Популярные

Леонтий (Людвиг) Адрианович Гагемейстер

остзейский немец, капитан 1 ранга, мореплаватель, исследователь, главный правитель Русской Америки
Дата рождения:
1780-06-16
Биография

Биография

Л. А. Гагемейстер родился в местечке Дростенгоф недалеко от городка Цесиса (Латвия) в семье майора. С 10 лет воспитывался в семье дяди в Ревеле. Службу начал на Балтийском флоте пятнадцатилетним волонтёром в 1795 году, и уже в 1796 году на 66-пушечном линейном корабле «Прохор» участвовал в плавании к берегам Англии, Голландии и Франции. В 1797 году был произведён в мичманы. В начале 1798 года был переведен в Архангельск и весной того же года совершил переход с эскадрой в Англию. Во время войны с Францией отличился 15 августа 1799 года при высадке английских войск в Голландии. В 1802 году был отправлен вместе с другими молодыми флотскими офицерами в Англию на стажировку. Проходил службу на английском линейном корабле «Argus», ходил в Вест-Индию и к западным берегам Африки, отличился при штурме крепости на острове Святой Люции. В 1804 году совершал плавания по Средиземному морю, был на Мальте, в Египте и Кадисе. В том же году был произведён в лейтенанты. В 1805 году, участвовал в сражении при испанской крепости Сан-Педро. После прохождения стажировки аттестовался как знающий, умелый и волевой командир, лично заслуживший высокие отзывы самого Нельсона.

Второй командир «Невы»

В августе 1806 года Л. А. Гагемейстер принимает командование шлюпом «Нева» у Ю. Ф. Лисянского, только что завершившего первое российское кругосветное плавание. За неполные три месяца шлюп «Нева» был полностью подготовлен к новому дальнему плаванию, пройдя за это время докование, ремонт, комплектование всеми необходимыми припасами и грузами. Также был полностью сменён экипаж. 20 октября 1806 года «Нева» снялась с Большого Кронштадтского рейда и стала под паруса. Опасаясь французских рейдеров Гагемейстер провёл свой корабль не Английским каналом, а вокруг Великобритании. В северной Атлантике «Неве» сразу же пришлось выдержать жесточайший недельный шторм от норд-веста.

Гагемейстер заранее знал, что в Тихий океан вокруг мыса Горн идти уже поздно, поскольку в это время там, в проливе Дрейка, бушуют жестокие непрерывные штормы со встречными ветрами. Поэтому первым из русских моряков он выбрал восточ­ный вариант перехода в Русскую Америку — вокруг мыса Доброй Надежды. Мастерски маневрируя под парусами в океане, Гагемейстер за 98 суток непре­рывного плавания добрался от берегов Бразилии до Австралийского континента. Шлюп «Нева» под его командованием, стал первым российским кораблём, посетившим Австралию. В память об этом событии в 1957 году Австралийское военно-историческое общество (англ. Military Historical Society of Australia) выпустило памятную медаль, приуроченную к 150-летию первого визита российских моряков в Австралию. Так же Гагемейстер оказался первым русским мореплавателем, проложившим восточный вариант перехода на Тихий океан, впоследствии названный «путём Гагемейстера».

С таким же искусством он по дуге большого круга пересёк Тихий океан и прибыл в Ситку, употребив на переход от Кронштадта 327 суток, из них под парусами — 226. Дальнейшие планы экспедиции были нарушены в силу ряда возникших обстоятельств. Вот что писал об этом известный российский мореплаватель В. С. Хромченко: «первая экспедиция, отряжённая за счёт Американской компании, отправилась под командою лейтенанта Гагемейстера и счастливо достигла места назначения, но по причине возгоревшейся в то время войны с англичанами обратное плавание сделалось невозможным. Корабль оставлен был на Камчатке, а экипаж возвратился в Санкт-Петербург сухим путём.» Прибыв в Санкт-Петербург в начале 1811 года, за своё плавание Гагемейстер был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени и 600 рублями годового пенсиона. В том же 1811 году он был произведен в капитан-лейтенанты. Плавание было зачтено как кругосветное.

С 1812 года по 1815 год Гагемейстер возглавлял Иркутское адмиралтейство и именно тогда, под его началом было построено первое судно для исследования озера Байкал. В 1815 году Гагемейстер был командирован в Швецию, Норвегию, Англию и Францию.

Второе кругосветное плавание. Главный правитель Русской Америки

В 1816 году капитан-лейтенант Гагемейстер по представлению правления Русско-Американской Компании был назначен командиром отряда компанейских судов, куда входили «Кутузов» и «Суворов». Одновременно он стал командиром «Кутузова», а командование «Суворовым» принял лейтенант З.И.Панафидин. Снявшись с Кронштадтского рейда 8 сентября 1816 года «Кутузов» и «Суворов» обогнули мыс Горн, совершив по пути следования заходы в Копенгаген и Рио де Жанейро. Далее после некоторой перегрузки в перуанском порту Кальяо Гагемейстер отправил «Суворов» Панафидина прямиком в Новоархангельск по наиболее короткому маршруту. «Кутузов» Гагемейстера, несколько дольше простояв в Кальяо, продолжил плавание вдоль американского побережья и 24 ноября 1817 года также прибыл в Новоархангельск. Передав доставленные для колоний необходимые грузы и чётко проанализировав непростую обстановку, сложившуюся из-за деятельности исполнявшего тогда обязанности главного правителя колоний Баранова А.А, 11 января 1818 года Л. А. Гагемейстер объявил о предписании, где ему вменялось принять должность глав­ного правителя колоний. Полностью передача всех дел завершилась только в сентябре. Многочисленные доносы руководству Русско-Американской компании, в числе акционеров которой был сам российский император Александр I и члены августейшего семейства, о лихоимстве главного правителя рассыпались в пыль, все были поражены бескорыстием Баранова: после тридцати лет тяжких трудов он оказался гол, нищ и бесприютен. По учёту недоставало только рому, но тут уже все понимали, куда он девался: для промысловых рабочих ром был дороже любых денег.

Новый правитель уже с первых дней взялся за дело решительно и круто, назна­чая должностных лиц в колонии «строго по их способностям». Подобного в России ещё не бывало, и это стало началом конца административной карьеры Гагемейстера — таких вещей чиновная среда не прощает. За десятимесячное правле­ние он принял ряд энергичных мер с целью попра­вить дела в колониях: привел в порядок колониальное делопроизводство, составил должностные штаты основных поселений колонии (Кадьяк, Ситка,Форт-Росс), возобновил крепостное строительство в Новоархангельске, составил правила для иностранных судов, посещающих русские ко­лонии в Америке, отправил летом 1818 года экспедицию под руководством Петра Корсаковского для изучения центральных районов Аляски, эффек­тивно урегулировал административные и земельные отношения Форт-Росса с местными индейскими вождями, фактически приведя их в российское поддан­ство. За столь короткий срок это было немало, но такие радикальные нововведения привели как местных, так и столичных чиновников Российско-Американской компании, чьи корыстные интересы были болезненно задеты смелыми новациями главного правителя, в заме­шательство и ярость. Занимая должность главного правителя Гагемейстер дважды посетил район Сан-Франциско, лично принимал участие в картографировании 2600-мильного побережья Аляски, произвел его минералогическое изучение.

24 октября 1818 года Л. А. Гагемейстер неожиданно сдал дела лейтенанту С. И. Яновскому, бывшему старшему офицеру «Суворова», и уже днём 27 ноября снялся с якоря и вышел в океан, взяв на борт им же сменённого бывшего главного правителя колоний, престарелого и больного А. А. Баранова. Как всегда, капитан-лейтенант Леонтий Гагемейстер образцово осу­ществил обратный переход «Кутузова» от Ситки до Кронштадта вокруг мыса Доброй Надежды, причём от Батавии до Портсмута он прошёл под паруса­ми за 122 ходовых дня. Свое второе кругосветное плавание он завершил на Большом Кронштадтском рейде 7 сентября 1819 года.


Третье кругосветное плавание. Военный транспорт «Кроткий»

В 1821 году попав в опалу Гагемейстер был отправлен в отставку с присвоением чина капитана II ранга и занимался сельским хозяйством в своём лифляндском имении. Однако, стоило в 1827 году уйти от дел действующему директору Русско-Американской компании Булдакову М. М., как Л. А. Гагемейстер срочно высочайшим приказом от 27 января 1828 года был восстановлен на службе в прежнем чине капитан-лейтенанта. И сразу же принял командование военным транспортом «Кроткий», водоизмещением около 500 тонн у капитан-лейтенанта Врангеля, только-что вернувшегося из трудного кругосветного плавания. Предполагалось, что «Кроткий» доставит на Камчатку и в колонии раз­ные грузы: такелаж, металлические изделия и различные инструменты, не исключалась и крейсерская, охранная служба у побережий.

«Кроткий» вышел из Кронштадта 10 сентября 1828 г. и, зайдя на пути в Копенгаген, Портсмут, на остров Сантьяго (острова Зеленого Мыса), в Саймонстаун, обогнул мыс Доброй Надежды и Тасманию и 26 марта 1829 года стал на якорь в Сиднее. При этом 1 января 1829 года, когда «Кроткий» пересёк параллель мыса Доброй Надежды, Гагемейстер вновь был произведён в капитаны II ранга.

Оставив Сидней 19 апреля, «Кроткий» 7 мая 1829 г. приблизился к острову Кандаву в архипелаге Фиджи, в течение двух дней произвел опись острова и определил его географические координаты. Затем Гагемейстер прошёл через Маршалловы острова, открыл и положил на карту группу обитаемых островов, названных островами Меншикова. 5 июня Гагемейстер определил координаты атолла Эшшольца, открытых в 1825 г. О. Е. Коцебу во время плавания на «Предприятии». После этого Гагемейстер проложил курс на Камчатку, куда «Кроткий» прибыл 10 июля, затратив на плавание из Кронштадта 10 месяцев.

Простояв в Петропавловске с 10 июля по 3 октября, Гагемейстер 26 октября пришёл в Ново-Архангельск. Узнав здесь, что присутствие военного судна в Русской Америке не нужно, уже 3 ноября оставил Ново-Архангельск. Зайдя в Сан-Франциско, где из-за сильнейшей засухи не удалось запастись продовольствием и водой, Гагемейстер 13 декабря пошёл на юг почти по меридиану Сан-Франциско и производя магнитные наблюдения совместно с немецким профессором-физиком Эрманом, до этого производившим магнитные наблюдения на Камчатке, он убедился, что между 123°18' и 142° з. д. магнитный экватор не пересекает земного, а проходит на 1°48'-1°52' южнее.

Недостаток в воде заставил Гагемейстера прекратить дальнейшие исследования и идти к острову Таити, определяя координаты островов Туамоту, мимо которых пришлось проходить. Во время стоянки у острова Таити сильным северным штормом в бухте Матаваи развело сильную волну и одну шлюпку «Кроткого» разбило. Хотя воды и дров успели принять только на два месяца, Гагемейстер 11 февраля 1830 года снялся с якоря и, обогнув мыс Горн, 1 мая пришёл в Рио-де-Жанейро. В Рио стояли более месяца, пополняя запасы и приводя в порядок рангоут и такелаж. Выйдя из Рио-де-Жанейро 6 июля и зайдя по пути в Портсмут и Хельсингёр, «Кроткий» 16 сентября 1830 г. вернулся в Кронштадт и бросил якорь на Большом Кронштадтском рейде, завершив очередное российское кругосветное плавание. Всего за время плавания «Кроткий» пробыл под парусами 530 дней. Самый длительный переход под парусами (из Сиднея в Петропавловск) продолжался 82 дня.

Служба на берегу. Смерть

Высочайшим указом за кругосветное плавание на «Кротком» он был удостоен ордена Святой Анны 2-й степени, награждён двойным жалованием, и компания была признана двойной. Вскоре ему присвоили очередной чин — капитана I ранга. За свой вклад в географические исследования был избран почетным членом Российского Минералогического общества .

Приказом по Морскому ведомству от 5 ноября 1830 года капитан I ранга Гагемейстер был назначен директором училища торгового мореплавания. Однако на этом поприще он пробыл недолго, хотя за это время его успели переаттестовать в чин полковника Корпуса флотских штурманов. Тогда же за 25 лет выслуги в офицерских чинах его наградили орденом Святого Георгия 4-го класса.

Вскоре Высочайшим указом Гагемейстер был снова восстановлен в звании капитана I ранга и назначен в IX экипаж Балтийского флота в Кронштадте. Одновременно ему снова поручили готовить новое плавание в Русскую Америку на военном транспорте «Америка».

Вне всяких сомнений, Л. А. Гагемейстер совершил бы и четвёртое, и пятое кругосветное плавание. Это было ему по силам и таланту. Но совершенно неожиданно 23 декабря 1833 года (3 января 1834 года) он скоропостижно скончался от апоплексического удара.

Память

Именем Л. А. Гагемейстера на географической карте названы

  • остров в Бристольском заливе Берингова моря и пролив, отделяющий данный остров от материка
  • гора на американском побережье в архипелаге Александра
  • группа атоллов в Центральной Океании
Поделиться: