Популярные
На фото Нафигулла Худчатович Аширов

Нафигулла Худчатович Аширов

муфтий, председатель Духовного Управления мусульман Азиатской части России
Дата рождения:
1954-09-10
Биография

Биография

Родился 10 сентября 1954 года в татарской семье в селе Юрты Тачимовские (аул Шульгун) Тобольского района Тюменской области.

Окончил областной техникум культуры. В ранние годы привлекался к уголовной ответственности по ряду правонарушений.

В 1979 году после открытия в Тобольске мечети стал заниматься религиозной деятельностью. Начальное религиозное образование получил в частном порядке у местного имама мечети. Был муэдзином. Мусульманской общиной был избран имам-хатыбом (настоятелем) мечети.

В 1980 году по ходатайству общины мусульман был послан на учёбу в медресе Мир-Араб в Бухаре, которое являлось единственным исламским учебным заведением, где получали религиозное образование мусульмане всего СССР.

В 1987 году поступил на работу в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС); был секретарём, затем — управляющим делами ДУМЕСа, являлся членом Совета улемов и членом президиума ДУМЕС.

В 1990 году был направлен в Алжир, где проходил обучение в Исламском Университете имени Амира Абдель-Кадира по специальности «Исламский призыв»

В 1992 году после возвращения из Алжира занял пост заместителя Председателя ДУМЕС — верховного муфтия Талгата Таджутдина.В 1992 г. работал первым заместителем муфтия Республики Башкортостан, председателем Исполкома.

В августе 1992 году Талгат Таджутдин отстранил 9 имамом-мухтасибов, в том числе Аширова.

В 1993-1994 годах редактировал газету Духовного управления мусульман Башкортостана и Исламского центра «Дават».

Как альтернатива ДУМЕСу (в ноябре 1992 году переименованному в Центральное духовное управление мусульман — ЦДУМ) противниками Талгата Таджутдина был создан Высший координационный центр Духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМР) — по инициативе казанского муфтия Габдуллы Галиуллина, муфтия Башкирии Нурмухаммеда Нигматуллина и имама Саратова Мукаббаса Бибарсова. Председателем исполнительного комитета ВКЦ ДУМР стал Габдулла Галиуллин, резиденцией ВКЦ ДУМР была определена Казань. Нафигулла Аширов вошёл в исполком ВКЦ ДУМР.

В 1993—1994 Габдулла Галиуллин фактически отошёл от активности в рамках ВКЦ ДУМР, председателем исполкома ВКЦ ДУМР был в 1994 году избран Н.Аширов, заместителем председателя — Абдул-Вахед Ниязов. 2 февраля 1994 ВКЦ ДУМР был зарегистрирован Минюстом России.

В 1995 году Нафигулла Аширов участвовал в создании Союза мусульман России (СМР), вошёл в состав его совета.

В октябре 1996 вместе с Абдул-Вахедом Ниязовым при поддержке московского представителя ЦДУМ Рустема Валиева Аширов предпринял попытку сместить имама московской Исторической мечети Махмуда Велитова — покровителя конкурирующего с СМР движения «Нур». Новым имамом предполагали сделать ставленника Таджутдина Рамиля Аляутдинова, его заместителем — Фарида Сейфуллина, тестя Ниязова. М.Велитова поддержал руководитель Духовного управления мусульман центра Европейской России (ДУМЦЕР, с 1999 — ДУМЕР) и председатель созданного летом 1996 Совета муфтиев России московский муфтий Равиль Гайнутдин. Попытка сместить М.Велитова потерпела неудачу, а временный тактический союз московских сторонников Таджутдина с Ашировым и Ниязовым после провала этой интриги сразу же распался.

В августе 1997 году Н.Аширов на конференции в Тобольске учредил и возглавил межрегиональное Духовное управление мусульман Сибири и Дальнего Востока, вошедшее в ВКЦ ДУМР, и вступившее в конкуренцию с существовавшим с советских времен и входящим в ЦДУМ Духовным управлением мусульман Сибири (ДУМС) муфтия Зулькарная Шакирзянова.

В августе 1997 на конференции мусульман Урала, Сибири и Дальнего Востока избран верховным муфтием Духовного Управления мусульман Азиатской части России (ДУМ АЧР),.

В 1997 году Н. Аширов активно выступал против принятия Госдумой нового закона «О свободе совести и религиозных организациях в России», отменившего прежний, более либеральный.

В 1998 году Нафигулла Аширов помирился с Равилем Гайнутдином и, оставаясь председателем исполкома ВКЦ ДУМР, вошёл в Совет муфтиев России (СМР) на правах сопредседателя.

14 декабря 1998 года зарегистрировал в Минюсте свой альтернативный сибирский муфтият под измененным названием — Духовное управление мусульман Азиатской (части) России (ДУМАР или ДУМАЧР).

13 февраля 1999 года провёл в Тюмени съезд мусульман Сибири и Дальнего Востока под эгидой ДУМАЧР — в противовес съезду сибирских сторонников Таджутдина во главе с З.Шакирзяновым 11 февраля 1999 в Омске под эгидой ДУМС.

Утром 9 декабря 1999 был арестован, квартира была подвергнута обыску на предмет нахождения оружия. Вечером в тот же день после 3-часового допроса в Лефортове (по поводу подозреваемых в совершении терактов) отпущен. В тот же день задерживался бывший муфтий Карачая Мухаммед Биджи-улла.

В августе 2000 года в Омске был проведен 2-й курултай мусульман азиатской части России, на котором предполагалось объявить о создании «стратегического союза Общероссийского общественно-политического движения „Рефах“ с партией „Единство“ и Ассоциацией народов России». Во время съезда Омским управлением ФСБ был арестован назначенный Ашировым имам г. Ишима (Тюменская область) узбекский гражданин Бурхон Акбар-Хаджиевич Хаджи Худжаев, обвиняемый в подготовке покушения на узбекского президента Ислама Каримова.

10 октября 2001 на «круглом столе» «Россия, ислам, глобализация» заявил, что человечество содрогается от ужасов американской агрессии в Афганистане, которая является прямым следствием глобализации. Также Аширов подверг резкой критике многие негативные стороны западной цивилизации: «Мать выбрасывает ребенка в мусоропровод — это цивилизация?! Нудисты, легализация наркотиков, однополые браки — это цивилизация?!» По его мнению, цивилизация не должна измеряться западными мерками, а России с такой «цивилизацией» не по пути. Главными террористами назвал США, Великобританию и Израиль.

В 2001 году Нафигулла Аширов выступил в поддержку афганского радикального движения «Талибан», представлявшего тогда несомненную угрозу для геополитических интересов России в Средней Азии.

В 2001 году Н. Аширов оказался единственным мусульманским лидером России, кто одобрил вандализм талибов, разрушивших в марте 2001 г. все буддийские, индуистские и античные памятники культуры в Афганистане, тем самым вызвал протесты буддистов России.

В 2002 году Н. Аширов и Гейдар Джемаль прямо высказались в поддержку использования «шахидов»-смертников в освободительной войне на Ближнем Востоке.

В декабре 2005 года поддержал предложение Гейдара Джамаля убрать с Герба России крест, а также самостоятельно предложил убрать поклонные кресты из городов и иконы из кабинетов мотивируя это тем, что Россия — это светское и многоконфессиональное, а не исключительно православное государство:

.

Председатель Совета муфтиев Равил Гайнутдин в свою очередь выступил с заявлением к котором осудил призывы к изменению существующего герба России. Он отметил что Россия является светским государством и российские мусульмане относятся с уважением к государственной символике, которую приняла Государственная Дума и утвердил Президент России. Муфтий подчеркнул, что не видит в существующем гербе ничего оскорбительного для ислама. А также сказал, что попытки внести изменения в сложившуюся символику приведут к росту напряженности в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе.

В 2005 года написал заключение об идеологической платформе запрещенного в России решением Верховного суда РФ в 2003 году международного исламского движения «Хизб-ут-Тахрир», которое было опубликовано на сайте общества «Мемориал» Аширов предоставил «Мемориалу» по просьбе сотрудников текст своего экспертного заключения, составленного на основе изучения четырех брошюр, нередко изымаемых при обысках: «Система ислама», «Исламская личность», «Хизб ут-Тахрир» и «Концепция Хизб ут-Тахрир». Аширов пришел к выводу, что в указанной литературе не содержится положений, которые можно было бы трактовать как призывы к насилию, межрелигиозной розни, ущемлению религиозных чувств или человеческого достоинства представителей других конфессий. По его мнению, в этих изданиях излагаются теоретические рассуждения о том, какими путями может быть построено общество, которое во всех своих проявлениях — от быта до общественно-политического устройства — исходило бы из законов шариата. Однако по требованию прокуратуры заключение Аширова было удалено с сайта «Мемориала». Выполнив требование прокурора, «Мемориал» с тех пор судится с прокуратурой

В декабре 2005 года Н. Аширов совместно с Советом муфтиев подверг резкой критике книгу Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России». Одной из причин для критики явились нелицеприятные факты из ранней биографии Аширова упомянутые в критикуемой им книге.

3 марта 2006 года прокуратура Москвы вынесла «предостережение о недопустимости нарушений закона» сопредседателю Совета муфтиев России, председателю ДУМАЧР, Нафигулле Аширову. Предупреждение связано с «распространением пропагандистской информации о запрещенной в России организации „Хизб ут-Тахрир“». Так, в указанном тексте прокуратура утверждала, что в высказываниях Аширова пропагандируются идеи и идеология партии «Хизб ут-Тахрир», идея создания Халифата в России, и, используя свой авторитет, Нафигулла Аширов пропагандирует идеи сопротивления «незаконным» (с его точки зрения), действиям исполнительной и судебной властей Российской Федерации", — сказано в документе.

22 февраля 2007 года Нафигулла Аширов негативно отнёсся к попыткам ввести обязательное преподавание «Основ православной культуры» в российской средней школе сказав, что это «одно из проявлений ползучей христианизации», а Русскую церковь назвал «узконациональной конфессией», которая занимается «беспардонном лоббировании» своих интересов. Также Аширов выступил против права родителей самостоятельно выбирать и решать, какие предметы должны изучать их дети сравнив таковое с правом родителей выбрать преподавание «Майн Кампф». Он обосновал свои слова тем, что, введение в школе этого предмета противоречит конституционному принципу отделения Церкви от государства. Тогда же Аширов принёс извинения православной общественности за некоторые свои некоректные высказывания:

27 февраля 2007 года Федерация еврейских общин России выступила с жёсткой критикой по отношению к Н.Аширову, поводом для которой стало высказывание Аширова во время акции протеста в Москве против раскопок близ мечети Аль-Акса, где муфтий назвал израильтян «раковой опухолью».

По поводу заявлений ФЕОР Аширов сказал следующее:

4 марта 2008 года Н. Аширов на презентации книги Сергея Комокова «Ваххабит» резко осудил агрессию Государства Израиль против палестинского народа и даже сравнил сионисткую идеологию с фашизмом и раковой опухолью. Аширова поддержал Председатель Духовного управления мусульман Карелии, член Совета муфтиев России Висам Али Бардвил:

А также Гейдар Джемаль:

Это сравнение Аширова вызвало возмущение в ряде еврейских организаций России. С протестом против высказываний Н.Аширова 6-7 марта выступили Федерация еврейских общин России раввина Берла Лазара, Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган, Российский еврейский конгресс, Посол Израиля в РФ Анна Азари. 21 марта специальное заявление, резко осуждающее высказывания Н. Аширова приняла комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести. Сам Н. Аширов в своих утверждениях, заявляет, что опирался на определение сионизма, принятое XXX сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 ноября 1975 года, где эта идеология была названа «формой расизма и расовой дискриминации». При этом он утверждает, что нужно разделять понятие «сионизм» и еврейский народ:


В мае 2008 года Н. Аширов после посещения избитой националистами в московском метро мусульманки Юлдуз Хакназаровой призвал мусульман, живущих в крупных российских городах, объединяться с целью создания отдельных кварталов, где они и будут совместно проживать. По мнению сопредседателя Совета муфтиев России, такое объединение станет одним из средств самозащиты от нападений националистов. Это заявление вызвало поток критики как в среде мусульман, так и представителей других конфессий России

В том же году Аширов поднял вопрос нехватки мечетей в Москве, предложив мусульманам организовывать пятничные молитвы в квартирах, офисах и т. п. Ещё в 2006 году Аширов призывал увеличить количество мечетей в 10 раз доведя общее количество до 30-40. В ноябре 2010 года Аширов отмечал, что поскольку в Москве нет свободных земельных участков и отношение к мусульманам со стороны москвичей не всегда благожелательное, то лучше помимо мечетей строить молельные дома. Аширов отметил, что очень доволен, тем, что в районе Тестильщиков не было дано одобрение управы на строительство мечети, поскольку это позволяет обратить внимание на сам факт малого количества мечетей. Также Аширов упрекнул имамов из азиатской части России в их нежелании отправлять студентов учиться в медресе, связав это нежелание со страхом быть менее грамотнее, чем новоиспечённые выпускники.

14 января 2009 года Н.Аширов выступил с критикой действий Израиля в секторе Газа, где сказал, что Палестина превращается в концлагерь

В ответ Федерация еврейских общин России в лице руководителя Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин заявила следующее:

1 июля 2009 года Министерство юстиции внесло 3 брошюры, выпущенные под редакцией муфтием Дальнего востока от ДУМАЧР назначеннымм Н. Ашировым, Дамиром Ишмухамедовым (Абу Ахмад Абдуллах ибн Джамиль) (г. Владивосток) в списки запрещённой экстремистской литературы:

14 января 2010 года Н. Аширов был уличён в контрабанде долларов. Председатель Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов был задержан в аэропорту «Домодедово». Как сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах, сотрудники милиции обнаружили у муфтия при прохождении регистрации на рейс Москва-Каир 35 тысяч незадекларированных долларов. По словам источника, валюта была обнаружена в личных вещах Аширова, хотя он заявил, что у него нет с собой денег.

Общественная и преподавательская деятельность

Шейх Нафигулла Аширов является почетным членом попечительского Совета Международной организации «Исламский призыв», со штаб квартирой в г. Хартуме (Судан). Также является членом попечительского Совета созданной в 2000 г . «Европейской Исламской Конференции», объединившей исламские организации стран Европы. Участвует во многих международных конференциях и симпозиумах, встречается с лидерами ведущих исламских стран и руководителями международных исламских организаций. При его участии подписаны ряд соглашений о сотрудничестве между мусульманскими организациями России, зарубежными исламскими фондами и организациями, через которые инициировал строительство мечетей и медресе в различных регионах РФ. При сотрудничестве с международными исламскими Университетами вносит большой вклад в подготовку богословских кадров. Активно поддерживает идею исламского единства братства при наличии различных религиозных школ. При его содействии в Москве открыт и по ныне действует Исламский колледж «Расул- Акрам», где обучаются студенты со всех концов РФ. Пять раз возглавлял группы российских паломников в Хадж в Благословенную Мекку.

В то же время известны случаи, когда Аширов не предоставлял в срок отчётность по использованию денежных средств выделенных Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования. Так советник Администрации Президента РФ, член правления фонда Алексей Гришин в интервью газете «Ислам минбаре» сказал следующее:

Семья

Нафигулла Аширов женат, имеет семь детей.

Поделиться: