Популярные
На фото Николай Владимирович Султанов

Николай Владимирович Султанов

архитектор
Биография

Биография

Петербуржец, в 1868—1873 обучался в Строительном училище (с 1882 — Институт гражданских инженеров). По окончании училища работал на государственной службе, преподавал в ИГИ. В 1878—1879, не достигнув тридцати лет, опубликовал «Курс истории архитектуры», в 1895 году занял должность директора ИГИ. С ранней молодости, был сторонником и вскоре идеологом византийского пути в развитии архитектуры. Под его руководством ИГИ стал фактическим центром проектирования в византийском стиле.

Как практический архитектор, Султанов выдвинулся благодаря случайному знакомству с графом С. Д. Шереметевым. В 1878—1891 Султанов — домашний архитектор Шереметевых, затем Юсуповых; работал он и по заказам Д. С. Сипягина, И. И. Воронцова-Дашкова и др. высшей знати. В Москве, отреставрировал исторические палаты Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке, пристроив к 1895 хозяйственные корпуса, конюшни и устроив ограду по образцу ярославской церкви Николы Мокрого. Реставрировал имения и храмы по всей России, собрал массу материалов по истории российской, византийской и западноевропейской архитектуры, издал важнейшие для своего времени монографии по истории архитектуры. С 1893 — действительный член Императорской академии художеств, активный участник российских и европейских научных обществ.

Общественная и научная деятельность Султанова, совпавшая с идеологией дома Романовых, сделала его имя хорошо известным при дворе. В 1892 Александр III лично пригласил Султанова, вместе с тремя другими архитекторами, к участию в «конкурсе» проектов будущего Петропавловского собора в Петергофе. В марте 1893 император выбрал из четырёх проектов именно султановский; постройкой собора, начатой в 1895, руководил его ученик Василий Косяков (1862—1921), вскоре — главный архитектор Морского собора в Кронштадте. Как следует из переписки двух архитекторов, именно Султанов побудил Косякова взять за основу Морского собора константинопольский Софийский собор.

Был женат на писательнице Е. П. Султановой-Летковой, пережившей мужа почти на тридцать лет. Могила Н.В.Султанова находится в Висбадене (Германия) на погосте русской церкви.

Постройки

  • 1891—1893 — перестройка дома московского генерал-губернатора (Тверская улица, 13, не сохранился)
  • 1893—1905 — Собор Петра и Павла в Петергофе (проект; руководил постройкой В. А. Косяков) с церковно-приходской школой и электростанцией
  • 1893—1898 — архитектурная часть памятника Александру II в Московском Кремле (скульптор А. М. Опекушин)
  • 1886—1889 — надпещерный храм Черниговского скита при Троице-Сергиевой лавре
  • 1900—1902 — православная церковь в Мариенбаде (совр. Марианске-Лазне)
  • 1889—1890 — домовая церковь во дворце великого князя Павла Александровича. Санкт-Петербург, Английская набережная, д.№ 68. (Не сохранилась).
  • 1895 — отделка части интерьеров и конюшенный корпус(?) дворца великой княгини Ксении Александровны. Санкт-Петербург, Набережная Мойки, д.№ 106
  • 1874—1876 — ряд интерьеров дома Мурузи. Санкт-Петербург, Литейный проспект, д.№ 24/улица Пестеля, д.№ 27/переулок Короленко, д.№ 14 (архитектор А. К. Серебряков при участии П. И. Шестова)
  • 1906 — отделка домовой церкви в здании Женского педагогического института (корпус Герценовского института). Санкт-Петербург, Малая Посадская улица, д.№ 26 (Не сохранилась).
  • участие в перестройке дома А. Д. Шереметева. Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, д.№ 4
  • проект усыпальницы Марии Келлер, дочери Ф. Э. Келлера. Усыпальница сочетала в себе гробницу и оранжерею с тропическими растениями. Сохранились руины в селе Сенницы,Московской области.

Наряду с перестройкой больших зданий и ансамблей, Н. В. Султанов работал и над небольшими сооружениями, но они не менее интересны по своим художественным качествам. В Донском монастыре им была построена изящная часовня (не сохранилась). "4 июня 1888 был приглашен А. А. Козловой устроить часовню над могилами ее родных в Донском монастыре в Москве — часовня из чугуна вся покрыта орнаментом, в стиле ярославских «царских мест» и напрестольных «сеней». Проект был утвержден настоятелем монастыря. Часовня — лучшее произведение зодчего в этом жанре — стояла на затесненном участке некрополя Донского монастыря над семью надгробиями семейства Козловых и Хрущевых.

Реставрация

  • 1895 — крепостные башни нижегородского кремля
  • 1895 — палаты Волкова — Юсуповых в Москве, Большой Харитоньевский переулок, 19 — 21
  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1897, Москва, Улица Малая Дмитровка, 4)
  • церковь Пресвятой Троицы, Останкино
  • усадьба Кусково
  • проект реконструкции дворца царевича Димитрия в Угличе

Сочинения

  • «История архитектуры. Курс лекций с атласами чертежей. В 2-х тт.», СПБ, 1879
  • перевод и редакция труда Виолле-ле-Дюка L?Art russe — «Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность», СПБ, 1879
  • «Образцы древне-русского зодчества в миниатюрных изображениях», СПБ, 1881
  • «История зодчества у народов древнего и нового времени. Курс лекций. В 3-х тт.», 1883
  • «Изразцы в древнерусском искусстве», СПБ, 1885
  • «Памятники зодчества у народов древнего и нового мира», СПБ, 1895
  • «История архитектуры. Западная Европа, Восток и Россия», СПБ, 1896
  • «Памятник императору Александру II в Московском Кремле», СПБ, 1898
  • «История архитектурных форм», СПБ, 1902
  • «Памятники зодчества Средних веков и магометанского востока. Атлас», СПБ, 1908
  • «Архитектура как искусство и как наука, ее разделение» // Архитектура. Строительство. Экология. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2006. — С. 271-639. — ISBN 5-903070-03-5
Поделиться: