Популярные
На фото Мартин Кнакфус

Мартин Кнакфус

архитектор раннего классицизма, работавший в Литве
Биография

Биография

Деятельность начал в Варшаве. Учился у работавших в Варшаве архитекторов Эфраима Шрёгера (Schroeger), Симона Богумила Цуга (Zug), испытал влияние Д. Мерлини.

Переселившись в Вильну, Кнакфус некоторое время работал у епископа Игнатия Масальского. Стал капитаном войска ВКЛ. В 1773—1775 преподавал в Виленском университете. В 1782—1794 архитектор Главной виленской школы. Участвовал в восстании 1794 года.

Творчество

Проектировал и реконструировал здания общественного значения, дома и дворцы мещан и вельмож в Вильне и крупные усадебные ансамбли. Не всё наследие Кнакфуса надёжно подтверждается документами: часть построек связывают с его именем исходя из сходства с подлинными его произведениями общей композиции или отдельных фрагментов. Его произведениям присущи умеренность форм, рациональность и простота, ориентированные на французский классицизм стиля Людовика XVI и традиции позднего Ренессанса).

Предполагается, что по проекту Кнакфуса в 1769 году были декорированы фасад и интерьер двухэтажного дворца Бжостовских, расположенного на углу улиц Университето (Universiteto g.) и Доминикону (Dominikon? g. 18/2), принадлежавший в то время известному магнату Павлу Ксаверию Бжостовскому, затем проданный Якубу Нагурскому, а позднее принадлежавший Огинским. Здание реконструировалось в 1957 году и несколько раз позднее, часть его первого этажа ныне занимает аптека, часть здания отведена под жилые помещения..

По проекту Кнакфуса в 1783—1792 годах построен костёл Святого Иакова в Куртувенай (Шяуляйский район). Костёл трёхнефный с высоким корпусом и более низким пресбитерием. Двухбашенная композиция главного фасада формами отчасти продолжает традиции виленского барокко и вместе с тем содержат элементы классицизма.

Сочетание элементов барокко и классицизма отчётливо в спроектированном Кнакфусом в 1773 году костёле Пресвятой Троицы в Трошкунай — базиликального типа без башни в форме латинского креста в плане. Главный фасад образует своеобразный портик из двух пар колонн дорического ордера. В 1789—1790 годах Кнакфус руководил строительством доминиканского костёла в Тракай. В 1787 по его проекту был построен алтарь в костёле Всех Святых в Вильне.

К числу наиболее выдающихся общественных зданий, созданных Кнакфусом, относится южная пристройка астрономической обсерватории Главной литовской школы (впоследствии Виленского университета; 1782—1788). В спроектированной по принципиальным указаниям Мартина Почобута пристройке использованы формы раннего классицизма. Две симметричные боковые башни, предназначенные для астрономических наблюдений, придают зданию грациозную вертикальность. Высокий цоколь и дорический антаблемент, над которым возвышается аттик, образуют горизонтальные сечения фасада. Фриз украшают знаки Зодиака в метопах.

Около 1780 епископ Масальский поручил Кнакфусу реконструкцию летней резиденции в Верках. По проекту Кнакфуса построены восточная и западная офицыны и начато строительство центрального дворца (позднее работу продолжил Лауринас Стуока-Гуцявичюс). Кнакфус проектировал также дворец в Паэжяряй (1795—1799; Вилкавишский район).

Кнакфусу принадлежит проект дворец Сулистровского в Вильне (ул. Скапо, 4; известен также как дворец Лопацинских). Ось симметрии акцентируют имитирующие портик ионические полуколонны и треугольный фронтон, тимпан которого украшает картуш с гербом. Углы дворца подчёркнуты рустом.

К дворцу Шуазелей, известному также как дворец де Реуссов (Дворцовая площадь, затем площадь Муравьёва, в межвоенные годы площадь Наполеона, после Второй мировой войны площадь Кутузова, ныне площадь С. Дауканто, S. Daukanto g. 2/5). Кнакфус пристроил величественный портик в духе зрелого классицизма. Расположенные на равных расстояниях четыре ионические колонны подпирают массивный антаблемент и фронтон. Ритм колонн повторяется пилястрами на стене. Монументальный портик является одним из акцентов композиции площади.

В 1801—1806 годах Кнакфус реконструировал дворец Абрамовичей в Вильне (Большая улица, ныне Вильнюсская консерватория имени Юозаса Таллат-Кялпши на улице Диджёйи, Did?ioji g. 36) из четырёх корпусов. Западный корпус был перестроен в формах раннего классицизма, особенно отчётливых в главном фасаде с фронтоном на четырёх ионических колоннах и ионическими пилястрами между окнами.

Архитектор занимался также реконструкцией дворца Фритинхофа (известного также как дворец Тизенгаузов; угол Немецкой и Трокской улиц, ныне улица Вокечю, Vokie?i? g. 28/17), предположительно, около 1790 года. Реконструировал Зелёный мост через Вилию (1791) в Вильне, вёл надзор над реконструкцией и строительством зданий университета.

Поделиться: