А.А. Крогиус родился 18 марта 1871 г. в г. Кишиневе. Окончил Петербургское Военно-инженерное училище. В 1898 г. закончил медицинский факультет Юрьевского (ныне Тартуского) университета. С 1902 г. А.А. Крогиус занимается преподавательской деятельностью, читая лекции по психологии, психофизиологии и философии в Петербуржском университете и на курсах воспитательниц и руководительниц физического образования, созданных и руководимых П.Ф.Лесгафтом. А.А. Крогиус выступает по проблемам изучения и обучения слепых на отечественных и зарубежных съездах. В 1905 г. выступает на пятом Международном психологическом конгрессе в Риме и на международных конгрессах в Инсбруке и Геттингене. В 1906 г. он выступает на первом Съезде по педагогической психологии незрячих. В 1909 г. А.А. Крогиус защищает в Совете Военно-медицинской академии диссертацию на степень доктора медицины по теме «Из душевного мира слепых». После революции 1917 г. он ведёт преподавательскую деятельность в Петрограде и Саратове. В 1918 году А.А. Крогиус был избран профессором психологии Петроградского университета, в 1919 – 1930 годах он преподавал философию в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского, заведовал кафедрой психологии Саратовского педагогического института. С 1930 года работал на дефектологическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Умирает в Ленинграде 1 июля 1933.
А.А. Крогиус был одним из первых российских психологов, экспериментально изучавших психику слепых. В 1909 году выходит фундаментальная работа А.А. Крогиуса «Из душевного мира слепых». А.А. Крогиус был известным психологом в начале ХХ века, активно участвовал в педологических исследованиях, сделал ряд докладов на съездах по педагогике и психологии. Его исследования психологии слепых поддерживали крупнейшие представители педологического движения в России того времени: Б.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев. В своей работе А.А. Крогиус отмечает глубокую заинтересованность и поддержку со стороны названных учёных. В работе представлены результаты многолетних экспериментально-психологических исследований автора, проводимых над слепыми людьми разного возраста. Ряд исследований носит сравнительный характер. Исследуется состояние психических процессов у слепых в сравнении со зрячими. Работа А.А. Крогиуса касается исследования разных сторон психического развития человека с нарушением зрения. Автор исследует особенности слухового восприятия слепых людей. В экспериментальном исследовании сначала определялся пространственный порог слуховых раздражений, в виде раздражений выступали свисток и счёт вслух. Исследование велось по методу наименьших изменений, т. е. экспериментатор менял расстояние между раздражениями до тех пор, пока испытуемый не определял верно их относительно положения. Для каждого положения делалось 10 определений порога и бралась средняя величина его. Второй ряд экспериментов по тому же вопросу был проведён по методу Бинэ, в качестве раздражителя брался электрический звонок, быстро и бесшумно передвигаемый по дуге. В результате исследований слухового восприятия, автор приходит к выводу о том, что у слепых оно совершеннее, чем у зрячих. По мнению автора, слепые большей частью люди не двигательно-осязательного типа, а слухового типа. В работе много места уделено исследованию так называемого «шестого чувства» слепых, т. е. возможности ощущать препятствия на расстоянии. Автор детально рассматривает подходы зарубежных и отечественных исследователей и высказывает свою гипотезу, подтверждённую его исследованиями. По мнению автора, слепые ощущают препятствия на расстоянии в результате деятельности одного из сохранных органов чувств. А.А. Крогиус считает, что этим сохранным чувством является температурная рецепция. Именно она даёт возможность слепым ощущать предметы на расстоянии. Много места в исследовании уделено изучению осязательных и осязательно-двигательных восприятий. Автор исследует точность представлений слепых, образованных с помощью двигательно-осязательных ощущений. Исследователь применяет методы воспроизведения и сравнения. Во время эксперимента ощупывались прямые различной длины, углы и кривые (зрячим при этом завязывались глаза). Ощупывание производилось тремя способами: движением указательного пальца, противопоставлением и одновременным движением большого пальца и указательного пальца одной руки, а также противопоставлением и одновременным движением указательных пальцев обеих рук. В результате исследований А.А. Крогиус делает вывод о том, что представления, составленные с помощью осязательно-двигательных ощущений, отличаются у слепых меньшей точностью, чем у зрячих.
Помимо анализируемого труда, А.А. Крогиус выпускает ряд статей, в которых приводит результаты своих исследований познавательных возможностей слепых. В этом направлении важной является его работа «О некоторых особенностях душевной жизни слепых» (1904). Работа касается особенностей памяти и свойств личности слепых. А.А. Крогиус исследовал процесс запоминания у слепых по методу Г. Эбингауза. По его наблюдениям слепые во всех случаях заучивают тексты лучше, чем зрячие. Автор объясняет это повышенным вниманием, высоким развитием слухового восприятия, а также ограниченным количеством получаемых из внешнего мира раздражений, вследствие чего «… вторжение в фиксационную точку сознания» других групп ощущений происходит гораздо реже, чем у зрячих, что способствует максимальному сосредоточению на определённом материале. В работе приводится анализ психических состояний и особенностей личности слепых. Автор отмечает изменения в области чувств и характера. Чувства у слепых развиваются, по мнению автора, быстрее, чем у зрячих, что связано со средоточением взгляда слепых на внутреннем мире, это поддерживает веру в сохранение духовных ценностей.
А.А. Крогиус развивал идеи З. Фрейда в тифлопсихологии. Он писал: « … слепота отражается не только на умственной, но и на всех других сторонах душевной жизни … и может привести к самым различным проявлениям, к образованию самых различных особенностей». Он указывал, что при слепоте часто формируются отрицательные моральные и волевые черты характера, страдают интересы, преждевременно и часто извращенно проявляются половые инстинкты, он объясняет это физиологическим вырождением, недостатками семейного воспитания и недостаточность, вследствие внешних условий, сублимации половой энергии, недостаточностью отведения её в другие, более высокие сферы жизни. По А.А. Крогиусу, несоизмеримо более часто, чем отрицательные, при слепоте развиваются, причём более быстрыми темпами нежили в норме, положительные свойства личности, достигают более высокого уровня высшие, или, как он их называет, интеллектуальные психические функции, например: произвольное внимание, логическая память, абстрактное мышление. Одним из факторов этого ускорения сублимация сексуальной энергии. Малоподвижный образ жизни слепых вызывает более раннее половое созревание и повышенную половую активность, он предлагает искать способы для сублимации энергии либидо в эмоциональные переживания, творческую деятельность. Данные исследования позволяют говорить о попытке проникновения в психику слепого человека с целью усовершенствований в области воспитания данные попытки стали предпосылками формирования отечественной тифлопсихологии. Вышеперечисленное позволяет говорить о том, что А.А. Крогиус является основоположником отечественной тифлопсихологии.