Огастес Уэлби Пьюджин был сыном архитектора Огастеса Чарльза Пьюджина. Начинал он свою художественно-архитектурную деятельность среди учеников отца, сопровождал его в поездках, в том числе в Нормандию, где О. Ч. Пьюджин делал эскизы с местной готической архитектуры. Огастес Уэлби Пьюджин уже в возрасте 15 лет был великолепным дизайнером. Работая на мебельную фирму Моршель и Седдон, юноша проектировал в готическом стиле мебель для королевского Виндзорского замка. В 17 лет он основывает свою фирму по изготовлению мебели и декоративных украшений интерьера (просуществовала до 1831 года). Будучи заядлым театралом, работал также и театральным декоратором, в лондонском театре Ковент-Гарден.
1835 год был переломным в жизни архитектора. Он принимает католицизм и становится активным сторонником возрождения стиля римско-католической готики в архитектуре Англии. Особенно успешным как архитектор Пьюджин был начиная с 1837 года. К его лучшим работам относятся в первую очередь католические церкви и соборы, например Ноттингемский собор (1844), церковь Сент-Огастас в Рамсгейте, собор св. Чада, Эрдингтонское аббатство и колледж Оскотта (все в Бирмингеме), церковь св. Джайлса в Шедли (1841-46) и Олтон-Тауэрс (оба в Стаффордшире).
С 1833 года Пьюджин работает совместно с другим выдающимся архитектором — сэром Чарльзом Бэрри, сперва над проектом школы принца Эдварда в Бирмингеме, а с 1835 года — над новым проектом здания Парламента в Лондоне.
Свои взгляды Пьюджин выразил в работах «истинные принципы стрельчатой или христианской архитектуры» (1841) и «Апология возрождения христианской архитектуры в Англии» (1843). В качестве основного правило хорошей архитектуры он предлагает следующее: каждый элемент здания должны иметь своё назначение, и полезные части конструкции нужно украшать, а не скрывать за отдельно сконструированными украшениями. Среди других примеров он обращает внимание на гвозди и скобы, которые в готике не прячутся и не маскируются, а становятся частью общего вида.
Исходя из этих же принципов, Пьюджин резко критикует классицизм в церковной архитектуре. По его мнению, античные храмы строились для принципиально другого типа богослужений, и переделывание этой конструкции для христианской литургии в любом случае уничтожит характерный вид здания, к которому стремится архитектор-классицист. В то же время, согласно Пьюджину, конструкция и эстетика готического храма полностью обусловлено нуждами христианского богослужения и должна служить образцом для архитекторов всех позднейших времён. Кроме того, античную архитектуру он считает несостоятельной, поскольку та механически переносить принципы деревянного зодчества на каменные здания, в то время как готика опирается на свойства именно камня и кирпича.
Схожие взгляды Пьюджин высказывал и в отношении других отраслей искусства, в частности призывая к возрождения григорианского пения.