Популярные
На фото Октав Шанют

Октав Шанют

родившийся во Франции американский железнодорожный инженер и пионер авиации
Дата рождения:
1832-02-18
Дата смерти:
1910-11-23
Биография

Работа железнодорожным инженером

Октав Шанют был выдающимся железнодорожным инженером. За свою карьеру он разработал и построил две крупнейших в стране скотобазы — Чикагскую (1865) и Канзасскую (1871). Шанют разработал и построил Мост Ганнибала — первый мост через реку Миссури в Канзас-Сити в 1869 году. Мост сделал Канзас-Сити важнейшим городом региона. Также он разработал железнодорожный мост через реку Иллинойс в Пеории и железнодорожный мост Генесси Ривер Горж около Портажвиля, штат Нью-Йорк.

Октав Шанют изобрел систему покрытия железнодорожных шпал и телефонные кабелей креозотом, что позволило лучше их сохранять. Он также ввёл использование гвоздей с датой для железных дорог в США — простой и эффективный способ отмечать возраст железнодорожных шпал и других деревянных изделий.

Авиация

Шанют впервые заинтересовался авиацией во время первого визита в Европу в 1875 году. После того, как он оставил работу на железной дороге в 1890 году, он решил посвятить себя зарождающейся тогда авиации.

Октав Шанют собрал все данные, которые мог найти о экспериментах в области авиации во всём мире. Он написал серию статей, которые публиковал сначала в The Railroad and Engineering Journal с 1891 по 1893 годы, в затем собрал их в книгу Прогресс летающих машин (англ. Progress in Flying Machine) в 1894 году. Это было первое систематизированное письменное исследование о авиации.

Во время Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году, Шанют организовал весьма успешную международную конференцию по аэронавтике.

Шанют был уже пожилым человеком и не мог заниматься полётами непосредственно. Тем не менее, он работал вместе с более молодыми экспериментаторами, такими как Огастус Херринг и Уильям Аверай. В 1896 и 1897 годах Шанют, Херринг и Аверай испытывали ручные планёры, собранные по проектам немецкого пионера авиации Отто Лилиенталя, а также ручные планёры их собственного проекта, на берегах озера Мичиган, где сегодня находится Маркетт Парк в Гэри (Индиана), недалеко от Чикаго.

Эти эксперименты убедили Шанюта, что лучший способ получить дополнительную подъёмную силу без значительного увеличения веса состоит в том, чтобы сделать несколько крыльев ярусами одно над другим; эта идея была предложена британским инженером Френсисом Венхемом в 1866 году и испытана Лилиенталем в в 1890-х годах. Шанют изобрел «провод распорки», который окружал структуру крыла, которая будет использоваться на моторных бипланах в будущем. Он основывал свой проект на строительной ферме Пратта, знакомой ему с того времени, как он строил мосты. Братья Райт, в свою очередь, строили свои планёры и Флайер на базе конструкции в виде биплана Шанюта.

Шанют вёл переписку со многими пионерами авиации, включая Луи Муиллара, Габриэля Вуазена, Джона Дж. Монтгомери, Луи Блерио, Фердинанда Фербера, Лоуренса Харгрейва и Альберто Сантос-Дюмона. В 1897 Шанют завязал переписку с английским авиатором Перси Пильчером. Следуя идеям Шанюта Пильчер построил триплан, однако погиб в результате крушения планёра до того, как мог испытать его.

Шанют много общался с братьями Райт после 1900 года, когда Уилбер Райт написал ему после прочтения «Прогресса летательных машин». Шанют приложил усилия, чтобы работа братьев Райт Стала известна в авиационных кругах, а также помогал им, посещая их лагерь рядом с Китти Хок в 1901, 1902 и 1903 годах.

Шанют свободно делился своими знаниями о авиации с любым, кто ею интересовался и ожидал, что другие люди будут поступать также, хотя он поощрял коллег патентовать их изобретения. Его позиция привела к конфликту с братьями Райт, которые полагали, что их идеи об управлении самолётом были уникальны и не считали нужным делать их доступными для всех. Шанют считал, что патент Райт на их летающую машину, управляемую с помощью перекоса крыла, не должен был действителен и заявлял об этом публично. До смерти Шанюта в 1910 году авиаторы так и не помирились, однако Уилбер Райт произнёс некролог на похоронах Шанюта.

Город Шанют в Канзасе назван в честь авиатора, как и авиабаза Chanute Air Force Base недалеко от Рантула в Иллинойсе, закрытая в 1993 году. На месте бывшей авиабазы функционирует Авиационный музей Октава Шанюта, в котором представлены экспонаты, относящиеся к истории авиации и авиабазы.

В 2003 году к 100-й годовщине первого полёта братьев Райт журнал Aviation Week & Space Technology отметил Шанюта 38-м в её списке 100 «самых важных, самых интересных, и самых влиятельных людей» в первом столетии авиации.

Основные события

  • 1832 — родился в семье Джозефа и Элизы Шанют в Париже, Франция.
  • 1838 — отец Октава Джозеф получает должность Вице-президента и Профессора истории в Колледже Джефферсона, к северу от Нового Орлеана.
  • 1846 — Семья Шанютов переезжает в Нью-Йорк. Длительное путешествие на пароходе производит глубокое впечатление на Октава, который решает сделать карьеру инженера.
  • 1848 — получает работу помощника геодезиста Гудзонской железной дороге.
  • 1849 — начинает учёбу на железнодорожного инженера.
  • 1854 — становится гражданином США. Добавляет «e» к фамилии и отказывается от среднего имени.
  • 1857 — женится на Энни Риддл Джеймс.
  • 1863 — получает назначение главным инженером на железной дороге Чикаго и Олтона.
  • 1869 — Работает над проектом города Ленекса (Канзас).
  • 1889 — уходит с работы на железной дороги.
  • 1894 — публикует Прогресс летающих машин.
  • 1910 — умер в Чикаго.
Поделиться: