Популярные

Николай Иванович Зоммер

Дата рождения:
1824-04-19
Дата смерти:
1847-09-27
Биография

Биография

Родился в семье преподавателя рисования Саранского уездного училища. В 1837—1841 гг. обучался в Первой Казанской гимназии, где изучал китайский, монгольский и маньчжурский языки, а также санскрит. В 1841—1845 гг. обучался на кафедре монгольской словесности Первого отделения философского факультета Казанского университета под руководством И. П. Войцеховского, о. Даниила (Сивиллова), А. В. Попова (у которого учился ещё в гимназии). В 1843 г. непременный секретарь Академии Наук акад. Х. Д. Френ обратился к попечителю Казанского учебного округа — графу М. Н. Мусин-Пушкину с просьбой приискать среди студентов восточного отделения талантливого синолога, могущего в будущем работать в Петербурге. По распоряжению попечителя Казанского учебного округа М. Н. Мусина-Пушкина, в 1844 г. О. М. Ковалевским была составлена специальная программа подготовки Зоммера как будущего адъюнкта Академии наук. 20 июня 1845 г. защитил исследование «Об основаниях новой китайской философии», по результатам чего 20 декабря того же года получил степень кандидата восточной словесности. В декабре 1845 г. кандидатская работа Н. И. Зоммера была направлена на отзыв знаменитому учёному Вильгельму Шотту. Работа получила лестный отзыв немецкого синолога. Дальнейшая работа Н. И. Зоммера осуществлялась в тесном контакте с Санкт-Петербургской академией, из хранилищ которой высылались в Казань книги для занятий магистранта. Темой для магистерского сочинения была Н. И. Зоммером избрана «Взгляд на успехи философии в Китае с древнейших времён до настоящего времени, на борьбу школ философских и на влияние их на жизнь Китая». С 10 февраля по 15 марта 1847 г. Зоммер успешно держал испытания перед публичной защитой магистерской диссертации, но 27 сентября того же года скончался во время холерной эпидемии в возрасте 23 лет. Магистерская его диссертация, видимо, утрачена. Кандидатская работа Зоммера была опубликована в 1852 г., и впервые переиздана в 2009 г.

Содержание работы Зоммера

Статья Зоммера «Об основаниях новой китайской философии» была первым в России исследованием неоконфуцианства. План работы выглядит следующим образом (пагинация по изданию 1852 г.):

Введение:

  • С. 109—111. Классическое конфуцианство.
  • С. 112—113. Состав конфуцианского Четверокнижия.
  • С. 113—115. Состав Пяти канонов конфуцианства.
  • С. 115—117. Европейские переводы конфуцианских канонов.
  • С. 117. Опровержение даосизма как еретического учения.
  • С. 117—120. Описание борьбы конфуцианства с даосизмом и буддизмом, общие основания неоконфуцианства (от Чжоу Дунь-и до Чжу Си).
  • С. 120—122. Источники и литература, цели и задачи работы.

Часть I: онтология

  • С. 123—126. Учение о Тай-цзи.
  • С. 126—128. Учение о ци и ли.
  • С. 128—133. Учение об Инь-Ян и Пяти стихиях У-син.
  • С. 134—135. Учение о воле Неба.
  • С. 136—140. Учение о син-природе. Обоснование атеизма неоконфуцианской философии.

Часть II: спиритология и психология

  • С. 140—143. Учение о гуй и шэн.
  • С. 144—146. Учение о душах хунь и по.
  • С. 147—152. Учение о природе человека, неоконфуцианская психология.

Часть III: антропология и социология

  • С. 152—155. Конфуцианские добродетели, смысл жизни.
  • С. 156—159. Дао человека. Учение о совершенномудрых, святых и цзюнь-цзы. Буддийские параллели.
  • С. 159—162. Неоконфуцианская педагогика.
  • С. 162—165. Пять типов межчеловеческих отношений. Обязанности государя и высших сановников. Сыновняя почтительность.
  • С. 165—166. Неоконфуцианское отношение к женщине.
  • С. 166. Китайские формы учтивости.
  • С. 167. Заключение: невозможность сопоставления неоконфуцианства с европейскими философскими системами.

Зоммер полемизировал со всеми ведущими синологами того времени, включая Абеля-Ремюза (1788—1832) и С. Жюльена (1797? — 1873).

Примечательные факты

  • Отец Зоммера в 1793 г. окончил Московский кадетский корпус, но всю свою жизнь был учителем рисовального искусства в Саранске. Его брат — дядя Зоммера, преподавал немецкий язык в Пензенской гимназии.
  • Зоммер был принят в Казанскую гимназию на достаточно жёстких условиях: после её окончания он был обязан шесть лет служить по линии Министерства народного просвещения на месте, ему указанном.
  • Программа обучения Зоммера предусматривала его командировки в Париж и Кяхту после защиты магистерской диссертации.
  • В университете Зоммер получал содержание 142 руб. в год, причём одна копейка с рубля отчислялась в фонд пенсионного накопления.
  • Название статьи Зоммера в словаре Брокгауза и Ефрона дано с искажением: «Об основаниях китайской философии».

Библиография

  • Н. Зоммер. Об основаниях новой китайской философии // Учёные записки, издаваемые Императорским Казанским университетом за 1851 г. Кн. 1. Казань, 1852. С. 109—167.
  • Н. И. Зоммер. Об основаниях новой китайской философии (1845) // Д. Е. Мартынов. Конфуцианское учение: учебное пособие. Казань: Казанский гос. ун-т., 2009. С. 116—144. ISBN 978-5-98180-727-5
  • Архивные материалы о Н. И. Зоммере сохранились только в Казани. См.: Дело о студенте Зоммере, предназначенном к занятию места Адъюнкта Китайской словесности при С. Петербургской Академии наук. 8 февраля 1845 — 3 декабря 1847 // НА РТ. Ф. 977. Оп. ист.-фил. фак. Ед. хр. 501.
  • Дело о принятии воспитанника 1-ой Казанской гимназии Николая Зоммера студентом университета // НА РТ. Ф. 977. Оп. Л/д. Ед. хр. 449.
  • П. Е. Скачков. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977. С. 199—200.
  • Р. М. Валеев. Казанское востоковедение: истоки и развитие. Казань, 1998. С. 149—150.
  • Д. Е. Мартынов.  Николай Иванович Зоммер — первый исследователь неоконфуцианства в России // Четвёртые Торчиновские чтения: Философия, религия и культура стран Востока. / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. СПб, 2007. С. 452—458
  • Д. Е. Мартынов. Научное наследие Н. И. Зоммера в архивных материалах // Общество и государство в Китае: XL научная конференция / Редкол. А. А. Бокщанин (пред.); Сост. С. И. Блюмхен. М.: Ин-т вост. РАН, 2010. С. 362—370. (Учёные записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 2.)
Поделиться: