Популярные
На фото Константин Сергеевич Аксаков

Константин Сергеевич Аксаков

русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства
Дата рождения:
1817-04-10
Дата смерти:
1860-12-19
Биография

Биография

В селе Аксакове провёл первые девять лет своей жизни. В 1826 году подростком его отвозят в Москву. В 1832 году пятнадцатилетний Аксаков был уже студентом словесного отделения (факультета) Московского университета. Профессорами на нём были Павлов, предшественник Белинского, Надеждин, Шевырёв, только что вернувшийся из-за границы. Словесность преподавал профессор П.В.Победоносцев, отец будущего обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева.

Кружок товарищей К. С. Аксакова состоял из Станкевича, Сатина, Кетчера, И. Клюшникова, Ев. Корша, В. Пассека, Белинского. В середине 1830-х годов к ним добавились Грановский, Боткин, Тургенев, Катков.

В 1837 году, в связи с отъездом Станкевича за границу распался его кружок и Аксаков примкнул к иному кружку — славянофилов: А. С. Хомяков, Киреевский, Ю. Ф. Самарин. В 1838 году Константин Аксаков отправился в Берлин. Здесь Константин влюбился в цветочницу, однако чувства не были взаимными и он на всю жизнь остался холостяком.

В 1841 защитил свою магистерскую диссертацию о Ломоносове. Диссертация была готова гораздо раньше, но цензура заставила изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде и перепечатать книгу. Константину Аксакову много несчастливилось от цензуры. I том славянофильского «Московского сборника», предпринятого изданием в 1846 г., возбуждал много недоразумений, II же, со статьей Аксакова о «Богатырях князя Владимира», был уничтожен совсем, а её автору, как и другим участникам «Сборника» — Хомякову, Киреевским, кн. Черкасскому, — повелено было печатать не иначе как пройдя Главное управление цензуры в Петербурге. Снята была со сцены и его драма «Освобожденная Москва».

В 1857 году Константин Сергеевич редактировал газету «Молва». Литературная деятельность его обширна и разнообразна — его историко-филологические исследования и критические статьи издавались отдельными книгами и печатались во многих газетах, журналах и сборниках. Кроме того, он писал драмы и стихотворения, как оригинальные, так и переводные (драмы «Освобожденная Москва», «Князь Луповицкий», «Олег под Константинополем»). Полное собрание сочинений, изданное в Москве И. С. Аксаковым между 1861 и 1880 гг., осталось незаконченным; вышли только три тома, из которых III посвящен «Опыту русской грамматики».

Смерть отца губительно повлияла на нежно любящего сына, и он не перенёс потери: лёгочная чахотка унесла его жизнь на острове Занте греческого архипелага 7 декабря 1860 г.

Идеология

В работе О внутреннем состоянии России (1855) Аксаков утверждает, что русские - это "негосударственный народ", т.е. не ищущий участия в управлении, а потому чуждый революционного и конституционного начала. Основу быта русского народа еще до принятия христианства составляли общины. Государственный элемент появился позже как результат чуждого влияния. Аксаков решительно противопоставляет государственное (государево) общественному (земскому), под последним понимая духовно-нравственную деятельность, тогда как государство "по преимуществу дело военное", смысл которого в "защите и охранении жизни народа". Русское государство по сути есть монархия, ибо строжайшая дисциплина и единоначалие в военном деле уравновешиваются независимостью совести и мысли в деле общественном. Однако эта гармония государства и земли была нарушена Петром I, при котором правительство обособилось от народа. Государство начало вмешиваться в дела земли, из служителя народа оно превратилось в идол, требующий беспрекословного подчинения во всем. Так в России появились "внутренние язвы": раскол, крепостное состояние и взяточничество.

В работе О русском воззрении (1856) он различает человеческое и национальное, провозглашая свою приверженность идеям славянофилов. "Деятельность народа, - пишет Аксаков, - как деятельность человека, должна быть самостоятельна". Здесь он решительно критикует попытки отождествления европейского с общечеловеческим, которая выражается в моде в одежде, языке и литературе. Суть этой моды в рабском заимствовании.

Поделиться: