Популярные
На фото Лев Яковлевич Рахлис

Лев Яковлевич Рахлис

детский поэт
Биография

Биография

Детство и юность

Родился 25 января 1936 года в п. г. т. Лугины, Лугинского района Житомирской области.

После начала Великой Отечественной войны, в 1941 году был эвакуирован в деревню Кундуровка Оренбургской (тогда Чкаловской) области, откуда вернулся лишь в 1944 году. На родине Лев Рахлис заканчивает 8 классов средней школы и неожиданно его семья переезжает в Челябинск. Продолжил обучение в челябинской школе № 41.

В 1952 году его родители вернулись на Украину. Лев Рахлис остался без родительской опеки, однако Челябинск подарил ему в итоге самый плодотворный и самый незабываемый период его жизни, где он на протяжении 40 лет жил, учился и работал.

В 1954 году прошёл по конкурсу в Челябинский Педагогический институт им. Горького. Поселился в студенческое общежитие, где провёл (по его мнению) пять самых счастливых лет.

В это же время Лев Рахлис и его друзья по институту узнают, что рядом с общежитием в доме № 38 по улице Сони Кривой (сейчас там музей Л. Оболенского) поселился Леонид Леонидович Оболенский, вернувшийся из ссылки, о котором они знали многое, как об актёре и режиссёре. Он с радостью принял студентов и им удалось с ним пообщаться. А в 1963 году Рахлис работал вместе с Оболенским в ДК железнодорожников.

В 1957 году он встретил свою будущую жену Тамару.

Начало литературной карьеры

В 1958 году Лев Рахлис опубликовал во многотиражной газете института «Молодой учитель» свою первую подборку лирических стихов.

В 1959 году, после окончания института, работал в школе-интернате № 2 г. Челябинска, затем редактором в ДК железнодорожников, где писал сценарии всевозможных праздников. И, наконец, в Челябинском государственном институте культуры в качестве преподавателя курса «Сценарное мастерство». В течение 10 лет возглавлял кафедру режиссуры массовых и театрализованных праздников.

Литературное объединение «Экспресс»

С 1964 по 1985 гг. Лев Рахлис руководил литературным объединением «Экспресс» при Дворце культуры железнодорожников. «Экспресс» был порождением Хрущёвской оттепели. Сюда приходили те из молодых авторов, которых не устраивал литературный официоз и диктат Союза писателей, некоторые осознавали себя инакомыслящими последователями группы «Снежное вино».

В «Экспрессе» занимались в основном студенты, художники, инженеры, учителя. Его членам вменяли в вину уход от социалистического реализма. К концу 1970-х гг. среди участников объединения наметился раскол по художественным и политическим пристрастиям. У некоторых «экспрессовцев» начали выходить книги — часто как «преодоление» отказа от традиций «Экспресса». Некоторые издания при этом оценивались положительно, например, книги по краеведению и юмористические.

К середине 1980-х гг. тон в «Экспрессе» задавали уже совсем молодые авторы. Всё же и в эти годы ориентация на независимость отличала «Экспресс» от других литературных объединений. «Экспресс» прекратил свое существование с началом «горбачевской перестройки».

Педагогическая деятельность

С 1972 по 1993 гг. работа в Челябинском государственном институте культуры и искусства, затем — Челябинской Академии искусства и культуры. Вначале — старшим преподавателем, ведя курс «Сценарное мастерство», затем — заведующим кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников, затем, уже в должности доцента, продолжал преподавание «Курса сценарного мастерства» на этой же кафедре. В начале 1975 года Д. Б. Перчик предложил поэту организовать на кафедре курс сценарного мастерства. Рахлис разработал целую программу курса, являясь его родоначальником. В том же году он стал руководить кафедрой. Началось десятилетие становления специализации, обретения педагогами научной и творческой самостоятельности: повышается значимость сценарного мастерства, создаются авторские программы, появляются методические разработки. В 1976 году состоялся первый выпуск — девятнадцать молодых специалистов.

Рахлис стал автором целого ряда методических и сценарных разработок. Здесь его сценарный опыт приобретает не только практическую, но и педагогическую направленность. Постоянное общение с детьми в моменты своих многочисленных литературных встреч, подтолкнуло его к мысли о необходимости создания специальных сценарно-методических разработок по развитию творческих способностей у детей. Им была придумана, сценарно разработана, а затем и издана «Весёлая разминка на уроке», как одна из ступенек по раскрепощению личности ребенка на пути к творчеству. Брошюра включала около 50 сценарных вариантов весёлых разминок.

Библиотека игровых занятий для детей

В начале 90-х годов, в соавторстве с Николаем Шиловым в течение ряда лет они создают своеобразную Библиотечку игровых занятий в помощь воспитателям детских садов и учителям начальных классов.

  • «Здравствуй, бабушкин сундук». Пакет сценариев развлекательно-познавательных занятий.
  • «Цветик-семицветик». Пакет сценариев развлекательно-познавательных занятий.
  • «Школа Винни-Пуха». Уроки словотворчества и веселого сочинительства. Пакет сценариев развлекательно-познавательных занятий.
  • «Кит по имени „Н“, Кит по имени „В“, Кит по имени „Ф“». Сценарии развлекательных занятий для старших групп детского сада.
  • «Мир чудес». Три сценарно-режиссёрских сериала. Сюжетно-игровая марафон-программа, состоящая из 22 занятий-уроков, включающая 82 авторские игры.
  • «Кого Аист в клюве принес». Праздничный Игроскоп-шоу для именинников. 12 сценариев, 12 конкурсно-игровых программ.
  • «У Пимпампончика в гостях». Допиши-книжка, рассчитанная на такое сотворчество детей, когда они становятся коллективными соавторами.
  • «Хозяева-гости». Сценарий театрализованной развлекательной программы для ребят разновозрастных групп детского сада.

В 1993 году переехал в Атланту, США.

В 1994 году Международное Общество Пушкинистов, в жюри которого входил Евгений Евтушенко, наградило Льва Рахлиса за стихотворение об отце «Восьмая рана» почётной грамотой.

С 1996 года — главный редактор газеты «Русский Дом» в Атланте.

Женат. Есть дочь, зять, внучка и кошка Фиона.

Хроника публикаций и выступлений

  • 26 февраля 1961 — в этот день ответственный секретарь Челябинской областной писательской организации Я. Вохминцев пригласил Льва Рахлиса выступить вместе с ним перед рабочими хлебозавода. Предоставляя слово, Вохминцев сообщил слушателям, что несколько часов тому назад у Льва Рахлиса родилась дочь Елена.
  • 1961 год — на Всеуральский День поэзии, вместе с писателями из Свердловска, Кургана, Магнитогорска и т. д., был приглашён и молодой поэт Л. Рахлис. Его в числе группы литераторов пригласили выступить по телевидению. Он прочитал стихотворение, которое называлось «Еврейские мелодии». Стихотворение было услышано в высоких инстанциях, и его вызвали в Обком партии для проработки, после чего он надолго попал в чёрные списки как самого Обкома КПСС, так и КГБ. Запланированная в издательстве книга юмористических миниатюр, авторами которой были Николай Егоров и Лев Рахлис, сразу же подверглась решительной чистке. Рахлиса из неё просто-напросто вычистили, оставив для издания только миниатюры его товарища Егорова.
  • 60-е годы — начало его литературной деятельности. За это время он опубликовал свои юмористические миниатюры в ряде коллективных сборников: «Рассудите сами», «Приключение сувенира», «Когда падают шишки». Не редко печатался в газете «Комсомолец», иногда — в журнале «Урал». С появлением «Вечернего Челябинска» немало своих стихотворений опубликовал и в этом издании.
  • Встреча студентов Челябинского Государственного Пединститута с уральским поэтом Борисом Ручьевым, на которой Лев Рахлис прочитал и подарил стихотворение, посвящённое ему. Борис Ручьев положительно отозвался об этом посвящении и подарил Рахлису свою книгу с автографом «На дружбу».

  • В сентябре 1964 года — первое занятие литературного объединения «Экспресс», которое Лев Рахлис организовал на базе Дворца культуры железнодорожников. Литературные среды проходили всегда довольно бурно, в спорах и обсуждениях. Немало известных челябинских писателей прошли через эту творческую школу. Только несколько имен — Юрий Седов, Сергей Борисов, Наталья Рябинина, Виктор Окунев, Кирилл Шишов и другие. Занятия с прозаиками вместе со Львом Рахлисом вели в разное время — Юрий Абраменко, а затем Михаил Клименко.
  • 1968 год — сдана в Южно-Уральское книжное издательство первая рукопись для детей — «Шишел-Мышел». В течение пяти лет она «ходила» по инстанциям и рецензентам, а в 1973 году вышла в печать в виде первой самостоятельной книжки с пузатым самоваром на обложке.
  • В 1968 году по Челябинскому телевидению Л. Оболенский прочитал стихотворение «Эге-Ге» Л. Рахлиса, который принёс его своему доброму приятелю — Василию Васильевичу Павлову, работавшему тогда редактором в программе «Новостей» и положил ему на стол несколько страниц машинописного текста. А вечером того же дня состоялась премьера этого стихотворения. Леонид Леонидович Оболенский прочитал стихотворение про румянощёкую девчонку, которая «научила прыгать всех на одной ноге». Это повлияло на дальнейшее творчество Льва Рахлиса.
  • Декабрь 1985 года — наконец-то вышла вторая детская книжка — «То ли правда, то ли нет?» (Южно-Уральское книжное издательство, тираж — 100 000 экземпляров). Чтобы прорваться к читателю сквозь все пограничные заслоны, неведомо кем чинимые, этой книжке понадобилось 12 лет.
  • Январь 1986 года — «То ли правда, то ли нет?» — повторный тираж, совершенно неожиданный (100 000 экземпляров). Видимо, это компенсация за затянувшиеся ожидания [нейтральность?].
  • 1989 год — «Чтобы всё росло вокруг» (художник А. Кабаков), издательство «Детская литература», Москва.
  • 1992 год — «Загадки деда Буквариона». Занимательная азбука. Издательство «Трит», Челябинск. В эти же, примерно, годы, чуть раньше, чуть позже, появляются подборки детских стихов в различных коллективных сборниках — в Москве, Свердловске, Челябинске.

Ещё об одной разновидности его литературного сочинительства: в 1963 году директор Дворца культуры Челябинского электро-металлургического комбината, где он работал одно время, предложил («Срочно!») написать к городскому смотру коллективов художественной самодеятельности сценарий агитбригады. Не имея ни малейшего представления о том, что это такое, он довольно смело взялся за дело и через 10-12 дней успешно его закончил. Так, совершенно неожиданно для самого себя, он стал сценаристом, что и определило во многом его дальнейшую судьбу.

Библиография

Книги

  • Шишёл-Мышел — Южно-Уральское книжное издательство, 1972.
  • То ли правда, то ли нет? — Южно-Уральское книжное издательство, 1986.
  • Чтобы всё росло вокруг — М.: Детская Литература, 1989.
  • Загадки деда Буквариона — Челябинск: 1991.
  • Тук-тук — Атланта, 2001
  • Подарили рыбке зонтик — Уральское книжное издательство «Л.Т.Д.», 2002, 208 стр.
  • Кит по имени «Н» (в соавторстве с Н.Шиловым) — сборник сценариев развлекательно-познавательных занятий для старших групп детского сада — 2005. 255 стр.
  • На зелёном острове Борнео — Челябинск: Издательство Лурье, 2008, около 200 стр.
  • Я иду по ковру — стихи-каламбуры — Издательство Э.РА, Москва, 2010, более 200 стр.

Публикации

Публикации в коллективных сборниках

  • «Рассудите сами» (1961)
  • «Когда падают шишки» (1967)
  • «Приключения сувенира» (1968) — Челябинское книжное изд-во
  • «Между летом и зимой» — М.: Детская Литература, (1989)
  • «Начинается рассказ» — Средне-Уральское книжное издательство.Свердловск (1972)
  • ДК железнодорожников Челябинск (1968—1972).

Новогодние спектакли

  • «Тайна еловой шишки».
  • «Сказка о принце и морских рыбках».
  • «Мальчиш-Кибальчиш». Сказка на тему Аркадия Гайдара.
  • «Дети леса». Фантазия на тему сказки Лесли Ричардсон.
  • «Пятеро друзей и чертов хвост». По мотивам мультипликационного фильма.

Журналистика: статьи, очерки, интервью

Поделиться: