Популярные

Мальцев, Алексей Петрович

протоиерей Русской православной церкви, богослов, переводчик, основатель Свято-Князь-Владимирского братства
Дата рождения:
1854-03-14
Дата смерти:
1915-04-16
Биография

Происхождение и образование

Протоиерей Алексей (Алексий) Мальцев происходил из семьи священника Ярославской губернии.

Среднее духовное образование получил в Ярославской духовной семинарии, а высшее — в Петербургской духовной академии, которую окончил магистрантом в 1878 году со званием кандидата богословия. В 1882 году он за свое курсовое сочинение «Нравственная философия утилитаризма» Советом Петербургской духовной академии был удостоен степени магистра богословия. По окончании академии А. П. Мальцев состоял преподавателем философии, психологии и педагогики в Петербургской духовной семинарии, а также преподавателем педагогики в нескольких женских гимназиях.

В 1882 году он был рукоположен во священника и назначен настоятелем церкви при Театральной дирекции. 23 августа (4 сентября) 1886 года он по предложению митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольского) был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем посольской домовой церкви св. Владимира в Берлине.

Деятельность в Германии

Видя тяжелое положение российских подданных, оказавшихся после неудачного переселения за океан без средств в Берлине и других германских городах, у протоиерея А. Мальцева довольно скоро после прибытия в Берлин родилась мысль организовать благотворительное братство для духовного и материального окормления соотечественников на чужбине. Несмотря на тяжелый удар въ его жизни — 4 (16) мая 1889 г. умирает его 28-летняя жена Мария Аполлинаровна (похоронена на участке русского храма в Потсдаме) — он целеустремлённо осуществил эту цель и 29 марта (10 апреля) 1890 г. при посольстве в Берлине окончательно создал Свято-Князь-Владимирское братство, в задачи которого входила помощь нуждающимся российским подданным любого христианского исповедания и православным христианам любой национальности. Возле пригорода Тегеля, к северо-западу от Берлина, Братство в 1892 году соорудило православное кладбище с храмом свв. Константина и Елены, а в 1895 году — дом имени Императора Александра III с мастерскими, садоводством и типографией, где нуждающиеся могли своим трудом заработать деньги на возвращение в Россию. Братство взяло на себя также задачу организации сооружения православных храмов там, где в этом была нужда: в Бад-Гомбурге (1899 г.), Бад-Киссингене (1901 г.), Гёрберсдорфе (1901 г.), Гамбурге (1901 г.), Бад-Наугейме (1908 г.), Бад-Брюккенау (1908 г.), Бад-Вильдунгене (1912 г.) и Данциге (1913 г.). Всей деятельностью Братства, включая ведения обширной бухгалтерии, практически заведовал сам протоиерей А. Мальцев, будучи формально всего лишь казначеем общества.

Особенно протоиерей А. Мальцев, однако, прославился как богослов и переводчик. Его перевод множества богослужебных книг на немецкий язык до сегодняшнего дня остался основой для православных богослужений на немецком языке. Съ 1890 по 1904 год вышли следующие его переводы: «Die g?ttlichen Liturgien» («Божественная литургия»), «Liturgien der Orthodox-Katholischen Kirche» («Литургии Православной Восточной Церкви»), «Liturgikon» («Служебник»), «Die Nachtwache» («Всенощное бдение»), «Andachtsbuch» («Канонник, или акафисты и песни канонов»), «Bitt-, Dank- und weihe-Gottesdienste» (чины различных просительных, благодарственных и освятительных молитвословий), «Begr?bnis-Ritus und einige spezielle und alterth?mliche Gottesdienste» (чины погребения и специальные последования), «Die Sacramente» («Таинства»), «Fasten- und Blumen-Triodion» («Постная и Цветная Триоди»), «Menologion der Orthodox-Katholischen Kirche» («Месяцеслов»), «Oktoechos… der Orthodox-Katholischen Kirche des Morgenlandes» («Октоих»), «Der Gro?e B??-Kanon» («Великий Канон»).

Как богослов, протоиерей А. Мальцев много выступал, в частности, на Велеградских конгрессах, и беспрерывно вёл переписку и дискуссии со многими западными богословами. Он допускал возможность единения с теми христианскими сообществами, которые сохранили от апостольского времени апостольское преемство, если будут отстранены все догматические расхождения между ними и Православной Церковью. Для англикан и старо-католиков он не видел такой возможности.

За свои труды протоиерей А. Мальцев был удостоен целого ряда почётов. Он был членом Петербургской, Московской и Казанской духовных академий, Русского Палестинского общества, Общества православных соединенных братств Нью-Йоркского округа, Королевско-греческого Археологического общества, Королевско-сербского общества св. Саввы и др., а в 1898 году онъ с детьми был возведён в потомственное дворянство. Его авторитет признавался в высших церковных кругах. В 1906 году он в Петербурге участвовал в Предсоборном Присутствии для обсуждения вопросов, подлежавших рассмотрению на планируемом Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 1907 году онъ должен был стать преемником архиепископа Алеутского Тихона (Беллавина) в Америке, причём в его случае Синод даже не настаивал на пострижении в монашество. Однако, А. Мальцев отказался от этого предложения ради Братства и своей службы в Германии. Он мечтал ещё о сооружении Братством православного собора св. Андрея в Берлине. Первая мировая война разрушила все его планы. Вместе со всем русским духовенством и со всеми российскими дипломатами протоиерей А. Мальцев 3 августа (21 июля) 1914 года вынужден был покинуть Германию и вернуться в Россию.

В Москве он какое-то время надеялся продолжать хотя бы издавать братский журнал «Церковную Правду», но его здоровие всё ухудшалось. Он болел диабетом. 15 (28) апреля 1915 года он умер в Кисловодске, где находился для лечения. После отпевания в храме Петроградской духовной академии он был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петрограде.

Сочинения

  • Нравственная философия утилитаризма. Историко-критическое исследование. Магистерская диссертация. Санкт-Петербург 1879.
  • Современное развитие и значение утилитаризма. Христианское чтение, часть I, стр. 86-97, Санкт-Петербург 1880.
  • Замечания на рецензию «Русской Мысли». «Церковный вестник», № 18, стр. 5-6, 1880.
  • Вопросы матерям о детях. (Написано совместно с П. Ф. Каптеревым). Санкт-Петербург 1881.
  • Библиографические заметки. Двенадцать речей из учебной практики преподавателя греческого языка Н. Корсунского. «Церковный вестник», № 7, стр. 7-8, 1882.
  • Основание педагогики. Санкт-Петербург 1885.
  • Международный конгресс старокатоликов. «Прибавления к Церковным ведомостям», № 40, стр. 1327—1334, 1890.
  • Божественные литургии святых отцов Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова (нем. и церковно-слав.). Берлин 1890.
  • Всенощное бдение или вечерня в соединении с утреней (нем. и церковно-слав.). Берлин 1892.
  • «В добрый путь». Заграничный справочный календарь. Издание Свято-Князь-Владимирского братства, Берлин и Санкт-Петербург 1892.
  • Второй Международный Старокатолический конгресс в Люцерне. «Новое время», № 5979-5986, 1892.
  • Русская Церковь. Второе возражение на труд д-ра Павла Иргена (нем.). Берлин 1893.
  • Русская Церковь. Второй трактат полемический г. П. Иргена (нем.). Берлин 1893.
  • Русская Церковь и д-р Кни (нем.). Берлин 1893.
  • Русская Церковь по изображению римско-католического писателя (разбор сочинения д-ра Кни: Русская Церковь, её учение и культ). «Христианское чтение», стр. 262—285, 1894.
  • Догматические разъяснения к введению в понимание восточно-кафолических воззрений в их отношении к римским и протестантским воззрениям (нем.). Берлин 1894.
  • Литургии Православно-Кафолической Церкви (нем.). Берлин 1894.
  • Великий покаянный канон святого Андрея Критского (нем. и церковно-слав.). Берлин 1894.
  • Канонник Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церковно-слав.). Берлин 1895.
  • Ответы на сочинения г-на Рема «Послание католика к православному богослову» и на труд д-ра Грубера «Назад от схизмы» (нем.). Берлин 1896.
  • Священное коронование (нем. и церковно-слав.). Берлин 1896.
  • Книга молебных пений (нем. и церковно-слав.). Берлин 1897.
  • Чины присоединения к Православной Церкви. Берлин 1897.
  • Таинства Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церковно-слав.). Берлин 1898.
  • Чины погребения и некоторые особенные и древние церковные службы Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церковно-слав.). Берлин 1898.
  • Постная и Цветная Триоди с воскресными песнопениями Октоиха (нем. и церковно-слав.). Берлин 1899.
  • Старокатолицизм и Православие. «Прибавления к Церковным ведомостям», № 42, стр. 1562—1568, и № 43, стр. 1601—1609, 1898.
  • Месяцеслов Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церковно-слав.). I часть (сентябрь-февраль). Берлин 1900.
  • Месяцеслов Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церковно-слав.). II часть (март-август). Берлин 1901.
  • Литургикон (Служебник) (нем.). Берлин 1902.
  • Старокатолицизм и Православие. «Вера и Церковь», кн. 4, стр. 693—708, 1902.
  • Октоих Православно-Кафолической Церкви (нем. и церковно-слав.). Берлин 1904.
  • Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. Санкт-Петербург 1903.
  • Германия. Статья в «Православной Богословской Энциклопедии», т. IV, стлб. 265—296.
  • Из прошлого русских православных церквей Берлина. Сант-Петербург 1905.
  • К XV-летию Свято-Князь-Владимирского Братства в Берлине. Берлин 1906.
  • Берлинский Братский Ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Справочник. Сант-Петербург 1906.
  • О постановке богословского образования в Германии, и отчасти в Англии и Америке. «Журналы и Протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия», т. II, стр. 209—216. Санкт-Петербург 1906.
  • Внутренняя миссия. «Журналы и Протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия», т. II, стр. 38-45. Санкт-Петербург 1906.
  • О следах призывания Святого Духа в молитве римской литургии (доклад, предложенный на II-ом Велеградском конгрессе 19 июля 1909 года). «Христианское чтение», ч. II, стр. 1412—1426, 1910.
  • Берлинский Братский Временник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Издание Свято-Князь-Владимирского братства, Берлин 1911.
  • Божественные Литургии святых отцов Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова (нем.). К XXV-летию служения в Берлине. Берлин 1911.
  • «Церковная Правда» (журнал), № 1-24, Берлин 1913.
  • «Церковная Правда» (журнал), № 25-39, Берлин 1914.

Переводы:

  • Бэн. Психология. Перевод с английского. Санкт-Петербург 1885.
  • Е.Берсье. Беседы. 5 тт. Перевод с французского. Санкт-Петербург 1902.
  • Е.Берсье. Христианство и воображения. Перевод с французского. Москва 1910.
Поделиться: