Печатается с 1949. В 1950 опубликовал автобиографический роман "Курляндия" (2-я редакция 1958, под названием "Долгожданный день") о фронтовой жизни.
С 1958 работал над историко-революционной трилогией "Кровь и пот", охватывающей события, происходившие в приаральском регионе Казахстана во время 1-й мировой войны 1914-1918 и Гражданской войны 1918-1920. В 1961 вышла 1-я книга "Сумерки" (рус. пер. Ю. Казакова 1966), в 1964 - 2-я книга "Мытарства" (рус. пер. 1968), в 1970 - 3-я книга "Крушение" (рус. пер. 1972). Широта социальных обобщений, тонкость психологического анализа, яркость самобытных национальных характеров сделали эту трилогию о рыбаках Арала заметным явлением не только казахской, но и всей советской литературы. Режиссёр Азербайджан Мамбетов поставил по книге спектакль "Кровь и пот" на сцене Каздрамтеатра им. Ауэзова в Алма-Ате, а также снял художественный фильм по сценарию А. Михалкова-Кончаловского.
В 2000 Нурпеисов издал роман-дилогию "Последний долг" (об экологической проблеме Арала), роман удостоен Шолоховской премии в 2003, переведён на немецкий и издан в Германии изд-вом "Дагиели Ферлаг" в серии "Казахская библиотека".
Осенью 2008 в Актобе (Актюбинск) напротив областной библиотеки им. С. Баишева в сквере Абая установлена скульптурная композиция, посвященная героям известной трилогии Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». Скульптурная композиция представляет собой остров «Белоран», на котором будто на корабле находятся семеро героев книги и собака. Фигуры созданы из бронзы, остров - постамент - из натурального плитняка цвета морской волны. Высота памятника составляет около 5 метров. Это первый в Казахстане памятник литературным героям. Памятник обошёлся в 324 тысячи долларов. Зимой 2008 памятник пострадал от рук вандалов, но их удалось задержать.
«Впереди идёт устремлённый вперёд Еламан - страдалец за правду, за ним справа его друг конокрад Кален. Дальше находится сплетница Каракатын и ещё один отрицательный герой - Судрахмет. С другой стороны за Еламаном идет Суйеу, за ним - неверная жена Еламана Акбала. Бай Танирберген стоит отдельно от всех и одной ногой держит рыболовную сеть, ведь он в книге не разрешал людям ловить рыбу. Последней я создал собаку бая Караканшык, которая с жалким видом смотрит на хозяина и будто спрашивает: «Что дальше будем делать?», - рассказывает скульптор, автор памятника, председатель фонда «?мір ?зен» Эрик Жаумбаев.