Популярные

Надежда Кожушаная

советский, российский кинодраматург, писатель
Дата рождения:
1952-03-15
Дата смерти:
1997-01-15
Биография

Биография и творчество

Детство

Надежда Кожушаная (Ямшанова), родилась в Свердловске (Екатеринбург) в семье главного инженера лаборатории завода Уралмаш, Ямшанова Павла Ивановича, и металлурга, преподавателя техникума, Ямшановой Глафиры Михайловны (урождённой Смирновой), была единственным ребенком в семье. В три года отец посадил её за пианино, а позднее, в музыкальной школе, оказалось, что у девочки абсолютный музыкальный слух.
С раннего детства у Нади было очень много друзей совершенно разного контингента. Она была первой в компаниях и любила помогать слабым. Семья Нади жила в достатке, иногда Надя этого даже стеснялась. Она любила гостей, веселила их, кормила и даже готовила некоторых одноклассников по предметам, которые им не давались.
Сама Надя училась только на отлично. Это было обусловлено высокими требованиями родителей (особенно - сложным характером матери) — даже четверки были не допустимы.
Когда Наде было восемь лет, её родители разошлись, что нанесло ребенку глубокую психологическую травму. Мотив одиночества ребенка прослеживается во всем её творчестве. С отцом они очень любили друг друга, и в течение многих лет она приходила к нему каждый день, на несколько часов, иногда с друзьями. Отец Нади, Павел Иванович Ямшанов, аскетичный, строгий человек, обладал тонким художественным вкусом. Его библиотека художественной литературы, а также большая коллекция альбомов по искусству сформировали Надин вкус и воображение. Павел Иванович сам сочинял стихи и сказки, которые зачитывал Наде и её друзьям. Он показывал им репродукции со словами: «Просто смотрите, как красиво». Яркие детские впечатления сформировали мировоззрение и подруги Нади – Оксаны Черкасовой, позднее ставшей известным российским мультипликатором, с мировым именем.
Мать Нади, Ямшанова Глафира Михайловна, была яркой личностью, имела актёрский и режиссёрский талант, который реализовывала в жизни, поэтому жизнь с матерью стала для Нади большим испытанием. Но высокие требования к ребенку сформировали Надин характер. Надя с удовольствием и большим остроумием всегда играла в школьном театре, а артистичная натура её проявлялась на протяжении всей жизни, она была душой компании. Позже актёрские способности они применяла при написании диалогов в сценариях, проигрывая от себя каждого персонажа, переживая все сюжеты и сцены с позиций каждого героя.

Учеба в Университете

В 1968 году Надежда Кожушаная (Ямшанова) поступила в Уральский Государственный Университет на филологический факультет. К этому времени она уже закончила музыкальную школу, свободно играла на фортепиано, гитаре, аккордеоне и балалайке, могла определить на слух ноту любого инструмента, звучащего в симфоническом оркестре, и подбирать на слух любую мелодию. На протяжении всей жизни она удивляла всех этим талантом.
В студенческом театре Надежда участвовала в спектаклях, как исполнитель главных ролей, иногда как аккомпаниатор.
На третьем году обучения она ясно ощутила, что хочет стать композитором, музыка была для неё потребностью и жизнью. Она решила бросить университет и поступить в консерваторию. Но мать Нади не позволила ей этого сделать, и они договорились о том, что только закончив филологическое образование, Надежда сможет решить свою дальнейшую судьбу.
В годы обучения в Университете Надя писала пьесы, рассказы и даже романы («чего уж там мелочиться»). Изучив классику мировой литературы, перечитав несколько раз классику русской литературы, с особой любовью Гоголя и Достоевского (Чехова она уже с детства знала наизусть), Надежда поняла, что не хочет подражать никому из известных ей писателей. Все возможные стили были ей понятны, нужно было создавать что-то новое. Новое было не ясно, и неизвестность её даже пугала.
Во время работы над дипломом Надежда часто бывала в усадьбе Мураново и проводила там экскурсии, посвященные Тютчеву.
По окончании Университета Наде предложили поступать в аспирантуру, но только после работы в сельской школе по распределению. Иногда выпускникам удавалось избежать подобного распределения, но Надя поехала вопреки всем отговорам. В деревне Кунары Свердловской области она проработала один учебный год (1974 – 1975). А после этого одно лето в местном летнем пионерском лагере воспитателем. Преподавать в деревне пришлось сразу несколько предметов, основными были русский язык, литература и пение. Дети её обожали, в основном потому, что "никакая я не учительница". В деревне было крайне тяжело и одиноко, по её словам, спасала её только пластинка Эдит Пиаф. Деревенские дети, несмотря на то, что любили Надю, не понимали, для чего им нужны науки, к тому же, в деревне, естественно, не было той среды, в которой Надя привыкла обитать. Свердловск, по общему мнению, считался городом талантов, у Нади было множество друзей в разных сферах искусства, поклонников и единомышленников, а в деревне большую часть времени не было абсолютно никого. К тому же, она успела побывать в Москве, где познакомилась и влюбилась в своего будущего мужа, студента Московского архитектурного института, Бориса Кожушаного. Он и другие Надины друзья приезжали к ней в деревню. Там же Борис и Надя поженились, и после этого, используя советский закон о правах и сохранении семьи, оперируя им в различных инстанциях, Борис смог забрать Надежду из деревни, и они поселились вместе в Москве.


Москва, ВКСР

В Москве Надежда продолжала писать пьесы и рассказы. Среди друзей молодой семьи было очень много театральных деятелей, молодых режиссёров и актёров, в том числе, одним из самых близких был режиссёр Валерий Белякович. Он приходил в съемную квартиру Кожушаных на Мосфильмовской, и смешил, не останавливаясь, всех, кто присутствовал, целыми вечерами. В то время зарождался его Театр на Юго-Западе, актёры играли в подвале жилого дома на Проспекте Вернадского, где и сейчас располагается этот театр (в точно таком же, соседнем, доме, в 1975 году происходили съемки фильма Ирония судьбы, или С лёгким паром!). Молодой режиссёр и актёры собирали реквизит для нового театра по помойкам, сами оборудовали подвал, строили авангардные декорации и даже сиденья рядов для зрителей.
Произведения, которые в тот период писала Надежда, она зачитывала вслух друзьям, все промежуточные варианты. Актёры и режиссёры разбирали тексты и на радостях передавали их друзьям. До сих пор, некоторые выясняют, как Надежда закончила ту или иную пьесу. Многие тексты так и остались на руках, утеряны, так как в то время не было компьютеров и даже ксероксов, только печатные машинки и копировальная бумага для печати одновременно до трех экземпляров текста.
Перепечатывая тексты, Надежда всегда одновременно правила их, проигрывая, озвучивая вслух и совершенствуя, как стихи. Позже, когда появились компьютеры, она отказывалась ими пользоваться, ценя свой метод работы. В настоящее время её печатная машинка находится в Музее кино.
Какое-то время Надежда Кожушаная работала табельщицей в Строительном Управлении № 62. Работа часто заключалась в личной помощи по бытовым делам её начальнице. Подруга детства Нади, Оксана Черкасова так рассказывала в телевизионном интервью о Надиной работе: "Надя приходила с работы - это был вечер юмора! Она рассказывала и показывала в лицах всех персонажей. Сколько она рассказов написала! Сколько пьес придумала!"
Оксана Черкасова в это время училась в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссёров, на режиссёра анимационных фильмов. Её преподавателем был Юрий Норштейн. Оксана и рассказала Наде о курсах, так возникла идея Наде стать сценаристом. Надя решила поступать на курсы.
При поступлении был очень большой конкурс. По словам преподавателя, Людмилы Голубкиной, на собеседовании Надежда говорила очень спокойно, даже излишне подробно. Она расположила к себе всех членов комиссии своим рассказом под названием "Раз в неделю по субботам" (опубликован в книге "Кино - работа ручная"). Прототипом главного героя в рассказе является её отец, Павел Иванович Ямшанов. Один из членов комиссии, Валентин Черных, имел особое чутье на талантливых людей, он был против того, чтобы принимать Надежду на курсы. Он мотивировал это тем, что Надежда человек такого же склада, как Геннадий Шпаликов, Владимир Высоцкий, и ей нельзя становится драматургом, так как она женщина, ей будет ещё тяжелее. Но Надежду приняли. Преподавателями её были Семен Лунгин, Людмила Голубкина, Паола Волкова. Много консультировалась она у Валерия Фрида и подружилась с ним на всю жизнь.

Искусство кино

  • Зеркало для героя
  • Муж и дочь Тамары Александровны
  • Нога
  • Прорва

Фильмография

Сценарные работы

  • 1983 — Прогулки по ночному городу, худож, короткометр., реж. А. Зельдович, авторское название "С четверга на пятницу".
  • 1984 — Мост, худож., короткометр.
  • 1984 — Нам не дано предугадать..., худож., короткометр., в к/а "Манька", реж. О. Наруцкая, авторское название "Про войну"
  • 1985 — Бузкаши, худож., короткометр., реж. П. Ахматов
  • 1986 — Торо!, худож., короткометр., реж. Т. Теменов
  • 1987 — Зеркало для героя, худож, полнометр., реж. В. Хотиненко, авторское название "Разлука"
  • 1989 — Муж и дочь Тамары Александровны, худож., полнометр., реж. О. Наруцкая
  • 1990 — Дело прошлое, анимац., реж. О. Черкасова
  • 1991 — Террорист, худож, короткометр., в к/а "Дети, бегущие от дождя", реж. М. Розенштейн
  • 1991 — Нога, худож, полнометр., реж. Н. Тягунов
  • 1992 — Прорва, худож., полнометр., реж. И. Дыховичный
  • 1993 — Племянник кукушки, аним., реж. О. Черкасова
  • 1994 — Ой, Бог ты мой!, худож.-публицистич., реж. Т. Скабард, первоначальное авторское название "Где чистые и честные китайцы"
  • 1994 — Нежности и ласки вам, больные, телефильм о центре анонимных алкоголиков, Российское телевидение, реж. Т. Лебедева
  • 1995 — Нюркина баня, аним., реж. О. Черкасова, авторское название "Про банника"
  • 1996 — Бабушка, аним., реж. А. Золотухин, авторское название "Про бабушку"
  • 1996 — Розовая кукла, аним., реж. В. Ольшванг
  • 1996 — Неживой зверь, худож., короткометр., реж. М. Любакова

Актёрские работы

  • 1988 — Муж и дочь Тамары Александровны — нянечка
  • 1992 — Нога — медсестра

Радиоспектакль

  • "Бэби-Йога", Надежда Кожушаная читает свой киносценарий, реж. спектакля А. Золотухин, Екатеринбург, 1993 г., назван лучшей передачей года.

Нереализованные сценарии и заявки

"Последняя игра в куклы", полнометражный, детский, 1983 г.; "Самый первый счастливый день", полнометражный, детский, 1984 г.; "Забор", полнометражный, детский, 1985 г.; "Уральская кадриль", анимационный, 1985 г.; "Диалог", 1986 г.; "Ясновидящая", 1986 г.; "Воскресный день", полнометражный, детский, 1984 г.; "В голубой нашей юности", документальный, 1988 г.; "Женщина номер два", полнометражный, художественный, 1989 г.; "Одна из многих в цирке шапито", 1990 г.; "Гость снов", 1990 г.; "Исчезающий", 1990 г.; "Мистификация", по мотивам романа В. Набокова "Мнимые величины", 1991 г.; "Никогда не возвращайся", 1992 г.; "Прощай, Москва", полнометражный, художественный, 1992 г.; "Бэби-Йога", полнометражный, хуоджественный, 1992 г.; "Простое число", полнометражный, художественный, 1992 г.; "В ночь под коммунизм", 1992 г.; "Хромой князь", 1992 г.; "Из окна красного дома. Матильда Хонькина, хорошая мать. Московский гость. Московский зоопарк. Нежно об "Альфе", заявки на короткометражные худож.-публицистич. фильмы о Москве, 1993 г.; "Портрет", по мотивам повести Н. Гоголя, 1994 г.; "Прощай, Одесса!", полнометражный, художественный, 1995 г.; "Про Ваню", короткометражный, художественный, 1996 г.; "Телеграф ты мой", 1996 г.; "Личность", проект док. фильма о Б. Ельцине, 1996 г.

Публикации

Книги

  • Книга киносценариев "Кино - работа ручная", предисловие в виде интервью - рассказов о Надежде Кожушаной. Издательство "СОВА", Москва, 2006 г.
  • Книга киносценариев "Прорва", вступление Ю. Норштейна, Энциклопедическая серия "Библиотека кинодраматурга", Издательство "СЕАНС", "Амфора", Санкт-Петербург, 2007 г.
  • Текст "Про Сашу", об Александре Кайдановском, в книге "Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях", составитель Е. Цимбал, изд. дом "Искусство", Москва, 2002 г.

Периодические издания

  • Сценарий короткометражного фильма "Про войну", журнал "Киносценарии", 1986 г., №3
  • Сценарий полнометражного фильма "Воскресный день", журнал "Киносценарии", 1986 г., № 4
  • Сценарий полнометражного фильма "Женщина номер два", журнал "Киносценарии", 1991 г, №5. Назван "Лучшей публикацией номера".
  • Статья об Иване Охлобыстине "Про Ванечку", журнал "Экран", 1992 г., № 4
  • Повесть "Сентиментальный водевиль", газета "Культура", г. Самара, 1993 г., № 34-40. Названа "Лучшей публикацией года".
  • Киноповесть "Бессонница", журнал "Фантакрим Мега", г. Минск, 1993 г., № 4. Названа "Лучшей публикацией года".
  • Статья "Я - пас" о фильме "Нога" и войне в Афганистане, журнал "Искусство кино", 1993 г., № 10. Названа "Лучшей публикацией номера".
  • Сценарий - стихотворение "Простое число", журнал "Искусство кино" в разделе "избранная проза", 1993 г., № 10
  • Сценарий фильма "Прорва", журнал "Киносценарии", 1995 г., № 1
  • Эссе "Гимн. Актёрам. Ненаучный", журнал "Экран", 1995 г., № 1
  • Сценарии анимационных фильмов "Розовая кукла" и "Про бабушку", журнал "Киносценарии", 1996 г., № 3
  • Статья после смерти Александра Кайдановского "Про Сашу", журнал "Киносценарии", 1996 г., № 1
  • Подборка текстов о Москве: "Прощай, Москва!", "Никогда не возвращайся", "Московский зоопарк", "Московский гость", "Где чистые и честные китайцы", журнал «Кинограф», 2003, №13

Фильмы и телепередачи о Надежде Кожушаной

  • Телепередача О. Кучкиной "Соло.Время Ч", фильм-интервью, IV канал 1996 г.
  • Телефильм студии К2 "Перпендикулярное кино", реж. И. Васильева, РТР, 1997 г.
  • "Надя Кожушаная", тел. док. фильм в цикла "Острова", канал "Культура", реж. М. Любакова, 2001 г.

Награды и номинации

Поделиться: