Биография
В некоторых источниках указываются неверные сведения о дате рождения Скороходовой: иногда говорится о 1912 или 1914 годах. Однако, согласно выпискам из церковной книги, которые были найдены после её смерти, она родилась в 1911 году.
Скороходова родилась в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны. А мать была вынуждена батрачить у священника.
В возрасте 5 лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. В 1922 году после смерти матери её направляют в Школу слепых в Одессе. В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор И. А. Соколянский. Под его присмотром у девочки восстанавливается устная речь, она начинает вести записи по самонаблюдению.
В 1947 году выходит её книга «Как я воспринимаю окружающий мир», которая вызвала исключительный интерес к дефектологии. Этот литературный труд был отмечен премией К. Д. Ушинского. В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», в 1972 году также дополнена и издана под названием «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».
В 1948 году Скороходова становится научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР. Здесь Ольга Ивановна проработает до конца своей жизни.
Библиография
- Письма М. Горькому // Жизнь глухонемых. 1940. № 7.
- Доклад на читательской конференции глухонемых Харькова 12 декабря 1940 г.: (Сокр. стеног.) // Жизнь глухонемых. 1941. N 1.
- Как я воспринимаю окружающий мир. /Предисловие И. А. Соколянского. М., 1947.
- Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. /Предисловие И. А. Соколянского. М.: Изд-во. АПН РСФСР, 1956.
- Текст выступления на научной сессии АПН РСФСР 1-4 июля 1946 г. //Начальная школа. 1946. № 9.
- Об изменениях в моих восприятиях и представлениях под влиянием жизненного опыта. // Обучение и воспитание слепоглухонемых / Под ред. И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова. Известия АПН РСФСР. М., 1962, вып. 121(а)
- Приспособление слепоглухонемых к жизни. // Специальная школа, 1963, № 1.
- Об особенностях ранних представлений у слепоглухонемых. // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 4. 1964.
- О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих. // Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов. 3-й симпозиум XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966.
- О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих. // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М., 1966.
- К вопросу об эстетических восприятиях и представлениях у слепоглухих. // Дефектология, 1970. № 6.
- О восприятиях и представлениях слепоглухими природы и произведений искусств. // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. М., 1970.
- Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. /Предисловие А. И. Мещерякова. М., 1972.
- Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. /Предисловие В. Н. Чулкова. М.: Педагогика, 1990.