Согласно Винцентию Кадлубку, свидетельства которого являются древнейшими, Крак был одним из князей поляков, сражался с галлами в Паннонии или Каринтии (летописец того прямо не указывает), после чего был избран князём и дал начало организации польского государства.
По возвращении на польские земли провозглашен князём. Имел двух сыновей (Крака II и Леха II) и дочь. Его сыновья убили страшного Вавельского дракона, a Лех II из зависти убил своего брата. Другая легенда рассказывает о том, что сам Крак убил этого дракона. Дочь звали Вандой, и она является героиней другой легенды.
Легенда о Краке подобна чешской легенде о Кроке, а мотив битвы с драконом, вероятно, заимствован из легенды о св.Георгии. Хотя легенда о Краке и считается старейшей польской легендой, однако содержит следы событий VII и VIII веков. После смерти Крака ему насыпали высокий курган (Курган Крака), где, по легенде, он и отдыхает. Жители Кракова носили землю на тот курган в рукавах, после чего возник праздник Рекавка (польск. r?kaw), а сам курган назвали Краковом.
Фигура князя Крака снова появляется в XX веке , однако только в произведениях Станислава Пагачевського.
Крака иногда называют Победоносцем.
Легенда о Краке начинается у Кадлубека с событий после войны с римлянами , где упоминается, что праполяки выбрали Крака князем. Затем Кадлубек кратко описывает события, связанные с другим племенем, соседями поляков, - галлами. Они начали переселяться в Паннонию, что привело к войне с праполяками, поскольку на тех землях в Средневековье жили славяне. Такое положение вещей показал первые центробежные тенденции - угрозу распада государства и разделение на племена. Чтобы избежать разрушения государства, Крак, вернувшись из похода в Каринтию, собирает общее вече, на котором получает поддержку народа. Кадлубек приписывает ему такие слова: "Как мир без солнца, так и страна без короля .".
Иллюстрация из хроники "Gesta principum Polonorum"
Курган Крака
"Крак" Валерий Ельяш-Радзиковски (1841-1905)