Популярные
На фото Ольга Михайловна Фрейденберг

Ольга Михайловна Фрейденберг

советский филолог-классик, антиковед, русист, культуролог-фольклорист
Категория:
Дата рождения:
1890-03-15
Дата смерти:
1955-07-06
Биография

Биография

Дочь известного одесского журналиста и изобретателя Михаила (Моисея) Филипповича Фрейденберга и Анны Осиповны Пастернак — сестры художника Л. О. Пастернака. Двоюродная сестра Бориса Пастернака.

После окончания гимназии в Петербурге (1908) Фрейденберг из-за национальной процентной квоты для евреев не смогла поступить на Высшие женские курсы, однако год слушала там лекции. В 1910—1914 занималась самообразованием, изучала иностранные языки, путешествовала по Европе. После начала мировой войны возвратилась в Россию, в октябре 1914 стала сестрой милосердия.

Окончила классическое отделение Петроградского университета (1923), защитила диссертацию о происхождении греческого романа (1924). В 1920—1930 гг. сотрудничала с Н. Я. Марром и И. Г. Франк-Каменецким (коллективный сборник «Тристан и Исольда», Л., 1932).

В 1932 организовала в Ленинградском университете первую советскую кафедру классической филологии и до 1950 заведовала ею (с перерывом на годы войны). В 1935 защитила докторскую диссертацию «Поэтика сюжета и жанра (период античной литературы)». Опубликованная книгой (1936), диссертация подверглась жестокой идеологической критике в газете «Известия», книга была изъята из продажи. Во время сталинских репрессий был арестован её брат.

Ольга Михайловна Фрейденберг пережила блокаду Ленинграда.

Инспирированный верховной властью разгром марризма и борьба с космополитизмом повлекли за собой в 1950 увольнение Ольги Фрейденберг из университета и закрыли для исследовательницы возможность публиковаться. К настоящему времени (2011) подавляющая часть ее трудов (8 монографий и несколько десятков статей) не опубликованы.

Научные интересы

По образованию и должности считаясь филологом-классиком, Фрейденберг была сосредоточена на «палеонтологическом» исследовании семантики литературных, шире — культурных мотивов и форм (прежде всего метафоры и сюжета), их трансформаций из архаических в исторические, а соответственно, на предыстории и ранней истории таких литературных и сценических жанров, как лирика, комедия, роман. В этом она развивала идеи Германа Узенера и А. Н. Веселовского, французской социологической школы (Л.Леви-Брюль), кембриджских ритуалистов, философию символических форм Э.Кассирера и предвосхитила новейшие исследования «археологии» культурных форм в рамках символической антропологии, исследований культуры (англ. cultural studies).

Переписка и мемуары

Особое значение имеет переписка Фрейденберг с Пастернаком, продолжавшаяся с 1910 до 1954 и обнаруженная в 1973 Н. В. Брагинской (впервые опубл. за рубежом в 1981), а также ее мемуары, из которых пока опубликованы лишь фрагменты.

Признание

Переписка Фрейденберг и Пастернака выходила за границей на русском, иврите, английском, французском, немецком, голландском, японском языках. Научные труды изданы на русском, английском, польском, сербском/хорватском языках.

В России работы исследовательницы начали скупо публиковаться лишь после 1973 года. Ее научные идеи и подходы стали в недавнее время предметом нескольких диссертационных исследований в России и за рубежом.

Избранные труды

  • Идея пародии: (набросок к работе) // Сб. работ в честь С. А.Жебелева. Л., 1926, С. 378-396.
  • Поэтика сюжета и жанра: период античной литературы. Л.: Гослитиздат, 1936. 454 с.; М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
  • Происхождение эпического сравнения (на материале Илиады) // Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. Секция филол. наук. Л., 1946. С. 101-113.
  • К вопросу о происхождении греческой метрики // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук. Л., 1948. Вып. 13. С. 290-320.
  • Происхождение литературной интриги; Происхождение пародии; Что такое эсхатология? // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 6. С. 490-512.
  • Происхождение греческой лирики // Вопросы литературы. 1973. № 11. С. 103-123.
  • Семантика первой вещи // Декоративное искусство СССР. 1976. № 12. С. 16-22.
  • Семантика архитектуры вертепного театра // Декоративное искусство СССР. 1978. № 2. С. 41-44.
  • Миф и литература древности. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1978. 605 с.; 2-е изд., испр. и доп. М., 1998. Вкл. описание архива. 800 с.
  • Борис Пастернак. Переписка с Ольгой Фрейденберг / под ред. и с коммент. Э. Моссмана. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1981. VII, 377 с.
  • The correspondence of Boris Pasternak and Olga Freidenberg 1910—1954 / comp., ed., intro. E. Mossman. London: Secker & Warburg, 1982. - XXIV, 365 p.
  • Методология одного мотива // Труды по знаковым системам. 1987. Вып. 20. С. 120-130.
  • Осада человека / публ. К. Невельского [Ю. М. Каган] // Минувшее: исторический альманах. Paris: Atheneum, 1987. Вып. 3. С. 9-44.
  • Миф и театр. М.: ГИТИС, 1988. 132 с.
  • Воспоминания о Марре // Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 181-204.
  • Борис Пастернак — Ольга Фрейденберг. Письма и воспоминания // Дружба народов. 1988. № 7-10.
  • «Эйрена» Аристофана // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988. С. 224-236.
  • Переписка Бориса Пастернака. М.: Худ. лит-ра, 1990. С. 19-296.
  • Университетские годы (отрывки воспоминаний) // Человек. 1991. № 3. С. 145-156.
  • О неподвижных сюжетах и бродячих теоретиках// Одиссей. Человек в истории. Том. 7. М.: Наука, 1995, с.272-297.
  • Этюды по семантологии литературных форм. Паллиата. Глава 21// Лотмановский сборник. 1. М.: ИЦ-Гарант, 1995, с.704-718.
  • «Игра в кости»// Arbor mundi, 1996, № 4, с. 163—172
  • Image and concept: mythopoetic roots of literature/ N. V. Braginskai?a?, Kevin Moss, eds. Amsterdam: Harwood Academic, 1997
  • «Крест в могиле»// Arbor mundi, 1998, № 6
  • Проблема греческого литературного языка//От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. Москва: УРСС, 2001.
  • Целевая установка коллективной работы над сюжетом о Тристане и Исольде. Воспоминания о Марре// Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания. Антология. М.: Academia, 2001, с.325-339, 425—443.
  • The Race of Life/ Writing the siege of Leningrad: women’s diaries, memoirs, and documentary prose/ Cynthia Simmons, Nina Perlina, eds. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2002. P.64-75.
Поделиться: