Популярные
На фото Ольга Андровская

Ольга Андровская

советская актриса театра и кино
Категория:
Дата рождения:
1898-07-31
Дата смерти:
1975-03-31
Биография

Биография

Ольга Николаевна Шульц родилась 19 (31) июля 1898 года, (по другим источникам - 9 (21) июля 1898 года), в Москве, в семье Николая Михайловича Шульца, студента юридического факультета, и француженки Марии Ригуле, приехавшей в Россию на заработки уроками французского. В 1914 году окончила с золотой медалью женскую гимназию и поступила на медицинские курсы. Год проработала в клинике, ухаживала за ранеными, поступающими с фронта. По настоянию отца в 1915 году поступила на Высшие юридические курсы. Во время учёбы на курсах участвовала в любительских спектаклях. В память о младшем брате Андрее, погибшем в 1924 году от ран, полученных на гражданской войне, взяла псевдоним Андровская.

В 1916 году по совету знаменитой актрисы Малого театра Г. Н. Федотовой поступила в Театр Корша, где под наставничеством ведущего актёра Н. М. Радина началась её профессиональная сценическая деятельность. Премьеры проходили по нескольку раз в месяц, благодаря чему молодая актриса, не имевшая актёрского образования, получила первые уроки мастерства. В 1918—1919 годах одновременно работала в Студии имени Ф. И. Шаляпина. Сыграла здесь Флоретту во французском водевиле «Спичка между двух огней», просмотрев который, руководители Второй студии МХТ В. Мчеделов и Н. П. Баталов в 1919 году зачислили её в труппу студии и одновременно в школу Художественного театра. Сыграла несколько небольших ролей, наиболее заметной была роль Исабель в «Даме-невидимке» П. Кальдерона.

В 1921 году вышла замуж за Н. П. Баталова, в 1923 у них родилась дочь Светлана. В 1924 году, пополняя труппу МХАТа студийцами, В. И. Немирович-Данченко предложил Андровской для дебюта роль Лизы в спектакле «Горе от ума», причём роль Фамусова исполнил К. С. Станиславский, а в остальных ролях были заняты её сверстники: К. Н. Еланская (Софья), А. И. Степанова (Софья), Ю. А. Завадский (Чацкий), В. Я. Станицын (Молчалин) и др. Премьера прошла успешно. Андровская сумела здесь отойти от уже ставшего для неё привычным амплуа комедийной актрисы, на что обратил внимание Немирович-Данченко, поручавший ей в дальнейшем роли и иного плана. Следующий большой успех пришёл к Андровской в роли Сюзанны в комедии «Безумный день, или женитьба Фигаро» П. Бомарше, её партнёрами были Н. П. Баталов (Фигаро) и Ю. А. Завадский (граф Альмавива). Премьера состоялась в апреле 1927 года. Спектакль шёл на сцене МХАТа до начала 50-х годов с бессменной исполнительницей главной женской роли — О. Н. Андровской.

Следующим заметным этапом для Андровской стало исполнение роли Рокси Харт в пьесе американской писательницы М. Уоткинс «Реклама» (литературная основа знаменитого бродвейского мюзикла «Чикаго»). Она внесла основную долю в успех спектакля, не сходя со сцены два с половиной акта из трёх.

Во второй половине 30-х годов резко ухудшилось здоровье её мужа — Н. Баталова. После сильной простуды ещё в 1923 году на съёмках фильма «Аэлита», в котором он сыграл красноармейца Гусева, у него начал развиваться туберкулёз. В феврале 1935 года Н. Баталов в последний раз вышел на сцену в роли Фигаро, а 10 ноября 1937 года скончался после продолжительной болезни лёгких. Андровская больше замуж не выходила, обратив всю свою любовь на дочь.

Больших ролей в этот период у Андровской не было. Она сыграла Смельскую в «Талантах и поклонниках», Варвару в «Грозе» А. Н. Островского, с особым успехом передавала сложный характер Пановой в спектакле «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. «Эта роль явилась одним из наиболее блестящих созданий артистки». В 1938 году впервые приобщается к кинематографу — исполняет роль помещицы Поповой в фильме «Медведь» по А. П. Чехову. Вместе со своим партнёром по фильму М. И. Жаровым через год она снялась и в следующем фильме И. М. Анненского «Человек в футляре» по рассказу А. П. Чехова, но здесь своей работой осталась недовольна. Работала с молодёжью в Оперно-драматической студии Станиславского, репетировала роли Елены в спектакле «Дни Турбиных» по М. А. Булгакову и леди Тизл в комедии «Школа злословия» Р. Шеридана. Специально для роли Тизл она выучилась играть на арфе, а её партнер М. М. Яншин — на флейте. «Основная удача спектакля — исполнение ролей четы Тизл М. М. Яншиным и О. Н. Андровской». «Школа злословия» с участием Андровской шла на сцене МХАТа свыше десяти лет.

К юбилейным пушкинским дням МХАТ подготовил «Бориса Годунова» с Андровской в роли Марины. Спектакль был доведён до генеральной репетиции, но, несмотря на «великолепный актёрский ансамбль», выпущен не был из-за режиссёрских просчётов и неудачного оформления.

Война застала МХАТ в Минске. Начавшиеся 17 июня гастроли закончились уже 23 июня после прямого попадания авиабомбы в здание театра. По возвращении в Москву Андровская заменила А. К. Тарасову в роли Маши в «Трёх сёстрах» по А. П. Чехову. В октябре 1941 года была эвакуирована вместе с театром в Саратов. Вернулась в Москву в ноябре 1942 года. В 1943 году с её участием состоялись две премьеры — «Последние дни» М. Булгакова (Воронцова) и «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (Раневская). В 1943 году снялась в роли Татьяны Алексеевны в короткометражном фильме «Юбилей» по А. П. Чехову.

В 1949 году она с успехом сыграла роль богатой и коварной купчихи Лебёдкиной в «Поздней любви» А. Н. Островского.

В 1952 году спектакль «Школа злословия» с участием Андровской был экранизирован. Одновременно со съёмками она готовила роль петербургской дамы Шатровой в пьесе М. В. Большинцова и М. Э. Чиаурели «Октябрь» (выпущена МХАТом в декабре 1952 года под названием «Залп Авроры»).

В целом период 1960-х годов не принёс Андровской творческого удовлетворения. Спектаклей с её участием было немного («Чайка», «Над Днепром», «Бронепоезд 14—69», «Возмездие», «Ревизор»), к тому же некоторые из них были признаны неудачными и быстро сошли со сцены. Из письма О. Н. Андровской к Т. М. Вечесловой от 8 марта 1960 года:

Из письма к Н. В. Шульц от 4 января 1964 года:

Работала в ГИТИСе, с 1963 года — профессор. Среди её учеников — Александр Аржиловский, Станислав Садальский, Михаил Филипов, Нэлли Пшенная, Ангелина Вовк, Владимир Коренев, Людмила Гарница, Лионелла Пырьева. В 1964 году выпустила курс со спектаклем «Слуга двух господ» Гольдони.

До последних дней О. Н. Андровская сохраняла творческую активность. 6 октября 1970 года состоялась премьера спектакля «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому с Андровской в роли генеральши. В сентябре 1972 года она перенесла тяжёлую операцию, но почти сразу же после выхода из больницы самостоятельно начала готовить роль Турусиной в комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», о которой давно мечтала, но сыграть которую ей так и не довелось.

В 1973 году, уже будучи неизлечимо больной, с блеском сыграла роль пани Конти в прославленном спектакле «Соло для часов с боем» по О. Заграднику в постановке О. Н. Ефремова. В спектакле были заняты и другие «старики» МХАТа — А. Н. Грибов, В. Я. Станицын, М. И. Прудкин, М. М. Яншин. Премьера состоялась 13 декабря 1973 года. Одновременно спектакль был экранизирован. Эта роль оказалась для неё последней.

Ольга Николаевна Андровская скончалась 31 марта 1975 года в Москве от рака. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2) рядом с мужем.

Признание и награды

  • Народная артистка СССР (1948) — в связи с 50-летием МХАТа
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение ролей на сцене МХАТа (вместе с К. Н. Еланской)
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1974) — за высокое художественное исполнительское мастерство в спектакле «Соло для часов с боем» О. Заградника
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (3.05.1937; 26.10.1948; 20.07.1973) и медали

Творчество

Роли в театре

  • «Много шума из ничего» У. Шекспира — Маргарита
  • «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера — Беска
  • «Смерть Дантона» Г. Бюхнера — Розалия
  • «Рюи Блаз» В. Гюго — Паж
  • «Спичка между двух огней» Д. А. Мансфельда — Флоретта
  • «Елизавета Петровна» Д. П. Смолина — Екатерина II
  • «Дама-невидимка» П. Кальдерона — Исабель
  • 1925 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Лиза
  • 1927 — «Безумный день, или женитьба Фигаро» П. Бомарше — Сюзанна
  • 1927 — «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова — Варя
  • 1928 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Дуняша
  • 1928 — «Унтиловск» Л. М. Леонова — Агния
  • 1930 — «Реклама» М. Уоткинс — Рокси Харт
  • 1933 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Смельская
  • 1934 — «Гроза» А. Н. Островского — Варвара
  • 1935 — «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу — Мэри
  • 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева — Павла Петровна Панова
  • 1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Лиза
  • 1939 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Елена Васильевна Тальберг
  • 1940 — «Школа злословия» Р. Шеридана — леди Тизл
  • 1941 — «Три сестры» А. П. Чехова — Маша
  • 1943 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Воронцова
  • 1943 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Любовь Андреевна Раневская
  • 1946 — «Идеальный муж» О. Уайльда — миссис Чивли
  • 1949 — «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Лебёдкина
  • 1949 — «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — Христина Падера
  • 1952 — «Залп Авроры» М. В. Большинцова и М. Э. Чиаурели — Шатрова
  • 1953 — «Дачники» М. Горького — Юлия Филипповна
  • 1954, 1964 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Марья Васильевна Толбухина
  • 1956 — «Осенний сад» Л. Хеллман — Роз Григгс
  • 1956 — «Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова — Мария Львовна Полежаева
  • 1957 — «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева — Мария Дмитриевна Калитина
  • 1960 — «Чайка» А. П. Чехова — Полина Андреевна Шамраева
  • 1961 — «Над Днепром» А. Е. Корнейчука — Наталья Орестовна
  • 1963 — «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова — Надежда Львовна
  • 1965 — «Возмездие» Л. Кручковского — Леманская
  • 1967 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Анна Андреевна
  • 1970 — «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому — Генеральша
  • 1973 — «Соло для часов с боем» О. Заградника — пани Конти

Поделиться: