Популярные
На фото Лешек Колаковский

Лешек Колаковский

выдающийся современный английский философ польского происхождения
Дата рождения:
1927-10-23
Дата смерти:
2009-07-17
Биография

Биография

Отец — педагог и публицист, в 1943 году был расстрелян гестапо.

В 1945 году Лешек Колаковский поступил в Лодзинский университет, а в 1947 году вступил в Польскую рабочую партию. В 1950 году подписал открытое письмо с осуждением философа Владислава Татаркевича за нападки на «социалистическое строительство в Польше» и «деморализацию» студентов. В 1953 году защитил диссертацию по философии Спинозы в Варшавском университете, в котором впоследствии преподавал историю философии с 1959 по 1968 год.

Будучи в 1951—54 годах сотрудником Института подготовки научных кадров при ЦК ПОРП, совершил поездку в СССР, где увидел реальный «социализм» и изменил свои про-сталинские взгляды. После этого в 1957 году в варшавском журнале «Nowa Kultura» появилась четырёхчастная статья с критикой как советского строя, так и политики Владислава Гомулки.

В 1957 г. стал главным редактором журнала «Studia Filozoficzne». В 1959 году возглавил кафедру истории современной философии в Варшавском университете. В 1966 году после лекции, на которой подвёл итоги десятилетия, был исключён из рядов ПОРП и лишён кафедры.

В 1968 году после мартовских протестов студентов (начавшихся с Варшавского университета) Колаковскому запретили преподавать. Тогда он эмигрировал в США и в том же году стал приглашённым профессором (англ. visiting professor) факультета философии Университета МакГилла в Монреале, а в следующем году переместился в Калифорнийский университет в Беркли.

В 1970 году его утвердили старшим научным сотрудником (англ. senior research fellow) Колледжа Всех святых () Оксфордского университета (с 2004 года он стал почётным сотрудником Колледжа). В 1974 году Лешек Колаковский был приглашён и часть года проработал в Йельском университете, а с 1981 по 1994 год был профессором-совместителем в Комитете по общественной мысли и на факультете философии Университета Чикаго.

С 1977 по 1980 год являлся официальным представителем за рубежом комитета общественной самозащиты «Комитет по защите рабочих».

После 1989 года активно участвовал в общественной жизни Польши, выступая по радио и на телевидении, сотрудничая с «Gazeta Wyborcza» Адама Михника.

Скончался 17 июля 2009 года в Оксфорде. Похоронен 29 июля в Варшаве на Воинском кладбище Повонзки.

Остались жена Тамара и дочь.

Творчество

Колаковский — специалист по марксизму, первое время — его сторонник, затем — резкий критик.

Начиная с 1970 года, Колаковский всё плотнее связывает свою жизнь с Оксфордским университетом, и несмотря на курсы лекций, прочитанные им в Йеле и Чикаго, обосновывается в Англии.

Несмотря на свои изыскания и неприятие марксизма, Колаковский продолжает видеть в Марксе философа, хотя и не разделяет его взгляды. Капитальный труд на эту тему: «Основные направления марксизма» (1976—1978).

На Западе Колаковский также получил известность как специалист по Гуссерлю. Как ни странно, но к Гуссерлю Колаковский предъявляет претензии, фактически, с марксистских позиций. Так, он указывает на то, что Гуссерль пропагандирует, якобы, «уход от жизни», поскольку у Гуссерля проблема перебрасывания моста от Я к обществу, согласно Колаковскому, «неразрешима» (см. работу Лешека Колаковского «Гуссерль и поиск определённости», Нью-Хейвен 1975, с. 80.). Нам остается, как считает Колаковский, «или последовательный эмпиризм, с его релятивистскими, скептическими результатами „или“ трансцендентальный догматизм, который не может в действительности оправдать себя и остаётся, в конце концов, произвольным решением» (там же, с.85).


Библиография

  • Klucz niebieski, albo opowie?ci buduj?ce z historii ?wi?tej zebrane ku pouczeniu i przestrodze (англ. «The Key to Heaven», «Ключ от небес, или поучительные рассказы, заимствованные из священной истории для научения и предостережения», 1957)
  • Rozmowy z diab?em (англ. «Conversations with the Devil» (США), англ. «Talk of the Devil»), «Разговоры с дьяволом», 1965)
  • Od Hume'a do Ko?a Wiede?skiego (1е пер.: англ. «The Alienation of Reason», 1966; поздн.изд.: «Positivist Philosophy from Hume to the Vienna Circle»)
  • Positivist Philosophy (1971)
  • Obecno?? mitu (англ. «The Presence of Myth», 1972)
  • Husserl and the Search for Certitude (1975)
  • G??wne nurty marksizmu (англ. «Main Currents of Marxism», «Основные направления и течения марксизма», 1976?78; 3 тт.)
  • Czy diabe? mo?e by? zbawiony i 27 innych kaza? («Может ли дьявол спастись и 27 других проповедей», 1982)
  • Religion: If There Is No God («Религия: Если Бога нет», 1982)
  • Bergson (Бергсон, 1985)
  • Le Village introuvable (1986)
  • Metaphysical Horror (1988; перераб.изд. 2001)
  • Modernity on Endless Trial (University of Chicago Press, 1990)
  • God Owes Us Nothing: A Brief Remark on Pascal's Religion and on the Spirit of Jansenism («Бог нам ничего не должен: Краткая заметка о религии Паскаля и духе янсенизма», 1995)
  • Freedom, Fame, Lying, and Betrayal: Essays on Everyday Life (1999)
  • The Two Eyes of Spinoza and Other Essays on Philosophers (2004)
  • My Correct Views on Everything (2005)
  • Why Is There Something Rather Than Nothing? (2007)

Награды и премии

В 1983 Колаковский был удостоен европейской премии Эразмус, в 1994 Премии Алексиса де Токвиля за гуманизм.

В 2007 году он получил престижную Иерусалимскую премию, а незадолго до этого — ещё 2 важные награды: в 2004 году — Клуговскую Премию библиотеки Конгресса (Kluge Prize of the Library of Congress), а в 2006 году — медаль св. Георгия.

Поделиться: