Популярные
На фото Людмила Николаевна Алексеева

Людмила Николаевна Алексеева

педагог в области искусства движения
Дата рождения:
1890-04-04
Дата смерти:
1964-11-18
Биография

Творчество Алексеевой оказало большое влияние на развитие искусства танца, пластики, эстрады и физической культуры в России.

Алексеева была продолжателем идей плеяды деятелей новой культуры движения. Корни гармонической гимнастики Алексеевой идут от школы Франсуа Дельсарта (1811—1871), гимнастики Жоржа Демени (1850—1917), ритмики Эмиля Жака Далькроза (1865—1950) и танцев Айседоры Дункан (1877—1927). Все эти школы положили начало новой культуре движения, отличной как от старой механической гимнастики, так и от классического балета.

После Дункан появилось множество различных школ свободного танца как в Европе так и в Америке. В России одной из наиболее способных последовательниц Дункан была Рабенек, Элла Ивановна Рабенек, урождённая Бартельс, сценическое имя Эллен Тельс (1875—1944). После гастролей Дункан в России Рабенек едет учиться в Германию к сестре Дункан Элизабет. В 1906 году по предложению Станиславского преподает пластику в драматической Школе при МХАТе, а в 1910 году открывает свою студию «Московские классы пластики». В эту студию и поступает Л. Н. Алексеева в 1911 году по рекомендации скульптора Анны Семёновны Голубкиной. Она участвовала в ряде выступлений Школы (Ellen Tells — Tanz Idyllen) как в России, так и за рубежом. Успешно гастролировала в Лондоне, Берлине, Мюнхене, Будапеште, Нюрнберге. В 1913 году Алексеева покинула Рабенек и начала самостоятельную педагогическую и режиссёрскую деятельность.

Она искала систему тренировки тела, отвечающую новому этапу в развитии искусства движения. Не имея возможности тренировать тело в естественной форме движения, преподаватели свободного танца в то время начали использовать «классический станок», что приводило к эклектике. Алексеева это хорошо понимала и проделала многолетнюю и кропотливую работу по созданию своей школы движения. Алексеева, в противоположность другим, шла к танцу от гимнастики, то есть от разработки системы тренажа танцовщиков. Эта гимнастика и послужила базой для её школы танца. Эту работу, шедшую под различными вывесками: «Студия танца Л. Алексеевой», «Мастерская искусства движения», «Студия гармонической гимнастики и танца», «Школа-лаборатория художественной гимнастики», она вела всю свою жизнь. Она работала в Пролеткульте, где в 1918 году поставила свою первую большую постановку-трилогию «Мрак. Порыв. Марсельеза».

Слитность с музыкой является одной из ярчайших особенностей её системы движения. В этом она сближалась с музыкальным движением — методом обучения свободному танцу, созданному С. Д. Рудневой и студией «Гептахор». Алексееву отличала редкая музыкальность, способность схватить тончайшие нюансы музыкальных образов, воплотить и передать их в движении. В алексеевской гимнастике аналитические элементы превращены в законченные этюды. Каждое упражнение сочиняется на специально выбранный для него музыкальный этюд или отрывок. Это делает музыку не просто ритмо-звуковым добавлением к гимнастике, а одним из важных слагаемых. Такое органическое слияние музыки и движения, которое Алексеева называла «ритмической гармонией», совершенно необходимо, чтобы гимнастические упражнения превращались в маленькие произведения искусства. Движения настолько сливаются с музыкой, что они кажутся «как бы вытекающими из неё». Весь учебный материал представлен в виде этюдов простых и сложных, и этюдов искусства движения. Каждый занимающийся является исполнителем маленького произведения искусства. Традиции гармонической гимнастики Л. Н. Алексеевой живы по сей день. В частности, в Москве существует несколько студий, где продолжаются традиции той эпохи. Выступления гармонической гимнастики можно увидеть, например, в Доме Учёных в Москве.

Поделиться: