое сообщество должны «продвигаться вперёд к обновлённому Ближнему Востоку, а не возвращаться назад». В этот период многие критики считали такую позицию слишком оптимистичной, и не видели перспектив успешного окончания конфликт, хотя после объявления о прекращении огня в августе 2006 поток критики в адрес госсекретаря заметно ослабел.
Перспективы урегулирования конфликта были весьма обнадёживающими до трагического происшествия, когда войска осуществили запуск ракеты по предполагаемым целям Хезболлы в Кане, когда погибли 20—60 мирных жителей, в основном женщины и дети. Бомбардировка Каны значительно сократила круг сторонников Израиля в проведении войсковой операции, а официальный Бейрут даже отменил готовящийся визит госсекретаря Райс в Ливан. Эта трагедия стала большой неудачей всего переговорного процесса, а Израиль стал выступать за ранее отвергнутый им режим прекращение огня. До того, как Райс покинула Ближний Восток чтобы принять участие на региональном форуме АСЕАН в Юго-Восточной Азии, ей удалось добиться от Израиля согласия на 48-часовой перерыв в запусках ракет, в случае если таковые не потребуются для собственной защиты.
В тот момент, когда появились первые признаки возможности долгосрочного перемирия Кондолиза Райс прервала своё азиатское турне и 29 июля вновь посетила Ближний Восток. Райс постоянно напоминала мировому сообществу о том, что ближневосточный регион никогда не должен вернуться к тому, что она назвала «ранее существовавшее положение» (лат. «status quo ante»). Райс видела процесс мирного урегулирования в создании новой системы взаимодействия двух стран, при которой Ливан будет полностью контролировать свою территорию и не позволит Хезболле действовать как «государство в государстве», осуществляя террористические атаки на Израиль. Участвуя в подготовке двух резолюций принятых на саммите Большой восьмёрки, принимая участие в конференции в Риме, Райс вместе с лидерами других стран приняла участие в разработке Резолюции Совета Безопасности ООН № 1701, принятой 11 августа 2006 года, которая была посвящена способам выхода из кризиса и прекращению военных действий. Прекращение огня, изначально отвергнутое обоими сторонам, было единодушно принято израильским и ливанским кабинетами и вступило в силу 14 августа 2006 года 8:00 по местному времени. Это перемирие предусматривало дальнейшее полное прекращение военных действий, замену израильской армии международным миротворческим контингентом, ликвидацию неофициальных военизированных группировок (подразумевалась и Хезболла) на юге реки Литани и освобождение двух похищенных израильских солдат. После этого Райс выразила своё удовлетворение прекращением войсковой операции в Ливане. Несмотря на то, что спорадические, но не особо крупные, акты насилия всё же имели место, в целом процесс урегулирования налаживался, израильские войска заменялись миротворческим контингентом из европейских и арабских стран. 2 октября 2006 года израильские войска были полностью выведены с территории Ливана, а миротворческая операция перешла под контроль сил ООН и ливанской армии.
Впервые Кондолиза Райс посетила СССР в 1979 году.
В апреле 2005 года Кондолиза Райс посетила Россию с официальным визитом для встречи с Президентом Путиным. Ещё находясь в самолёте, она дала интервью, в котором критиковала то, как проходит процесс демократизации в России: «Тенденции в области демократии не являются оптимистичными, — сказала Райс. — Централизация власти в руках президента за счёт уравновешивающих институтов, таких как дума или независимая судебная система, действительно очень беспокоят. Отсутствие независимых СМИ нас очень беспокоит». В личной беседе с Владимиром Путиным Райс отметила: «Мы рассматриваем Россию как партнёра, способного помочь в решении проблем таких регионов, как Балканы и Ближний Восток».
В конце 2005 года Россией было принято решении об увеличении цены на экспорт природного газа на Украину. Райс подвергла критике российское правительство за использование цены на газ в политических целях. Она заявила, что «так дела не делаются». «Когда вы говорите, что хотите быть частью мировой экономики, что вы хотите быть ответственным участником мировой экономики, тогда вы должны играть по её правилам». По мнению Райс, такая политика России не отвечает требованиям, предъявляемым к участникам Большой восьмёрки.
В январе 2006 года на фоне газового конфликта России и Украины Владимир Жириновский сказал о Кондолизе Райс и её критике российской политики: «Её личные комплексы отражаются на всей международной политике. Это всех раздражает, особенно — Восток, исламский мир. Они в бешенстве, глядя на неё. У власти должны быть только уравновешенные люди во всех отношениях, в том числе — в личных».
В феврале 2006 года Райс охарактеризовала отношения с Россией как «очень хорошие», заявив: «В основном, я думаю, у нас очень хорошие взаимоотношения с Россией. Возможно, самые лучшие за всю историю вообще. Мы сотрудничаем в борьбе с террором. Мы сотрудничаем во многих сферах. Очевидно и то, что у нас есть разногласия. Но по ситуации с Ираном мы достигли очень хорошего взаимопонимания с русскими».
Из-за экономических и дипломатических связей России с Ираном, определённой трудностью для Райс стали переговоры с российской стороной, о не блокировании резолюции по Ирану в Совете Безопасности ООН. В конечном счёте министр иностранных дел Сергей Лавров заверил Райс в том, что Россия не будет препятствовать принятию этой резолюции.
18 сентября 2008 года Кондолиза Райс выступила с резкой критикой в адрес российского президента и правительства по поводу действий России во время южноосетинского конфликта. По её мнению именно Россия являлась агрессором и была виновна в разжигании войны в Южной Осетии.
Райс является одной из влиятельнейших женщин-политиков за всю историю США. Дважды — в 2004 и 2005 годах журнал Форбс присуждал Райс первое место среди ста самых влиятельных женщин в мире. В 2006 году Райс заняла второе место в этом списке, вслед за канцлером Германии Ангелой Меркель. Райс — четвёртый человек в линии наследования президентской власти, эта позиция была самой высокой когда либо достигнутой женщиной в США, до тех пор пока Нэнси Пелоси не стала спикером палаты представителей. (Бывший Госсекретарь США Мадлен Олбрайт не была рождена в США и поэтому не могла исполнять обязанности Президента.)
«Выдвинем Конди» англ. (или «Выдвинем Райс») — объединение избирателей с целью склонить Кондолизу Райс к участию в президентских выборах 2008 года. Политологи склонны считать её типичной сторонницей Демократической партии США, нежели республиканкой.
Деятельность Кондолизы Райс в составе администрации Джорджа Буша подвергалась острой критике как собственно в США, так и за их пределами. Недовольные её политикой старались не допустить публичных выступлений Райс в образовательных учреждениях, например, таких как Принстонский университет и Бостонский колледж, администрация которого предложила Райс отказаться от звания адъюнкт-профессора этого учебного заведения. Имели место случаи протеста против её публичных выступлений и за границей.
По слухам, во время прохождения урагана Катрина и усугубления ситуации в Новом Орлеане Кондолиза Райс посещала представление театра на Бродвее. В документальном фильме афроамериканского фильммейкера Спайка Ли «Когда рушились дамбы», Майкл Эрик Дайсон (англ. ) так критиковал Райс: «В то самое время, когда люди в Новом Орлеане тонули, она прогуливалась по Медисон-авеню, покупала обувь от Феррагамо. Потом она пошла смотреть „Спамалот“!»
Сенатор-демократ от штата Калифорния, Барбара Боксер, критиковала Райс в связи с войной в Ираке: «Лично я верю — таково моё видение — что ваша лояльность к этой операции, оправдание этой войны, пересилило в вас уважение к истине».
Войдя в состав администрации Буша, изначально Райс получила достаточно высокий рейтинг одобрения благодаря афроамериканскому сообществу. В опросе, проведённом в 2002 году, Райс, как советник президента по национальной безопасности, получила одобрение 41 % афроамериканских респондентов, в то же время около 40 % опрошенных не смогли высказать своего к ней отношения, и из-за этого общий рейтинг продолжал оставаться достаточно невысоким. По мере политического роста Райс многие афроамериканцы стали выражать сомнения относительно занимаемой ей позиции в тех или иных вопросах. В 2005 году обозреватель газеты Washington Post Юджин Робинсон в статье задавался вопросом: «Почему взгляды Райс так радикально отличаются от взглядов остальных чернокожих американцев?»
Многие журналисты отмечали дистанцирование Райс от афроамериканского сообщества. Журнал The Black Commentator так описывает впечатления от выступления Райс перед собранием афроамериканской общины: «более чем странно — у них было отчётливое ощущение отсутствия взаимопонимания. Чёрная женщина, которая не знает как общаться с чёрным сообществом, которое ограничено в политическом влиянии на администрацию, к тому же имеющую мало сторонников среди афроамериканцев». Когда Райс аргументировала вторжения в Ирак в 2003 году движением за гражданские права другой обозреватель журнала The Black Commentator, Маргарет Кимберли, сочла такую риторику «оскорбительной». Журналист австралийской вещательной компании Australian Broadcasting Corporation Стэн Корри отметил, что использование тематики гражданских прав, которой озабочены многие афроамериканцы, в политических целях «цинично». Бывший руководитель внешнеполитической организации «Трансафриканский форум» (англ. ) Билл Флезер охарактеризовал Райс как «очень холодную, отстранённую, и чернокожую по случайному стечению обстоятельств». В августе 2005 года американский музыкант, актёр, общественный деятель и один из руководителей «Трансафриканского форума», Гарри Белафонте, назвал афроамериканцев в администрации Буша «чёрными тиранами». Это высказывание Белафонте вызвало в обществе смешанную реакцию.
Райс в подобных случаях вполне адекватно реагировала на подобную критику. В ходе интервью, данного 14 сентября 2005 года она отметила: «Почему я должна беспокоиться? … Я всю свою жизнь чёрная. Никому не нужно мне рассказывать, какой мне быть чёрной».
Некоторые известные афроамериканцы защищали Райс от критики, среди них Майк Эспай, Эндрю Янг, Долорес Такер (председатель Национального конгресса чернокожих женщин), Кларенс Пейдж, Колберт Кинг, Дороти Хейт (руководитель Национального совета женщин-негритянок) и Квеизи Мфью (бывший конгрессмен и глава NAACP).